Назначение и монтаж электрооборудования.
Назначение и монтаж электрооборудования.
Тепловоз приводится в движение шестью параллельно соединенными тяговыми электродвигате-лями, которые получают питание от тягового генератора. Скорость тепловоза и тяговое усилие регулируются путем изменения возбуждения генератора и частоты вращения вала дизеля. Для расширения диапазона скоростей тепловоза, при которых используется полная мощность дизеля, применены две ступени ослабления поля возбуждения тяговых электродвигателей 60 % и 36%.
Система возбуждения тягового генератора обеспечивает автоматическое поддержание постоян-ства мощности в рабочем диапазоне внешней характеристики, а также ограничение его тока и напряжения благодаря совместной работе объединенного регулятора дизеля, тахометрического блока задания БТ и узла обратной связи по току и напряжению тягового генератора.
Объединенный регулятор дизеля поддерживает установленную частоту вращения вала дизеля и совместно с тахометрическим блоком поддерживает заданный по позициям контроллера уровень мощности. Узел обратной связи по току и напряжению генератора состоит из трансформаторов постоянного тока ТПТ и напряжения ТПН; панелей выпрямительных мостов, селективного узла и регулировочного резистора СОУ с выходом на управляющую обмотку амплистата возбуждния АВ. Все электрические сигналы (токи) от узла обратной связи (через селективный узел), тахометрического блока и индуктивного датчика объединенного регулятора дизеля подаются на обмотки управления амплистата АВ, ток выхода которого через возбудитель В поддерживает оптимальные параметры генератора.
Комплексное противобоксовочное устройство тепловоза обеспечивает получение динамических жестких характеристик генератора, т. е. неизменность его напряжения при боксовании одной или нескольких колесных пар, а также своевременное обнаружение боксования и его прекращение с наименьшими потерями силы тяги тепловоза.
Монтаж электрооборудования выполнен по двухпроводной электрической схеме, в которой «+» подается на элементы различными включающими устройствами, а «—» подается на клеммы элементов непосредственно с общих шин или клеммных реек.
Все электрических цепи изображены в разомкнутом состоянии, т. е. обесточенными Клеммные рейки в пультах и камерах, а также клеммные коробки имеют отличительные буквенные или номерные обозначения. Обозначение каждой сборной клеммы на схеме содержит признаки ее местонахождения на тепловозе. Клемма обозначается дробью, числитель которой является номе-ром рейки или буквенным обозначением коробки, к которой она принадлежит, а знаменатель - номером клеммы при отсчете слева направо или сверху вниз. Клеммные рейки камер электро-оборудования имеют номера до 10, пульта управления — двухзначные свыше 10.
Обозначение штепсельных или розеточных контактов аналогично клеммным, однако вместо дробной черты используется тире. В номера проводов вспомогательных систем входит буквенное обозначение принадлежности к системе: А — автоматическая локомотивная сигнализация и скоростемер; П — пожарная сигнализация; Р — радиостанция.
Селективная характеристика
Характеристика генератора , определяемая работой системы автоматического регулирования возбуждения без электрической связи с объединенным регулятором дизеля (отключена регулировочная обмотка амплистата), называется селективной.
Когда якоря тяговых электродвигателей приходят во вращение и тепловоз трогается, на зажимах электродвигателей растет противо- эдс., ток в силовой цепи, пропорциональный разности напряжения генератора и противо-эдс. электродвигателей, начинает падать Ток в управляющей обмотке амплистата также будет уменьшаться, результирующая намагничивающая сила Aw начнет увеличиваться и рабочая точка амплистата переместится по характеристике вверх — к точке Б. Благодаря большой крутизне характеристики амплистата незначительное уменьшение намагничивающей силы управляющей обмотки ведет к резкому возрастанию тока выхода амплистата, а следовательно, напряжения тягового генератора. Такое повышение напряжения при разгоне тепловоза будет компенсировать увеличение противо-эдс. тяговых электродвигателей и препятствовать существенному изменению их тока. На внешней характеристике генератора видно, что при увеличении напряжения в несколько раз (от точки А к точке Б) ток генератора изменяется незначительно (отрезок Aа). Можно считать что ток генератора на участке А Б внешней характеристики поддерживается до некоторой скорости движения практически постоянным (вертикальная отсечка по току). Следовательно, на этом участке внешней характеристики будут постоянными или незначительно уменьшаться токи в резисторе СБТТ и управляющей обмотке, а также поддерживаться постоянным падение напряжения Uвг селективного узла.
Повышение напряжения генератора приводит к возрастанию тока на выходе ТПН. За счет этого возрастают падение напряжения на резисторе СБТН. Величина сопротивления резистора СБТН регулируется таким образом, чтобы при токе, соответствующем точке Б внешней характеристики генератора, потенциал в точке а селективного узла был равен потенциалу в точке в.
С этого момента ток с выхода ТПН начинает протекать через выпрямитель В7, и в управляющей обмотке амплистата будет суммарный ток I'д и I'u от трансформаторов ТПТ и ТПН. В дальнейшем, при повышении скорости тепловоза, работа генератора определяется участком ГБ внешней характеристики, а на характеристике амплистата это будет участок БД,.
Благодаря действию амплистата по мере увеличения скорости тепловоза и противо-эдс. тяговых двигателей напряжение генератора растет в той мере, в какой уменьшается ток нагрузки. За счет этого на участке БГ внешней характеристики получается прямолинейная наклонная характе-ристика, называемая селективной.
Процесс ограничения мощности при увеличении скорости тепловоза происходит до точки Г внешней характеристики. В этой точке ток в управляющей обмотке от трансформатора ТПН становится настолько большим, что потенциал в точке в селективного узла превышает потенциал точки д, т. е. трансформатор ТПТ отключается и доля тока от ТПТ в управляющей обмотке становится равной нулю. Весь ток ТПТ проходит через резистор СБТТ. Участок ГД внешней характеристики соответствует ограничению напряжения т.к. при дальнейшем увеличении напряжения и уменьшении тока генератора в управляющей обмотке будет протекать только увеличивающийся ток I'u от трансформатора ТПН. На характеристике амплистата в точке Д ток выхода практически наибольший, а результирующая намагничивающая сила при увеличении тока в обмотке управления от трансформатора ТПН будет уменьшаться и уменьшается ток выхода. Рабочая точка будет смещаться вниз от точки Д к точке Г на характеристике амплистата. Точка Д лежит на границе насыщения амплистата и ток выхода может увеличиваться незначи-тельно. Этому соответствует небольшое увеличение напряжения генератора и тока в обмотке управления амплистата, что повлечет уменьшение тока выхода амплистата. Следовательно, возбуждение и напряжение генератора будут оставаться практически постоянными — происходит ограничение напряжения.
Остановка дизеля
Перед остановкой дизеля перейдите на режим работы, обеспечивающий наиболее быстрое снижение температуры воды и масла до 50 — 60° С, дизель остановите выключением тумблера «Топливный насос 1 секции», «Топливный насос II секции». В исключительных случаях дизель может быть остановлен кнопкой аварийной остановки на блоке дизеля или на пульте. После остановки дизеля проверните коленчатый вал от генератора для предотвращения попадания масла в цилиндры из верхних поршней. Вал проворачивайте не позже чем через 3 мин после остановки. Если по какой-либо причине это требование во время не было выполнено, откройте все индикаторные краны и проверните коленчатый вал при открытых индикаторных кранах.
Невыполнение этого требования может привести к закрутке торсионного вала вертикаль-ной передачи и другим повреждениям.
Проворот вала дизеля.
После остановки дизеля его коленчатый вал проворачивают при выключенном тумблере «Топливный насос» на пульте управления (контактор КТН отключен), т. е. без подачи топлива в цилиндр. При нажатии кнопки «Пуск дизеля» катушки контакторов Д1, Д2, ДЗ получат питание по цепи:, плюсовый зажим 11/2, автомат «Управление», блокировка БУ, контакт реверсивного механизма контроллера «В» или «Н», контакт КМ (4-й нижний), размыкающий контакт РУ16, кнопка ПД1, размыкающие контакты РУ9, КТН, KB, 105, катушки контакторов Д1, Д2, ДЗ.
Назначение и монтаж электрооборудования.
Тепловоз приводится в движение шестью параллельно соединенными тяговыми электродвигате-лями, которые получают питание от тягового генератора. Скорость тепловоза и тяговое усилие регулируются путем изменения возбуждения генератора и частоты вращения вала дизеля. Для расширения диапазона скоростей тепловоза, при которых используется полная мощность дизеля, применены две ступени ослабления поля возбуждения тяговых электродвигателей 60 % и 36%.
Система возбуждения тягового генератора обеспечивает автоматическое поддержание постоян-ства мощности в рабочем диапазоне внешней характеристики, а также ограничение его тока и напряжения благодаря совместной работе объединенного регулятора дизеля, тахометрического блока задания БТ и узла обратной связи по току и напряжению тягового генератора.
Объединенный регулятор дизеля поддерживает установленную частоту вращения вала дизеля и совместно с тахометрическим блоком поддерживает заданный по позициям контроллера уровень мощности. Узел обратной связи по току и напряжению генератора состоит из трансформаторов постоянного тока ТПТ и напряжения ТПН; панелей выпрямительных мостов, селективного узла и регулировочного резистора СОУ с выходом на управляющую обмотку амплистата возбуждния АВ. Все электрические сигналы (токи) от узла обратной связи (через селективный узел), тахометрического блока и индуктивного датчика объединенного регулятора дизеля подаются на обмотки управления амплистата АВ, ток выхода которого через возбудитель В поддерживает оптимальные параметры генератора.
Комплексное противобоксовочное устройство тепловоза обеспечивает получение динамических жестких характеристик генератора, т. е. неизменность его напряжения при боксовании одной или нескольких колесных пар, а также своевременное обнаружение боксования и его прекращение с наименьшими потерями силы тяги тепловоза.
Монтаж электрооборудования выполнен по двухпроводной электрической схеме, в которой «+» подается на элементы различными включающими устройствами, а «—» подается на клеммы элементов непосредственно с общих шин или клеммных реек.
Все электрических цепи изображены в разомкнутом состоянии, т. е. обесточенными Клеммные рейки в пультах и камерах, а также клеммные коробки имеют отличительные буквенные или номерные обозначения. Обозначение каждой сборной клеммы на схеме содержит признаки ее местонахождения на тепловозе. Клемма обозначается дробью, числитель которой является номе-ром рейки или буквенным обозначением коробки, к которой она принадлежит, а знаменатель - номером клеммы при отсчете слева направо или сверху вниз. Клеммные рейки камер электро-оборудования имеют номера до 10, пульта управления — двухзначные свыше 10.
Обозначение штепсельных или розеточных контактов аналогично клеммным, однако вместо дробной черты используется тире. В номера проводов вспомогательных систем входит буквенное обозначение принадлежности к системе: А — автоматическая локомотивная сигнализация и скоростемер; П — пожарная сигнализация; Р — радиостанция.