Классификация усилителей рулевого управления
n Пневматические
(вышли из употребления)
n Гидравлические
n Электромеханические
n Электрические
Электрогидравлические усилители рулевого управления
n Компоновка позволяет размещать электрогидравлическую часть в пространстве, безопасном при аварии
n При неработающем двигателе усилитель сохраняет работоспособность
n Система регулирования обеспечивает экономный расход масла, адаптированный для текущей дорожной ситуации
n Расход энергии снижается на 20% по сравнению с гидроусилителями
n Коэффициент усиления и чувствительность привода могут регулироваться электроникой
Электрические усилители рулевого управления
n Выигрыш в весе
n Высвобождение пространства моторного отсека
n Перспективы: установка на 50% легковых автомобилей к 2005 г.
n Отбор мощности на работу усилителя в пересчете на расход топлива уменьшается на 85%
Статический расчет гидроусилителя рулевого управления (на примере грузового автомобиля)
Рабочий объем силового цилиндра
Баланс работ:
Работа при повороте управляемых колес:
Работа, совершаемая водителем:
Момент на рулевом колесе:
Усилие водителя Fв принимается равным:
30-70 Н для легковых автомобилей
120-160 Н для грузовых автомобилей
Работа усилителя:
pmax – максимальное давление насоса гидроусилителя
Рабочий объем силового цилиндра:
Диаметры силового цилиндра и штока цилиндра
Коэффициент запаса продольной жесткости
силового цилиндра:
Полярный момент инерции штока:
Усилие, развиваемое гидроцилиндром:
Диаметр силового цилиндра:
Гидравлический расчет гидроусилителя рулевого управления
Требования к гидравлической части
n Утечки через золотник не превышают 5-10% производительности насоса
n Ход золотника не должен увеличивать люфт рулевого колеса более чем на 2…3° при работающем усилителе
n Потери давления в золотнике должны составлять 0,3…0,6 бар
Выбор насоса
hн – объемный КПД силового насоса при p=0,5pmax
Qн – номинальная производительность насоса
amax – угол поворота рулевого колеса из одного
крайнего положения в другое
DQ – утечки насоса, £ 0,05 Qн
n – максимальная скорость поворота рулевого колеса
(n»1,5 об/c)
hн – КПД насоса (0,8…0,96)
Диаметр золотника
D1 – осевой зазор в корпусе золотника (0,2…0,5 мм)
Dpз – потери давления в распределителе (0,4…0,8 бар)
x - коэффициент местного сопротивления (3…6)
r – плотность рабочей жидкости
Активные системы рулевого управления
Пример расчета рулевого управления грузового автомобиля (МАЗ)
Исходные данные
n Нагрузка на управляемую ось
G=60 000 H
n Усилие на рулевом колесе
Fв = 120 Н