Приведение тепловоза в движение.

Для приведения тепловоза в движение нужно штурвал контроллера машиниста установить в положение «Холостой ход», перевести рукоятку реверсивного ме­ханизма в одно из рабочих положений «Вперед» или «Назад», включить тумблер «Управление тепловозом» и переставить штур­вал контроллера в 1-е положение. При постановке реверсивной рукоятки в положение «Вперед» второй сверху палец на реверсив­ном барабане замыкается и подготовляет цепи катушек реверсора ПР и силовых контакторов.

Цепь катушек ПР: зажим 11/2 (плюс цепи управления), про­вод автомата 346, контакт автомата А13, провода 332, 1232, блоки­ровка крана машиниста БУ, провода 1231, 1222, контакты ревер­сивного барабана КМ, провод 1242, контакты контроллера маши­ниста КМ, провод 219, тумблер УТ «Управление тепловозом», провод А87, перемычка, шунтирующая контакт К ключа ЭПК. ав­тостопа, провод А95, провод А86, замкнутый контакт реверсивного устройства КМ «Вперед», провода 105, 106, 107, катушка реверсо­ра ПР «Вперед» (В) и далее на минус.

Контакт КМ 11 включает РУ4 по цепи: провода 300, 301, 302, катушка реле РУ4 и далее на минус по проводам 364, 146.

Реле РУ4 срабатывает и замыкает свои замыкающие контакты в цепи катушки РУ2 между проводами 1346 и 1347, подготавливая его включение. Реле РУ4 выключается на 12-й позиции, но отклю­чение контактора KB не произойдет, так как параллельно контак­ту РУ4 замкнутся контакты реле давления масла РДМ2 между проводами 117 и 120. Замыкание РДМ2 происходит при давлении в верхнем коллекторе масляной системы дизеля 110 кПа (1,1 кгс/см2 ).

Питание катушки реле времени РВЗ аналогично катушкам ре­версора до провода 107, а далее: размыкающий контакт ПР, про­вод 313, катушка РВЗ. Когда реле РВЗ получит питание, мгновен-но замыкаются его контакты (с выдержкой времени при размыка­нии) в цепи вентилей контак-торов П1—П6 и создается цепь пита­ния их катушек: плюс ВГ, 242,181, замыкающий контакт РВЗ, провода 1064, 178, контакты тумблеров ОМ1—0Мб, катушки П1—П6, провод 180, минус цепи управления. Замыкающие кон­такты контакторов П1—П6 подготавливают цепь питания катушек контакторов возбуждения KB и ВВ. С отключением одного из тя­говых двигателей тумблером ОМ выключается соответствующий контактор П, цепь катушек KB и ВВ сохраняется.

Цепь катушки контактора KB: автомат «Управление теплово­зом», провода 1235, А87, А95, А86, провод 107, размыкаю­щий контакт ПР, провод 108, размыкающие контакты Д2 ,Д1, контакты конечных выключателей дверей БД4—БД1, размыкающий контакт реле заземления РЗ, провод 111, раз­мыкающий контакт РУ8, провод 144, замыкающий контакт реле давления воздуха РДВ, провод 128, последовательно соединенные замыкающие контакты контакторов П1—П6 (128—143) подают питание через замыкающий контакт реле РУ2 на катушку контак­тора KB, а через замыкающие контакты реле РУ9—на катушку контактора ВВ.

Цепь питания катушки РУ2 следующая: УТ, провода 1235, А87, А95, размыкающие контакты РУ12, провода А31, 1346, замыкающий контакт РУ4 (а после 11-й позиции контакты РДМ2), провода 1347, 1348, контакты температурных реле воды и масла ТРВ и ТРМ, провода 123, 124, 115, катушка реле РУ2. Контакты реле РДМ2 замыкаются при достижении давления масла в верх­нем коллекторе дизеля 110—120 кПа.

О включении контакторов возбуждения KB и ВВ сигнализиру­ет лампа ЛН 1 «Сброс нагрузки» на пульте управления машини­ста, которая на мгновение включается блокировочным контактом реверсора ПР (107, 313, 1050, 1053) и гаснет при размыкании кон­такта контактора ВВ (312, 1053). Контактор KB включается и за­мыкает силовыми контактами цепь возбуждения тягового генера­тора. Замыкающий контакт KB в цепи собственной катушки между проводами 142 и 112 шунти-рует размыкающий контакт РУ8. Та­кая взаимосвязь блокировочных контактов позволяет вклю-читься контакторам KB и ВВ только на 1-й позиции контроллера и пред­отвращает включение нагрузки при более высоких позициях контроллера. При срабатывании контактора ВВ раз-мыкается его бло­кировочный контакт в цепи питания катушки вентиля ВП6 между проводами 226 и 231, вентиль отключается и левый ряд топливных насосов вступает в работу.

Силовые контакты ВВ через аварийный переключатель АР обеспечивают питание размагни-чивающей обмотки НЗ—Н4 (466, 467) возбудителя В и обмотки возбуждения И 1, И2 (438, 437) син­хронного подвозбудителя СПВ.

От СПВ (С1, С2) через АР получает питание бесконтактный тахометрический блок БТ и распределительный трансформатор Тр, а от него—трансформаторы постоянного тока ТПТ1—ТПТ4, постоянного напряжения ТПН и индуктивный датчик ИД, а также амплистат возбуждения АВ. От амплистата через выпрямитель­ный мост ПВК1 получит питание намагничивающая обмотка H1—Н2 (468, 469) возбудителя В. На зажимах возбудителя В появляется напряжение, по обмотке возбуждения тягового генера­тора Н2—Н1 (482, 486) начинает идти ток, и на его зажимах появ­ляется напряжение. Тяговые электродвигатели, получают питание и развивают вращающий момент, передающийся через редукторы колесным парам - тепловоз трогается. Дальнейшее увеличение мощности достигается постепенным переводом рукоятки контрол­лера на 2-ю, 3-ю и до 15-й позиции. Каждой позиции контроллера соответствует определенная частота вращения вала дизеля, кото­рая задается электрогидравлическим механизмом, воздействующим на регулятор частоты вращения дизеля. Электромагниты сра­батывают в соответствии с разверткой контроллера.

На 2-й позиции контроллера получает питание катушка реле РУ8: зажим 11/2, провод 346, автомат А13 «Управление», прово­да 332, 1232, блокировка БУ, провода 1222. 1242. контакты KM (тре­тий сверху), провода 267, 263. 268, катушка реле РУ8 и далее на об­щий минус. Реле сраба-тывает, размыкаются его размыкающие кон­такты в цепи катушек контакторов KB и ВВ между проводами 111 и 144, но катушки не обесточиваются, так как цепь сохраняется че­рез контакты КВ. Размыкающие контакты РУ8 между проводами 343 и 348 в цепи пуска дизеля предназначены для предотвращения пуска на высоких позициях контроллера, например в случае, если во время прокачки масла будет случайно переведена рукоятка контроллера выше 1-й позиции.

Замыкающие контакты РУ8 шунтируют часть резистора в цепи задающей обмотки МУ между проводами 417 и 419 и в цепи об­мотки НЗ—Н4 возбудителя В между проводами 463 и 464. Эта обмотка получает питание от тахометрического блока БТ по цепи : плюс БТ, провода 1143, 1042, размыкающий контакт РУ17, про­вода 1344, 424, резистор СОЗ, провод 443, обмотка 03, провода 444, 496, шунт 115, провод 740, минус БТ. На 4-й позиции контроллера получает питание катуш-ка реле РУ10 по цепи: контакты КМ (четвертые снизу), провода 290, 291, 298, катушка РУ10 и далее на минус цепи управления. Реле сраба­тывает и одной парой контактов шунтирует часть резистора «Плав­ного пуска» в цепи размагничивающей обмотки возбудителя В (между прово-дами 463 и 464). Другая пара замыкающих контак­тов РУ10 между проводами 417 и 420 шунти-рует также часть ре­зистора в цепи задающей обмотки МУ. Третья пара замыкающих контактов РУ10 подключает в работу регулировочную обмотку ОР амплистата возбуждения АВ (между проводами 412 и 415), предназначенную для корректировки внещней характеристики тя­гового генератора в рабочей зоне. Последовательно с обмоткой ОР включен индуктивный датчик ИД, внутри катушки которого перемещается сердечник, связанный со штоком серводвигателя объединенного регулятора. Вследствие перемещения сердечника происходит изменение индуктивного сопротивления и, следователь­но, тока в обмотке ОР.

Параллельно обмотке ОР подключен резистор СОР, обеспечи­вающий минимальный ток при полностью вдвинутом сердечнике. Цепь ИД: вывод 3 трансформатора Тр, провода 433, 414, катушка ИД, провода 407, 1090, 1089, мост ПВК2, провод 1087, резистор СОР, а далее ток разветвляется по двум цепям: первая — провод 1088, мост ПВК2, провод 1086, вывод 2 ТР, вторая — резистор СОР, провода 411, 412, размыкающий контакт РУ10, провода 415, 521, обмотка ОР, провод 465, шунт 115, провода 413, 1088 и далее к вы­воду 2 трансформатора ТР.

Для предотвращения броска мощности дизель-генераторной ус­тановки на 4-й позиции ток генератора ограничен 3000 А, при этом сердечник ИД должен находиться полностью во вдвинутом состоя­нии; движение сердечника должно начаться на 5-й позиции конт­роллера.

При снятии нагрузки с генератора и отключении контакторов ВВ и KB контакторы П1-П6 остаются включенными еще в тече­ние 1,3—1,5 с, так как контакты реле РВЗ имеют выдержку вре­мени на размыкание. К моменту отключения П1-П6 магнитный поток тягового генератора уменьшится, вследствие чего переход­ные процессы в цепи генератор—электродвигатели облегчатся, подгар контактов П1-П6 также уменьшится.

В схеме предусмотрена кнопка маневровой работы КМР, кото­рая дает возможность выполнять маневровую работу и подъезд к составу без набора позиций контроллера. При включении тумб­лера УТ и нажатии кнопки КМР на нулевой позиции контроллера шунтируются контакты 1 и 3 контроллера (1252, 1253) и по прово­дам 1252, 1289 подается питание на катушку реле РУ4 и собирается схема для работы тепловоза в режиме тяги,

Комплексное противобоксовочное устройство.

Электрическая схема тепловоза предусматривает работу тягового генератора при отсутствии боксования по внеш­ней характеристике, а при возник­новении боксования — по харак­теристикам с малоизменяющимся напряжением, именуемым жесткими динамическими характери­стиками по напряжению. Трансформаторы постоянного то­ка измеряют токи тяговых электродвигателей, и эти сигналы поступают в узел выделения максимума. Сигнал, пропорциональный наибольшему из токов элект­родвигателей, подается в селективный узел , в который поступает также сигнал от трансформатора постоянного напряжения . Сфор­мированный сигнал в селективном узле поступает в обмотку управления амплистата . На вход амплистата, как и во всех схе­мах тепловоза 2ТЭ10В, поступают ток задания от бесконтактного тахометрического устройства и ток от индуктивного датчика связанного с объединенным регулятором частоты вращения дизеля (ОРД).

От магнитного усилителя обеспечивается питание обмотки возбуждения возбудителя НВ.

При боксовании одной из колесных пар ток электродвигателя, связанного с ней, уменьшается, а ток двигателя небоксующей ко­лесной пары остается прежним. Следовательно, на выходе узла сигнал тоже не уменьшается и напряжение генератора не возра­стает, т. е. генератор работает по жесткой характеристике. Узел выделения максимума состоит из четырех последовательно соеди­ненных выпрямительных мостов В1—ВЗ и В6 , на которые включены обмотки переменного тока трансформаторов ТПТ1—ТПТ4. Со стороны постоянного тока мосты В1—ВЗ и В6 включаются на балластный резистор СБТТ, который вместе с дио­дом В5 выполняет роль селективного узла СУ по току. Со стороны сигнала по напряжению СУ включает мост В4, резистор СБТН, диод В7 и контакты реле управления РУ15.

Селективный узел реагирует на увеличение или уменьшение тока на данной позиции во всех ТПТ. Если происходит боксование одной или нескольких колесных пар, то ток в управляющей обмот­ке МУ уменьшаться не будет, так как ток других ТПТ остался прежним. Следовательно, генератор будет работать по жесткой динамической характеристике.

Трансформатор ТПТ2 измеряет токи 2-го и 3-го электродвига­телей, одинаково склонных к боксованию при движении вперед, а трансформатор ТПТЗ—4-го и 5-го двигателей, одинаково склон­ных к боксованню при движении назад. Распределение трансфор­маторов ТПТ по электродвигателям и применение блока диодов сравнения БДС дают возможность обнаружить до пяти электро­двигателей боксующих колесных пар.

Каждый электродвигатель через замыкающий блокировочный контакт контакторов П1-Пб соединен с блоком выпрямителей БДС, который сравнивает поступающие сигналы и выделяет сиг­нал пропорциональный скорости боксованпя. Сигналы токов тяговых двигателей снимаются с обмоток главных и до­бавочных полюсов двигателей.

Предположим, боксует 1-я колесная пара, а по 6-му электро­двигателю проходит наибольший ток. В этом случае потенциал точки 6 ТЭД будет больше потенциала точки 1ТЭД и сигнал будет прохо­дить от 6 к 5 ТЭД. Диоды остальных небоксующих тяговых электродвигателей будут заперты большим падением напряжения на обмотках добавочных и главных полюсов двигателей. При определенной разности потенциалов ток стано­вится достаточным для срабатывания реле боксования.

Для снижения чувствительности реле боксования при полном возбуждении электродвигателей в цепь катушек РБ1 и РБ2 вклю­чены резисторы СРБ1—СРБЗ. Чтобы повысить чувствительность реле при ослабленном возбуждении, замыкающие контакты РУ16 (1121, 1120) шунтируют резисторы СРБ2, СРБЗ. Срабатывание реле РП1 приводит к включению контактора ослабления возбуж­дения ВШ1 и реле РУ16. При боксовании сначала срабатывает реле РБ1, замыкающий контакт РБ1 (1037, 1048) обеспечивает пи­тание катушки реле РУ17, размыкающий контакт кото-рого вводит часть резистора ССН в цепь задающей обмотки амплистата. Это приводит к умень-шению мощности генератора на 50—55%.

Замыкающий контакт РУ17 (1039) создает цепь катушки реле РВ4 (1333, 1046). Размыкающий контакт РВ4 (с выдержкой вре­мени при замыкании) размыкает цепь вентилей контакторов ВШ1 и ВШ2, тем самым предотвращает включение их при боксовании колесных пар. Другой замыка-ющий контакт РУ17 (1331) создает цепь питания тяговому магниту МР5, устанавливающему ИД на минимальный упор, снижая этим мощность генератора на 10- 15%. Если достигнутое в резуль-тате срабатывания РБ1 снижение мощности генератора недостаточно и боксование не прекраща-ется, то срабатывает реле РБ2. Замыкающий контакт РБ2 (1040, 1044) обеспечивает питание катушкам реле РУ5 и РВ5. Замыкающие контакты РУ5 (1048. 1049, 1051. 1052) включают РУ17, звуковой сигнал боксованпя (зуммер) СБ и сигнальную лампу «Сброс на­грузки». Замыкающий контакт с выдержкой времени при размы- кании РВ5 (1171, 1174) шунтирует часть резистора СОУ, что при­водит к увеличению тока в управляющей обмотке ОУ , а следовательно, к уменьше-нию мощности генератора до 20% номинальной. После прекращения боксования и отключения реле восстанов­ление мощности генератора производится ступенчато. При отклю­чении реле РУ17 увеличивается ток в задающей обмотке амплистата (шунтируется резистор ССН) и мощность генератора увели­чивается.

Для формирования наклонных внешних характеристик тягового генератора на первых семи позициях контроллера исполь­зуют реле РУ15. Размыкающий контакт РУ15 (1098, 1047) до 7-й позиции контроллера шунтирует диод В7 селективного узла. За счет этого сигнал обратной связи по току генератора (от ТПТ) в управляющей обмотке ОУ амплистата уменьшается, так как часть тока, помимо ОУ и резистора СБТТ, проходит через резистор СБТН.

Катушки клапанов песочниц (КЛП1, КЛП2) .

Катушки получают питание при нажатии кнопки КН по цепи: зажим 16/5, прово­да 303, 1287, контакт кнопки КН, провода 1288, 305, 306, 1345, 307 и далее в зависимости от положения реверсора ПР либо по про­воду 1189 на катушку клапана песочницы КЛП1 при езде «впе­ред», либо по проводу 1192 на катушку клапана песочницы КЛП2 при езде «назад» и на минус цепи управления.

.

Наши рекомендации