Лабораторная работа № 9. Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением

Цель работы: Ознакомиться с конструкцией и работой двигателя постоянного тока; практически освоить пуск, регулирование частоты вращения и реверсирование двигателя; научиться снимать его рабочие характеристики.

Таблица 24.Приборы и оборудование

Двигатель постоянного тока     1 шт.
Трехфазный асинхронный двигатель     1 шт.
Реостат пусковой     1 шт.
Реостат регулировочный     1 шт.
Блок «Резисторы»     1 шт.
Тахометр электронный ТЭ-3ОР   1 шт.
Амперметр Э538 5 А 2 шт.
Амперметр Э537 1 А 1 шт.
Вольтметр Э545 300 В 1 шт.

Таблица 25. Основные технические данные двигателя постоянного тока

Тип электродвигателя P U I n КПД η
  кВт В А Об/мин %
         

Теоретическая часть

В работе используются два электродвигателя: двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением (таблица 25) и в качестве его механической нагрузки – трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Валы двигателей соединены между собой. Трехфазный асинхронный двигатель создает динамическое торможение двигателя постоянного тока. Степень нагрузки, то есть торможение, зависит от числа включенных резисторов в цепи статора трехфазного двигателя (рис. 10).

Для ограничения (уменьшения) пускового тока в цепи якоря двигателя последовательно с якорем включается пусковой реостат RП.

Для изменения величины тока возбуждения IВ и магнитного потока Ф последовательно с обмоткой возбуждения включается регулировочный реостат RВ.

Лабораторная работа № 9. Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением - student2.ru

Рис. 10. Электрическая схема для испытаний двигателя постоянного тока

Порядок выполнення работы

1. Осуществить пуск двигателя постоянного тока, для чего:

а) сопротивление реостата возбуждения RВ установить минимальным (вывести);

б) сопротивление пускового реостата RП установить максимальным (ввести);

в) подать в схему напряжение постоянного тока 200 В и после разгона двигателя вывести пусковой реостат.

2. Снять рабочие характеристики двигателя постоянного тока путем увеличения количества включенных резисторов в схеме динамического тормоза и тока динамического торможения IДТ, то есть изменения механической нагрузки на валу двигателя. Произвести 4 изменения нагрузки. Результаты измерений записать в таблицу 26.

Таблица 26.Испытания двигателя постоянного тока



№ п/п ИЗМЕРЕНО ВЫЧИСЛЕНО
U IЯ IВ IДТ n МВ I P1 P2 η
В А А А Об/мин Нм А Вт Вт %
                 
                 
                 
                 
                 

3. Изменить частоту вращения двигателя двумя способами:

а) изменением величины напряжения – U;

б) изменением магнитного потока током возбуждения – IВ.

4. Изменить направление вращения двигателя (реверс):

а) путем изменения направления тока в обмотке якоря;

б) путем изменения направления тока (магнитного потока) в обмотке возбуждения.

Указания:

1. Момент вращения на валу электродвигателя определить из графика МВР = f (IДТ), приведенного ниже.

2. Вычислить:

Ток двигателя I.

Мощность, потребляемую двигателем Р1.

Полезную мощность двигателя: Р2 = 0,105 МВР n.

КПД η двигателя.

3. Построить графики рабочих характеристик двигателя: Р1, I, n, η = f (P2)

Ответить на вопросы

1. Почему двигатель называется с параллельным возбуждением?

2. Назначение обмотки возбуждения.

3. Почему при пуске двигателя сопротивление пускового реостата должно быть максимальным, а реостата возбуждения минимальным?

4. Написать формулу, выражающую частоту вращения двигателя.

5. В каком случае двигатель может пойти в «разнос»?

6. В какую сторону (увеличения или уменьшения) можно регулировать частоту вращения двигателя:

а) изменением напряжения – U?

б) изменением тока возбуждения IВ, т.е. магнитного потока Ф?

7. Какой из способов регулирования частоты вращения используется чаще всего?

Лабораторная работа № 10. Сборка и проверка работы схем релейно-контакторного управления трехфазным асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором

Цель работы: Знать элементы схем релейно-контакторного управления, их назначение и уметь объяснить работу схемы.

Таблица 27.Приборы и оборудование

Трехфазный асинхронный двигатель серии 4А  
Магнитный пускатель  
Тепловое реле  
Контактор переменного тока 2 шт.
Кнопочная станция 2 шт.

Теоретическая часть

Для дистанционного управления трехфазными асинхронными двигателями используется магнитный пускатель. Это электромагнитный аппарат, который состоит их трехполюсного контактора и теплового реле. Тепловое реле используется для защиты двигателя от токовых перегрузок.

Для включения и выключения магнитного пускателя используется кнопочная станция, присоединенная последовательно с катушкой электромагнита. Для реверсирования трехфазного асинхронного двигателя используются два магнитных пускателя. Второй магнитный пускатель при запуске двигателя меняет две фазы местами, при этом ротор двигателя начинает вращаться в противоположном направлении.

Порядок выполнения работы.

  1. Зарисовать электрическую схему (рис. 11).

Лабораторная работа № 9. Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением - student2.ru

Рис. 11. Нереверсивная схема управления электродвигателем

Ответить на вопросы:

  1. Назовите аппаратуру управления и аппаратуру защиты, используемые в схеме.
  2. Из каких электрических цепей состоит схема?
  3. Назначение контактора и какие его элементы указаны в схеме? Назначение обмотки (катушки) контактора.
  4. Назначение теплового реле и какие его элементы указаны в схеме?
  5. Какое положение кнопок «Пуск» и «Стоп» являются для них нормальными?

Объясните по схеме процесс включения двигателя. Практически проверьте работу схемы; включите и отключите двигатель. Выясните назначение блокирующего контакта.

2. Зарисовать электрическую схему (рис. 12).

Лабораторная работа № 9. Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением - student2.ru

Рис. 12. Реверсивная схема управления электродвигателем

Ответить на вопросы:

  1. Что означает «реверсирование» двигателя?
  2. Что нужно для реверсирования трехфазного двигателя?
  3. Чем отличается реверсивная схема управления от нереверсивной?

Наши рекомендации