Проверки и испытания огнетушителей. Сроки и порядок проведения гидравлических испытаний корпусов огнетушителей, проверка качества заряда»
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный аграрный университет»
Кафедра «Пожарная и техносферная безопасность»
Доцент И.В. Селиверстов
Методические указания для проведения лабораторных работ
по дисциплине «Пожарно-спасательная техника и оборудование»
Для студентов специальностей среднего профессионального образования
20.02.04 Пожарная безопасность
Волгоград
ИПК «Нива»
2016
Для студентов специальностей среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность
Лабораторный практикум включает требования к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Пожарно-спасательная техника и оборудование» В данном издании приведены краткие теоретические сведения, порядок и требования к выполнению работ, а также контрольные вопросы для самопроверки знаний студентов
Рекомендовано методической комиссией эколого-мелиоративного факультета ВолГАУ от 2015 г., протокол №
Селиверстов И.В., 2015
ИПК ФГБОУ ВО ВолГАУ «Нива»
ВВЕДЕНИЕ
Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материалы и источники их воспламенения. Пожар – это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения. Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.
Таким образом, пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.
Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.
Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.
Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.
Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.
Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
»
Лабораторная работа №1
Проверка параметров работы пожарного насоса в зависимости от оборотов двигателя ПА.
Цель работы – измерение давления, создаваемого насосом ПН-40У пожарной автоцистерны АЦ-40(375) Ц1А и расхода воды в магистральной линии Д70 и рабочей линии Д50 через пожарный ствол с диаметром насадка Д13.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен уметь:
- организовывать учет расхода горюче-смазочных и расходных материалов;
- рассчитывать потребность в расходных материалах в зависимости от объемов и условий - эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;
знать:
- устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;
- технические возможности и условия применения различных видов транспорта, пожарной и аварийно-спасательной техники и оборудования;
- основные нормативные технические параметры пожарно-спасательной техники и оборудования;
- режимы и условия эксплуатации основных видов пожарно-спасательной техники и оборудования,
- устройство и принцип работы основных видов пожарно-спасательной техники, и оборудования;
-
Материальное обеспечение: Макеты и натурные образцы: «Насос ПН-40У», коллектор ПН-40,
напорная задвижка, сальниковый стакан. Планшет: «Схема арматуры водопенных коммуникаций АЦ40(375)-Ц1А».
Краткие теоретические сведения: В настоящее время в нашей стране широкое распространение на пожарных автомобилях имеют пожарные насосы нормального давления, обеспечивающие подачу 40 л/с с напором 1,0 МПа (100 м. вод. ст.).
АО "Ливенский машиностроительный завод" уже много лет серийно выпускает унифицированный для большинства пожарных автомобилей центробежный одноступенчатый консольный пожарный насосПН-40УВ, предназначенный для подачи воды или водных растворов. Аналогичную конструкцию имеет насос пожарный центробежный НПЦ-40/100, выпускаемый ФГУП «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования».
Широкое применение лопастных центробежных насосов на пожарных машинах объясняется
следующими их достоинствами: равномерной подачей жидкости, относительно малыми
габаритами, способностью работать "на себя" при закрытых напорных трубах, способностью
работать на загрязненной воде, относительной надежностью и долговечностью. Основным
недостатком центробежных насосов является необходимость предварительной заливки
их водой перед пуском в работу.
Подача воды из цистерны. При открытом вакуумном кране д и вентиле на трубопроводе а вода заполняет насос 1. Перекрыв вакуумный кран и открыв задвижку 7, если к патрубку присоединены напорные рукава, возможно включать насос 1 и подавать воду к стволу. |
В- вакууметр;
М- манометр
Схемы забора и подачи воды:
а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника;
в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление
трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной;
5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник;
8 – рукав напорный для работы от гидранта
Контрольные вопросы:
1. Нарисовать схему ПН-40УА и назвать детали насоса.
2. Привести отличия последних модификаций насоса.
3. Привести технические характеристики ПН-40УА.
4. Назвать основные детали насосной установки ПН-40.
5. Назвать материалы, использованные для изготовления насоса.
Лабораторная работа № 2
«Техническое обслуживание вакуумных систем: ежедневное, на пожаре, после работы на пожаре. Разборка и сборка ГВА, ПС-5, АВС-01Э»
Цель работы:
Развить практические умения и навыки работы с вакуумными системами насосной установки пожарной автоцистерны. Изучить требования правил охраны труда.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен уметь:
- организовывать и проводить техническое обслуживание пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;
- оценивать неисправности и осуществлять несложный ремонт пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования;
- использовать слесарный и электротехнический инструмент;
знать:
- устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;
- режимы и условия эксплуатации основных видов пожарно-спасательной техники и оборудования.
Материальное обеспечение:
Плакаты: ”Вакуумный кран”, “Газоструйный вакуум - аппарат”. Натурные образцы: «Пожарный насос ПН-40У», вакуумный кран, газоструйный вакуум – аппарат, автономная вакуумная система АВС-01Э, пожарный автомобиль АЦ-3.0-40.
Краткие теоретические сведения:
Классификация вакуумных систем, их назначение
Центробежные пожарные насосы неприхотливы и надёжны, но имеют один существенный недостаток: без предварительного заполнения полости насоса они не могут сами забирать воду из открытого водоисточника. Для этого применяют специальное оборудование: вакуумные системы - предназначены для создания необходимого при водозаполнении разрежения в полости пожарного насоса и всасывающих рукавов.
Задания для лабораторной работы:
1.Провести техническое обслуживание вакуумных систем: ежедневное, на пожаре, после работы на пожаре.
2. Ответить на вопросы и заполнить журнал выполнения лабораторных работ.
Практическая часть:
Пожарная техника перед началом проведения занятий устанавливается возле пожарного водоема. Преподаватель проводит целевой инструктаж по ПОТ. В процессе занятия слушатели самостоятельно с соблюдением ПОТ производят проверку насоса на герметичность за нормативное время и делают вывод о его соответствии тем или иным требованиям. Группа по команде преподавателя подходит к рабочему месту (ПА) для проверки насоса на «сухой» вакуум. Студенты самостоятельно производят проверку. Студентами собирается схема испытания на давление пожарного насоса. Преподаватель запускает насос и выводит его на рабочие параметры. В процессе показа преподаватель дает пояснения. Слушатели фиксируют фактические параметры и сравнивают их с нормативными, затем делают заключение о техническом состоянии пожарного насоса. Действия по обкатке и проверке пожарного насоса на водоотдачу, а также испытание пеносмесителя и его обратного клапана выполняются под руководством преподавателя. За активные действия слушателям выставляются оценки.
Выводы:
сделать выводы по работе.
Контрольные вопросы:
1. Нарисовать схему работы ГВА;
2. Перечислить по пунктам проведение технического обслуживания вакуумных систем при ЕТО, на пожаре, ТОпп;
3. Назвать возможные неисправности вакуумных систем, способы и порядок их устранения;
4. Нарисовать схему работы АВС-01Э;
5. Меры безопасности при работе.
Лабораторная работа № 3
Проверки и испытания огнетушителей. Сроки и порядок проведения гидравлических испытаний корпусов огнетушителей, проверка качества заряда».
Цель работы:отработать практически вопросы эксплуатации огнетушителей на примере проведения ежегодной проверки первичных средств пожаротушения на отдельно взятом объекте.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- организовывать и проводить техническое обслуживание и периодическое освидетельствование пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;
- осуществлять ведение документации по регламентному обслуживанию, принимать решения о прекращении эксплуатации неисправных технических средств;
знать:
- устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования:
- технические возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования;
- режимы и условия эксплуатации основных видов пожарно-спасательной техники и оборудования.
Материальное обеспечение:макеты документов учёта первичных средств пожаротушения и проведения проверок огнетушителей.
Краткие теоретические сведения:
Размещение огнетушителей должно осуществляться так, чтобы они наиболее эффективно использовались как первичные средства пожаротушения. Реализация этого принципа обусловлена выполнением ряда простых требований в соответствии с ГОСТ 12.4.009.
Техническое обслуживание огнетушителей должно обеспечивать поддержание их в постоянной готовности к использованию и надежной работе всех узлов на протяжении всего срока эксплуатации. Это обеспечивается четкой регламентацией их обслуживания.
Задание:
Провести ежегодную проверку огнетушителей учебных корпусов Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники. Оценить правильность размещения и хранения огнетушителей и особенности эксплуатации в зимнее время.
Ответить на контрольные вопросы. Заполнить эксплуатационные документы по проведённой проверке и отчёт по проделанной работе.
Практическая часть:Контроль технического состояния огнетушителей и их обслуживание осуществляется специально подготовленными лицами, назначенными приказом по предприятию или учреждению.
Контрольные вопросы:
1. Оценить правильность размещения и хранения огнетушителей и особенности эксплуатации в зимнее время.
2. Начертить план исследуемого помещения в размер папки отчёта по лабораторной работе.
3. Заполнить документы по проведённой проверке и сдать отчёт по проделанной работе.
4. Составить акт проверки первичных средств пожаротушения.
Лабораторная работа № 4