Пуск дизеля и работа его без нагрузки.
Чтобы обеспечить автоматический пуск дизелей, необходимо выполнить следующие операции: на обеих секциях включить разъединители ВБ аккумуляторных батарей и автоматы: А4 «Топливный насос», А5 «Работа дизеля», А 10 «Управление дизелем», переключатель режимов ПКР . поставить в положение «Две секции»., на пульте ведущей секции вставить рукоятку тормоза БУ, включить автомат А 13 «Управление», установить реверсивную рукоятку в одно из рабочих положений «Вперед» или «Назад» и убедиться, что штурвал контроллера машиниста находится в нулевом положении.
После включения тумблера «Топливный насос» на ведущей секции включается контактор КТН. Катушка КТН питается через межтепловозное соединение от ведомой секции по цепи: зажим 1/4 («+»), автомат А5, замкнутые контакты ПКР (314, 350) и реверсивного барабана (826, 828), провод 52 межтепловозного соединения ведомой секции, далее через межтепловозное соединение на провод 51 ведущей секции, замкнутый контакт ПКР (930, 320), тумблер «Топливный насос» (892, 353), контакты реверсивного барабана в положении «Вперед» или «Назад» (907, 354), размыкающий контакт реле РУ7 (937, 362) и на катушку КТН.
Через размыкающие контакты РУ7, РУ8 и РУ6 включается электропневматический вентиль ВП9, который отключает пять топливных насосов при работе дизеля на холостом ходу и 1-й позиции контроллера. От автомата А10 через контакт РУ10 (993, 1331) получает питание электромагнит МР5, устанавливающий индуктивный датчик на минимальный упор до 4-й позиции контроллера для облегчения пуска дизеля в связи с введением корректора наддува воздуха.
Контактор КТН силовым контактом (225, 255) через автомат А4 включает электродвигатель топливного насоса ТН, а через размыкающие контакты Д1, ДЗ (918, 919, 917) и ВВ (226, 231) — электропневматический вентиль ВП6, который отключает левый ряд топливных насосов при работе дизеля без нагрузки.
Другой силовой контакт КТН (289, 791) шунтирует контакт реверсивного барабана контроллера, что необходимо при переходе с одного поста управления на другой на работающем тепловозе; размыкающий контакт КТН (337, 329) в цепи Д1—ДЗ предотвращает проворот вала дизеля при работающем топливном насосе, замыкающий контакт (327, 372) подготавливает цепь питания катушки реле РУ6.
Затем пуск выполняется автоматически. При нажатии кнопки «Пуск дизеля» ПД1 включается реле РУ6 по цепи: зажим 11/2 («+»), автомат А13 «Управление», замкнутые контакты БУ и реверсивного барабана контроллера в положении «Вперед» или «Назад» (1222, 1242), замкнутый на нулевой позиции контакт 4 контроллера (1066), размыкающий контакт реле РУ16 (1185, 1072), кнопка ПД1, размыкающий контакт реле РУ9 (324, 337), замыкающий контакт контакторов КТН (372, 327), контакт реле РВ2 (327, 321) и на катушку реле РУ6. Реле РУ6 одним замыкающим контактом (200, 220) подает питание катушке реле времени РВ1, а другим (362, 337) обеспечивает питание цепей пуска дизеля, минуя кнопку «Пуск дизеля» ПД1.
Замыкающий контакт мгновенного действия РВ1 {283, 345) собирает цепь катушки контактора КМН, замыкающий контакт РВ1 с выдержкой времени на замыкание (283, 325) обеспечивает прокачку маслом системы дизеля перед пуском в течение 90 с.
Контактор КМН собирает цепи: замыкающий контакт {294, 295)— включает электродвигатель маслопрокачивающего насоса МН, замыкающий контакт (325, 326) — подготавливает цепь питания пусковых контакторов Д1—ДЗ, замыкающий контакт {334, 366) — подготавливает цепь питания реле РВ2. По истечении 90 с замыкающий контакт РВ1 {283, 325) подает питание через замыкающий контакт контактора КМН и размыкающий контакт контактора KB, контакты конечного выключателя валоповоротного механизма 105 на катушку пускового контактора Д1.
Блокировочный контакт 105 установлен для предохранения от поломки валоповоротного устройства (предназначенного для ручной прокрутки коленчатых валов дизеля) При пуске дизеля червячное, колесо валоповоротного механизма должно быть выведено из зацепления; тем самым осуществляется отключение устройства. Только в этом случае контакт 105 замкнется.
Силовые контакты контактора Д1 соединят минус аккумуляторной батареи с пусковой обмоткой П тягового генератора, а замыкающий контакт Д1 {367, 250) создает цепь катушек контакторов ДЗ обеих секций. Катушка ДЗ собственной секции питается по проводу 250, а второй секции—по проводам 249, 50 своей секции: межтепловозное соединение — по проводам 50, 249, 250, а затем ток идет на катушку ДЗ, провод 251 и минус БА. Силовые контакты ДЗ соединяют параллельно плюсовые зажимы аккумуляторных батарей первой и второй секции на время пуска. Минусы батарей соединены проводами 393 и 293 постоянно. Замыкающий контакт ДЗ (246, 245) создает цепь катушки контактора Д2.
Силовой контакт Д2 соединяет плюс батареи с цепью тягового генератора.
Чтобы получить вспышки в цилиндрах дизеля, необходимо подать в них топливо, а это возможно после включения в работу регулятора частоты вращения дизеля, который установит рейки топливных насосов в требуемое положение. Регулятор дизеля устанавливает в рабочее положение рейки топливных насосов после включения тягового магнита ЭТ. Катушка магнита ЭТ дизеля получает питание, как только замкнется контакт контактора Д1 между проводами 241 н 247. Цепь катушки ЭТ следующая: плюс БА, зажим 6/17, провод 241, замыкающий контакт Д1, провода 311, 258, тумблер Т17 «Маслопрокачивающий насос», провода 330, 248, д12, катушка ЭТ, провода д14, 254, общий минус.
При включении контактора Д2 его замыкающий контакт {242, . 243) создает цепь катушки электропневматического вентиля ВП7 (ускорителя пуска); плюсовый зажим 6/17, провода 241, 242, замыкающий контакт Д2, провода 243, 244, д10, катушка ВП7 и далее на минус по проводам д9, 254. Вентиль срабатывает и обеспечивает в период пуска дизеля повышенное давление масла под силовым поршнем объединенного регулятора мощности; рейки топливных насосов устано-вятся почти на максимальную подачу топлива, дизель начнет работать.
Когда в верхнем коллекторе дизеля давление масла достигнет 50—-60 кПа, срабатывает реле давления масла РДМ1, контакты которого создают цепь питания катушек реле РУ9 и ЭТ. Срабатыванием РДМ1 заканчивается пуск дизеля. Включившись, реле РУ9 контактом между проводами 324 и 337 разрывает цепь питания катушек РУ6, Д1, Д2, ДЗ н КМН. Реле РУ6 своим замыкающим контактом прерывает цепь катушки РВ1.
При работе дизеля катушка ЭТ получает питание через контакты РДМ1 и реле РУ9 {228, 230), чем обеспечивается защита дизеля от пониженного давления масла. Если давление масла упадет ниже 50 кПа (что грозит выходом из строя подшипников коленчатого вала), контакты реле РДМ1 разомкнутся, катушка ЭТ обесточится и дизель остановится.
Продолжительность пуска дизеля ограничивается реле времени РВ2, которое отрегулировано на 30 с. По истечении 30 с размыкающий контакт реле РВ2 {327, 321) разрывает цепь РУ6, а замыкающий контакт РВ2 (между проводами 1147 и 1146) замыкает цепь питания катушки РУ9, и схема автоматического пуска разбирается. . .
Схемой предусмотрена предварительная прокачка масла вручную при помощи тумблера Т17 «Маслопрокачивающий насос», включенного между проводами 258 и 330. В цепи пуска добавлены блокировочные контакты ВШ1 и ВШ2 и реле РУ18. Эти введенные дополнения исключают возможность проворота вала дизеля и работы песочниц на неработающей секции, если на работающей проверяют ослабление возбуждения.
Размыкающие контакты Д1 и ДЗ {918, 919, 917) собирают цепи питания (через зажимы связи 2 и 8) обмотки возбуждения вспомогательного генератора ВГ и регулятора напряжения БРН-ЗВ.
Когда напряжение ВГ превысит напряжение БА, начнется заряд батареи по цепи: плюс ВГ, провод 395, предохранитель на 160А, провод 373, диод ДЗБ, провод 379, резистор СЗБ, провод 386, шунт 103, провод 391, предохранитель на 125 А, провода 392,493, нож рубильника ВБ, кабель 396, плюс БА. Минусы аккумуляторной батареи и вспомогательного генератора соеди-нены через кабель 394, нож рубильника В Б и кабель 397.
Резистор СЗБ введен в цепь заряда для уменьшения толчков тока при подключении генератора ВГ на разряженную батарею. При этом большой зарядный ток создает значительное падение напряжения на резисторе и тем самым уменьшает напряжение, подводимое к батарее. По мере заряда ток уменьшается, следовательно, падение напряжения на СЗБ также снижается, а напряжение, подводимое к батарее, увеличивается. Такое перераспределение напряжения улучшает условия заряда аккумуляторной батареи.
Чтобы не перегрузить генератор ВГ во время пуска дизеля, блокировочные контакты контак-торов Д1 и Д2 в цепи возбуждения ВГ размыкаются. Одновременно прекращается питание вентиля ВП6, обеспечивая пуск дизеля на двадцати топливных насосах.
Замыкающий контакт КМН (325, 326) гарантирует включение контакторов Д1—ДЗ только при работающем МН во время пуска дизеля. Размыкающий контакт KB (326, 287) исключает оши-бочное включение контакторов Д1—ДЗ при работе тепловоза в тяговом режиме. Размыкающий контакт реле РУ8 (362, 348) в цепи РУ6 предотвращает пуск дизеля на позициях контроллера выше 1-й. Размыкающие контакты Д1 и Д2 (108, 109, 177) исключают возможность включения контакторов ВВ и KB при случайном включении пусковых контакторов и тем самым предо-храняют БА и низковольтные цепи от высокого напряжения тягового генератора. Замыкающий контакт РУ9 в цепи ВВ снимает возбуждение генератора при аварийной или случайной останов-ке дизеля при работе под нагрузкой.
Питание МР5 осуществляется по цепи: зажим 1/1(+), автомат А9 «Вентиляторы кузова», провода 695, 224, автомат А 10 «Управление дизелем», провода 225, 223, 993, разъем 25—25, размыкающий контакт РУ10, провода 1331, 1056, д13, катушка МР5.
Цепь питания катушек контакторов Д2 и ДЗ: зажим 1/4 (+), автомат А5, провода 317, 367, замыкающий контакт ДЗ, катушка контактора Д2, замыкающий контакт Д1, провод 250, катушка контактора ДЗ.
Цепь питания электропневматического вентиля ВП6: зажим 1/4 (+), автомат А9, провода 695, 224, автомат А10, провод 225, замыкающий контакт К.ТН, провода 236, 918, размыкающий контакт Д1, ДЗ (918, 919, 917), провода 235, 226, размыкающий контакт ВВ, провода 231, 232, Д8, катушка вентиля ВП6.