Схемы РУ с коммутацией присоединения, одним выключателем
Схема РУ с одной системой сборных шин
Система сборных шин обозначается латинскими заглавными сборными буквами, при наличии нескольких шин – нумеруется. Упрощенное обозначение разъединителя выполняется косой чертой. Разъединители ставятся с двух сторон от выключателя, допускается не ставить разъединитель с той стороны, с которой гарантируется отсутствие напряжения.
Области использования:
1. Напряжение 6-10 кВ – преобладают потребители третьей категории надежности электропитания. Достоинства данной схемы:
· простота и наглядность
· дешевизна
Недостатки:
· невозможно обеспечить резервирование
· невозможность вывести в ремонт выключатель присоединения из системы сборных шин без отключения потребителя
Схема РУ с одной секционированной системой сборных шин
Область применения данной схемы 6-35 кВ с преобладанием потребителей второй категории надежности электроснабжения.
Достоинства:
· Появилась возможность резервировать питание потребителей
· При аварии на секции шин теряется только часть потребителей
· Простота и наглядность
Недостатки:
· Невозможность вывода выключателя и системы сборных шин без отключения потребителя
· В случае аварии на секционном выключателе необходимо отключать две соседние секции
Правила секционирования
1. При количестве соединений более 10-12 шины секционируются. На каждую шину не более восьми-двенадцати присоединений.
2. Рекомендуется на каждую секцию один источник питания. Если мощность потребителей на одной секции более 120 МВт, то это правило становится обязательным.
Схемы РУ «Кольцо»
Схема РУ с одной системой сборных шин замкнутое в кольцо. Применяется в тех случаях, когда количество секционных выключателей 3 и более.
Достоинства:
· Двухстороннее резервное питание каждой секции
Все недостатки и достоинства аналогичны предыдущей схеме, кроме того, что усложняется релейная защита.
Схема РУ «Звезда»
Данная схема не получила широкого распространения в связи с высокой стоимостью и недостаточной надежностью, поэтому применяется на этапе строительства как временная схема с последующим преобразованием в другую схему.
Недостатки:
· Высокая стоимость
· Низкая живучесть
· Невозможность вывода в ремонт выключателей присоединения без отключения потребителя
Достоинства:
· Возможность обеспечить резерв с любой секции шин
Схему РУ с двумя системами сборных шин
Разъединители qs1 и qs2 работают раздельно, совместное включение допускается только на небольшой промежуток времени во время выполнения оперативных переключений.
Область применения 110-220 кВ, в редких случаях 6-35 кВ (с трансформатором с расщепленными обмотками).
Достоинства:
· Наличие двух систем сборных шин, что позволяет вывести в ремонт одну из шин без отключения потребителей
· Возможность секционирования
· Низкая стоимость
Недостатки:
· Невозможность вывода в ремонт выключатель присоединения без отключения потребителя
· Разъединители используются в оперативных переключениях
· В случае аварии на ШСВ (УА) необходимо выключать две соседние секции. ШСВ необходимо ставить таким образом, чтобы обеспечить связь всех секций с другой шиной.
Система РУ с одной рабочей и обходной системой шин
Применяется на напряжении 110-220 кВ при использовании не современных коммутационных аппаратов.
Достоинства:
· Возможность вывести в ремонт выключатель присоединения без отключения потребителя
· Сравнительно низкая стоимость
· При секционировании возможно обеспечить резервирование
Недостатки:
· Использование разделителей в качестве оперативных элементов
· Невозможность вывода в ремонт системы сборных шин
Необходимо обеспечить связь каждой секции с обходной системой сборных шин
Данная схема используется для снижения затрат при секционировании системы сборных шин. Разрешается использовать данную схему при мощности нагрузки не более 150 МВт.
Схема РУ с двумя рабочими и обходной системами шин
Достоинства:
1. Возможность вывода в ремонт выключателя присоединения и системы сборных шин без отключения потребителя.
2. Сравнительно низкая стоимость и большое количество присоединений
Недостатки:
1. Схема сложная и не наглядная
2. Использование разъединителя как оперативного элемента
3. Недостаточная живучесть для узловых подстанций и районных электростанций
Область применения:
110-220 кВ при использовании масляных и воздушных выключателей.