Тема № 14. ВКЛЮЧЕНИЕ МОТОРА – ГЕНЕРАТОРА.
Лекция 2 часа.
Прежде всего, необходимо отметить, что мотор-генератор – это двухмашинная установка, состоящая из низковольтного генератора и высоковольтного приводного двигателя, который еще известен под названием мотор-вентилятор (коротко рассказать историю происхождения этого названия). Валы генератора и приводного двигателя соединены с помощью эластичной ременной муфты.
Приводной двигатель генератора включается с помощью контактора мотора-генератора «КМГ». Питание на катушку КМГ включается с помощью тумблера «МОТОР-ГЕНЕРАТОР» (в схеме – выключатель 8В). Как только на катушку электромагнита КМГ поступает питание, контактор срабатывает, якорь притягивается к электромагниту и в высоковольтной вспомогательной цепи замыкаются силовые контакты КМГ. Питание поступает на якорь и обмотку возбуждения приводного двигателя, который начинает работать и, через эластичную ременную муфту, вращать вал генератора.
В цепь якоря и сериесных (последовательных) обмоток возбуждения приводного двигателя последовательно включены: добавочное сопротивление (балластный резистор) 24 Ом и катушка «РТД» (реле токового добавочного). Добавочное сопротивление ограничивает частоту вращения приводного двигателя при отсутствии нагрузки на генератор. Добавочное сопротивление зашунтировано контактором добавочного сопротивления «КДС».
Контактор «КДС» срабатывает в зависимости от работы реле «РТД». При наличии нагрузки на генераторе, РТД срабатывает и его контакты в цепи провода 61 низковольтной вспомогательной цепи замыкаются. Катушка КДС получает питание, его силовые контакты в цепи приводного двигателя замыкаются и частично выводят добавочное сопротивление. Скорость вращения приводного двигателя увеличивается. При недостаточной нагрузке РТД выключается, катушка КДС теряет питание и полностью вводит добавочное сопротивление в цепь питания приводного двигателя.
Цепь якоря и обмоток возбуждения приводного двигателя зашунтированы резисторами 5100 Ом по цепи 125 и 126 проводов и соединены последовательно с катушкой реле РВ-2, которое предназначено для сигнализации о работе приводного двигателя. Во время работы двигателя контакты РВ-2 в цепи сигнальной лампы «ЛС-2» разомкнуты и сигнальная лампа не горит. При выключении двигателя эти контакты замыкаются по проводам 34 и 41 и сигнальная лампа «ЛС-2» загорается.
Цепь катушки КМГ защищает низковольтный предохранитель 14П.
Цепь приводного двигателя защищает высоковольтный предохранитель 12П
Цепь катушки КДС защищает низковольтный предохранитель 19П.
Контрольные признаки исправности цепи мотора-генератора:
· Напряжение на вольтметре низковольтных цепей – 28-30 вольт.
· Зарядовый ток на амперметре низковольтных цепей не более 25 ампер.
· На пульте гаснет сигнальная лампа ЛС-2 «Мотор-генератор».
Контрольные признаки возможной неисправности цепи:
· Показание вольтметра низковольтных цепей не более 24 вольт (при отсутствии большого разрядного тока на амперметре низковольтных цепей. Иными словами не работает рельсовый тормоз и цепь аварийного тормоза).
· Возможно горит сигнальная лампа ЛС-2 «Мотор-генератор».
Неисправности, которые могут создать подобную ситуацию:
1. Перегорел низковольтный предохранитель 14П. Однако исправность предохранителя 14П можно проверить по работе мотора-компрессора, ведь КМК и КМГ защищает один предохранитель.
2. Неисправен КМГ.
3. Перегорел предохранитель 12П.
4. Неисправен приводной двигатель.
5. Нарушена механическая связь между приводным двигателем и генератором.
6. Неисправен генератор.
7. Залипание контактов реле - регулятора тока «РРТ». РРТ предназначено для обеспечения совместной работы генератора и аккумуляторной батареи. Оно состоит из 5 реле, смонтированных на одном основании. Два из них поддерживают напряжение на генераторе в диапазоне 28 – 30 вольт. Еще два реле ограничивают зарядовый ток. Последнее реле называется реле обратного тока (РОТ). Оно отключает генератор, если напряжение генератора становится меньше, чем напряжение АБ. Водителю не разрешается открывать крышку РРТ и производить какие-либо работы. Для ликвидации возможного залипания контактов РРТ водитель может слегка постучать рукой по крышке РРТ.
Если при работе на линии возникла не исправность в цепи мотора-генератора, водитель должен осуществить следующие действия:
· Проверить целостность предохранителя 14П. необходимо иметь ввиду, если предохранитель 14П перегорел, сигнальная лампа «Мотор-генератор» загораться не будет.
· Проверить целостность предохранителя 12П.
· При неисправности КМГ на линии, его можно замкнуть принудительно.
· Постучать рукой по крышке РРТ для ликвидации возможного залипания контактов.