Тема № 4. Способы возбуждение электрических машин.
Лекция 2 часа.
Последовательное возбуждение При последовательном возбуждении обмотка возбуждения включается последовательно с якорем двигателя. Обмотки возбуждения, включенные последовательно, называются сериесными обмотками. | Параллельное возбуждение. При параллельном возбуждении обмотка возбуждения включается параллельно якорю двигателя. Обмотки возбуждения, включенные параллельно, называются шунтовыми обмотками. | ||
1. n– скорость вращения вала n – скорость изменяется в широких приделах. | 1. n- скорость почти не зависит от нагрузки. | ||
2. М ~I2 якоря М – вращающий момент Двигатели последовательного возбуждения используются на электротранспорте в качестве тяговых т.к. обеспечивают широкий диапазон регулирования скорости. | 2. М~I Двигатели параллельного возбуждения используются там, где необходима постоянная скорость вращения ( привод станков, насосы и т.д.) | ||
На подвижном составе в качестве тяговых двигателей применяются двигатели смешанного возбуждения.
У такого двигателя есть:
- одна обмотка якоря
- две обмотки возбуждения: последовательная (сериесная) и параллельная (шунтовая).
Шунтовая обмотка необходима для возбуждения тягового двигателя работающего в генераторном режиме при электродинамическом торможении.
Тема № 5. Противо ЭДС двигателя.
Чтобы машина работала двигателем необходимо подать ток на обмотку якорь и на обмотки возбуждения, тогда якорь начнёт ↻ вращаться (правило N левой руки).
При вращении якоря, его обмотка пересекает силовые линии магнитного поля обмоток возбуждения. По этому в ней, по закону электромагнитной индукции (см. правило I правой руки)
возникает ЭДС индукции.
Направление этой электродвижущей силы будет противоположно приложенному на двигатель напряжению и поэтому она называется – «ПРОТИВО-ЭДС» двигателя.
где, E – противо-ЭДС
N – Скорость вращения вала двигателя
Ф – Магнитный поток
с - постоянный коэффициент(конструкции двигателя)
Вывод:
A «ПРОТИВО-ЭДС» появляется и нарастает при увеличении скорости вращения якоря двигателя.
A «ПРОТИВО-ЭДС» уменьшает ток якоря двигателя.
Реостатный пуск двигателя.
При пуске двигателя в начальный момент скорость вращения равна нулю, значит и «противо ЭДС» равна нулю. Поэтому сила тока при пуске двигателя будет равна частному от деления приложенного напряжения на величину внутреннего сопротивления якоря двигателя. Поскольку внутреннее сопротивление якоря крайне мало, то величина пускового тока будет большой.
Для предотвращения токовых перегрузок, в цепь обмотки якоря последовательно включают дополнительное сопротивление, или так назывпаемый пусковой реостат, что даёт возможность уменьшить величину пускового тока.