Пуск дизеля и работа его без нагрузки.

Чтобы обеспечить авто­матический пуск дизелей, необходимо выполнить следующие опе­рации: на обеих секциях включить разъединители ВБ аккумуля­торных батарей и автоматы: А4 «Топливный насос», А5 «Работа дизеля», А 10 «Управление дизелем», переключатель режимов ПКР . поставить в положение «Две секции»., на пульте ведущей секции вставить рукоятку тор­моза БУ, включить автомат А 13 «Управление», установить ревер­сивную рукоятку в одно из рабочих положений «Вперед» или «На­зад» и убедиться, что штурвал контроллера машиниста находится в нулевом положении.

После включения тумблера «Топливный насос» на ведущей секции включается контактор КТН. Катушка КТН питается через межтепловозное соединение от ведомой сек­ции по цепи: зажим 1/4 («+»), автомат А5, замкнутые контакты ПКР (314, 350) и реверсивного барабана (826, 828), провод 52 межтепловозного соединения ведомой секции, далее через меж­тепловозное соединение на провод 51 ведущей секции, замкнутый контакт ПКР (930, 320), тумблер «Топливный насос» (892, 353), контакты реверсивного барабана в положении «Вперед» или «На­зад» (907, 354), размыкающий контакт реле РУ7 (937, 362) и на катушку КТН.

Через размыкающие контакты РУ7, РУ8 и РУ6 включается электропневматический вентиль ВП9, который отключает пять топливных насосов при работе дизеля на холостом ходу и 1-й по­зиции контроллера. От автомата А10 через контакт РУ10 (993, 1331) получает питание электромагнит МР5, устанавливающий ин­дуктивный датчик на минимальный упор до 4-й позиции контрол­лера для облегчения пуска дизеля в связи с введением корректора наддува воздуха.

Контактор КТН силовым контактом (225, 255) через автомат А4 включает электродвигатель топливного насоса ТН, а через раз­мыкающие контакты Д1, ДЗ (918, 919, 917) и ВВ (226, 231) — электропневматический вентиль ВП6, который отключает левый ряд топливных насосов при работе дизеля без нагрузки.

Другой силовой контакт КТН (289, 791) шунтирует контакт реверсивного барабана контроллера, что необходимо при перехо­де с одного поста управления на другой на работающем тепло­возе; размыкающий контакт КТН (337, 329) в цепи Д1—ДЗ пред­отвращает проворот вала дизеля при работающем топливном на­сосе, замыкающий контакт (327, 372) подготавливает цепь пита­ния катушки реле РУ6.

Затем пуск выполняется автоматически. При нажатии кнопки «Пуск дизеля» ПД1 включается реле РУ6 по цепи: зажим 11/2 («+»), автомат А13 «Управление», замкнутые контакты БУ и ре­версивного барабана контроллера в положении «Вперед» или «Назад» (1222, 1242), замкнутый на нулевой позиции контакт 4 контроллера (1066), размыкающий контакт реле РУ16 (1185, 1072), кнопка ПД1, размыкающий контакт реле РУ9 (324, 337), замыкающий контакт контакторов КТН (372, 327), контакт реле РВ2 (327, 321) и на катушку реле РУ6. Реле РУ6 одним замыкаю­щим контактом (200, 220) подает питание катушке реле времени РВ1, а другим (362, 337) обеспечивает питание цепей пуска дизе­ля, минуя кнопку «Пуск дизеля» ПД1.

Замыкающий контакт мгновенного действия РВ1 {283, 345) собирает цепь катушки контактора КМН, замыкающий контакт РВ1 с выдержкой времени на замыкание (283, 325) обеспечивает прокачку маслом системы дизеля перед пуском в течение 90 с.

Контактор КМН собирает цепи: замыкающий контакт {294, 295)— включает электродвигатель маслопрокачивающего насоса МН, замыкающий контакт (325, 326) — подготавливает цепь питания пусковых контакторов Д1—ДЗ, замыкающий контакт {334, 366) — подготавливает цепь питания реле РВ2. По истечении 90 с замы­кающий контакт РВ1 {283, 325) подает питание через замыкаю­щий контакт контактора КМН и размыкающий контакт контакто­ра KB, контакты конечного выключателя валоповоротного меха­низма 105 на катушку пускового контактора Д1.

Блокировочный контакт 105 установлен для предохранения от поломки валоповоротного устройства (предназначенного для руч­ной прокрутки коленчатых валов дизеля) При пуске дизеля червячное, колесо валоповорот­ного механизма должно быть выведено из зацепления; тем самым осуществляется отключение устройства. Только в этом случае кон­такт 105 замкнется.

Силовые контакты контактора Д1 соединят минус аккумуля­торной батареи с пусковой обмоткой П тягового генератора, а за­мыкающий контакт Д1 {367, 250) создает цепь катушек контакто­ров ДЗ обеих секций. Катушка ДЗ собственной секции питается по проводу 250, а второй секции—по проводам 249, 50 своей секции: межтепловозное соединение — по проводам 50, 249, 250, а затем ток идет на катушку ДЗ, провод 251 и минус БА. Силовые контак­ты ДЗ соединяют параллельно плюсовые зажимы аккумуляторных батарей первой и второй секции на время пуска. Минусы батарей соединены проводами 393 и 293 постоянно. Замыкающий контакт ДЗ (246, 245) создает цепь катушки контактора Д2.

Силовой контакт Д2 соединяет плюс батареи с цепью тягового генератора.

Чтобы получить вспышки в цилиндрах дизеля, необходимо по­дать в них топливо, а это возможно после включения в работу ре­гулятора частоты вращения дизеля, который установит рейки топ­ливных насосов в требуемое положение. Регулятор дизеля уста­навливает в рабочее положение рейки топливных насосов после включения тягового магнита ЭТ. Катушка магнита ЭТ дизеля по­лучает питание, как только замкнется контакт контактора Д1 меж­ду проводами 241 н 247. Цепь катушки ЭТ следующая: плюс БА, зажим 6/17, провод 241, замыкающий контакт Д1, провода 311, 258, тумблер Т17 «Маслопрокачивающий насос», провода 330, 248, д12, катушка ЭТ, провода д14, 254, общий минус.

При включении контактора Д2 его замыкающий контакт {242, . 243) создает цепь катушки электропневматического вентиля ВП7 (ускорителя пуска); плюсовый зажим 6/17, провода 241, 242, замы­кающий контакт Д2, провода 243, 244, д10, катушка ВП7 и далее на минус по проводам д9, 254. Вентиль срабатывает и обеспечивает в период пуска дизеля повышенное давление масла под силовым поршнем объединенного регулятора мощности; рейки топливных насосов устано-вятся почти на максимальную подачу топлива, ди­зель начнет работать.

Когда в верхнем коллекторе дизеля давление масла достигнет 50—-60 кПа, срабатывает реле давления масла РДМ1, контакты которого создают цепь питания катушек реле РУ9 и ЭТ. Срабаты­ванием РДМ1 заканчивается пуск дизеля. Включившись, реле РУ9 контактом между проводами 324 и 337 разрывает цепь питания ка­тушек РУ6, Д1, Д2, ДЗ н КМН. Реле РУ6 своим замыкающим кон­тактом прерывает цепь катушки РВ1.

При работе дизеля катушка ЭТ получает питание через кон­такты РДМ1 и реле РУ9 {228, 230), чем обеспечивается защита дизеля от пониженного давления масла. Если давление масла упадет ниже 50 кПа (что грозит выходом из строя подшипников коленчатого вала), контакты реле РДМ1 разомкнутся, катушка ЭТ обесточится и дизель остановится.

Продолжительность пуска дизеля ограничивается реле време­ни РВ2, которое отрегулировано на 30 с. По истечении 30 с раз­мыкающий контакт реле РВ2 {327, 321) разрывает цепь РУ6, а за­мыкающий контакт РВ2 (между проводами 1147 и 1146) замыка­ет цепь питания катушки РУ9, и схема автоматического пуска раз­бирается. . .

Схемой предусмотрена предварительная прокачка масла вруч­ную при помощи тумблера Т17 «Маслопрокачивающий насос», включенного между проводами 258 и 330. В цепи пуска добавле­ны блокировочные контакты ВШ1 и ВШ2 и реле РУ18. Эти вве­денные дополнения исключают возможность проворота вала дизе­ля и работы песочниц на неработающей секции, если на работа­ющей проверяют ослабление возбуждения.

Размыкающие контакты Д1 и ДЗ {918, 919, 917) собирают цепи питания (через зажимы связи 2 и 8) обмотки возбуждения вспо­могательного генератора ВГ и регулятора напряжения БРН-ЗВ.

Когда напряжение ВГ превысит напряжение БА, начнется за­ряд батареи по цепи: плюс ВГ, провод 395, предохранитель на 160А, провод 373, диод ДЗБ, провод 379, резистор СЗБ, провод 386, шунт 103, провод 391, предохранитель на 125 А, провода 392,493, нож рубильника ВБ, кабель 396, плюс БА. Минусы аккумулятор­ной батареи и вспомогательного генератора соеди-нены через ка­бель 394, нож рубильника В Б и кабель 397.

Резистор СЗБ введен в цепь заряда для уменьшения толчков тока при подключении генератора ВГ на разряженную батарею. При этом большой зарядный ток создает значительное падение напряжения на резисторе и тем самым уменьшает напряжение, подводимое к батарее. По мере заряда ток уменьшается, следова­тельно, падение напряжения на СЗБ также снижается, а напря­жение, подводимое к батарее, увеличивается. Такое перераспреде­ление напряжения улучшает условия заряда аккумуляторной ба­тареи.

Чтобы не перегрузить генератор ВГ во время пуска дизеля, блокировочные контакты контак-торов Д1 и Д2 в цепи возбужде­ния ВГ размыкаются. Одновременно прекращается питание венти­ля ВП6, обеспечивая пуск дизеля на двадцати топливных насосах.

Замыкающий контакт КМН (325, 326) гарантирует включение контакторов Д1—ДЗ только при работающем МН во время пуска дизеля. Размыкающий контакт KB (326, 287) исключает оши-боч­ное включение контакторов Д1—ДЗ при работе тепловоза в тяго­вом режиме. Размыкающий контакт реле РУ8 (362, 348) в цепи РУ6 предотвращает пуск дизеля на позициях контроллера выше 1-й. Размыкающие контакты Д1 и Д2 (108, 109, 177) исключают воз­можность включения контакторов ВВ и KB при случайном вклю­чении пусковых контакторов и тем самым предо-храняют БА и низковольтные цепи от высокого напряжения тягового генератора. Замыкающий контакт РУ9 в цепи ВВ снимает возбуждение гене­ратора при аварийной или случайной останов-ке дизеля при рабо­те под нагрузкой.

Питание МР5 осуществляется по цепи: зажим 1/1(+), автомат А9 «Вентиляторы кузова», провода 695, 224, автомат А 10 «Управ­ление дизелем», провода 225, 223, 993, разъем 25—25, размыкаю­щий контакт РУ10, провода 1331, 1056, д13, катушка МР5.

Цепь питания катушек контакторов Д2 и ДЗ: зажим 1/4 (+), автомат А5, провода 317, 367, замыкающий контакт ДЗ, катушка контакто­ра Д2, замыкающий контакт Д1, провод 250, катушка контакто­ра ДЗ.

Цепь питания электропневматического вентиля ВП6: за­жим 1/4 (+), автомат А9, провода 695, 224, автомат А10, провод 225, замыкающий контакт К.ТН, провода 236, 918, размыкающий контакт Д1, ДЗ (918, 919, 917), провода 235, 226, размыкающий контакт ВВ, провода 231, 232, Д8, катушка вентиля ВП6.

Наши рекомендации