Эксплуатация комплекса средств сбора и регистрации контролируемых параметров движения локомотивов (КПД-3)

1. Назначение, функционирование и состав комплекса КПД-3

КПД-3 в/и – комплекс сбора, измерения и регистрации параметров движения, объема и массы топлива в топливных баках тепловозов, выдачи полученных результатов на индикацию, сигнализацию, их записи на бумажную ленту или съемный носитель, передачи их во внешние устройства, а также, в зависимости от исполнения, получения и дешифровки навигационных сообщений, поступающих от группировки спутников системы глобального позиционирования GPS NAVSTAR (USA) или ГЛОНАСС (РФ), передачи поездной информации по каналам сотовой связи на сервер пользователя и получение команд управления от сервера.

Комплексы серии КПД-3, КПД-3П, КПД-3А, КПД-3В, КПД-3ПА, КПД-3ПВ и КПД-3ПС (далее КПД-3) предназначены для применения на тяговом, моторвагонном и специальном самоходном подвижном составе в качестве индицирующего и регистрирующего устройства взамен морально устаревшего механического скоростемера 3СЛ-2М.

Комплекс КПД-3 обеспечивает измерение, индикацию и регистрацию скорости, ускорения, пройденного пути, времени, давления, сигнализацию превышения контролируемых скоростей и других параметров движения.

1.1. Основные различия КПД-3

Комплекс КПД-3 имеет модификации: КПД-3, КПД-ЗА, КПД-ЗБ, КПД-ЗВ, КПД-3П, КПД-3ПА, КПД-3ПВ, КПД-3ПС которые отличаются набором и исполнениями составляющих их блоков.

– КПД-3, КПД-ЗА, КПД-ЗБ, КПД-ЗВ – основой является блок управления БУ-3, обеспечивающий сбор и обработку информации, поступающей от датчиков давления, скорости, системы АЛС и двухпозиционных датчиков состояния локомотивных приборов, а также от счетчиков расхода электроэнергии. Результаты обработки информации передаются на блок индикации БИ-4, фиксируются блоком регистрации БР-2/2 на бумажную (пластиковую) ленту, записываются в съёмный электронный модуль памяти МПМЭ-64 для последующей автоматизированной расшифровки, а также в электронный блок регистрации информации защищённый БРИЗ;

– КПД-ЗП – результаты измерения скорости, пройденного пути, давления в тормозной системе, текущего времени отображаются блоком управления БУ-3П и регистрируются в съемный электронный модуль памяти МПМЭ для последующей автоматизированной расшифровки, фиксируются блоком регистрации БР-2М на бумажную ленту;

– КПД-3ПА, КПД-3ПВ, КПД-3ПС – обеспечивает измерение, индикацию и регистрацию скорости, ускорения, пройденного пути, времени, давления и другой скоростемерной информации, сигнализацию превышения контролируемых скоростей, выдачу сигналов для управления гребнесмазывателем и песочницей и регистрацию в съемный электронный модуль памяти МПМЭ.

КПД-3в/и в зависимости от исполнения обеспечивает:

1) Измерение:

- скорости движения;

- ускорения торможения и разгона в диапазоне от минус 0,99 до плюс 0,99 м/с2;

- пройденного пути;

- давления в тормозном цилиндре, тормозной и питательной магистрали, в диапазоне от 0до 980 кПа;

- плотности тормозной магистрали;

- отсчет текущего времени;

- количества, температуры и плотности топлива в топливном баке тепловоза;

- определение местоположения локомотива по системам спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS.

2) Индикацию:

- скорости движения;

- ускорения торможения и разгона;

- текущего времени;

- пройденного пути;

- температуры, объема, плотности топлива (по вызову);

- срабатывания схемы предварительной световой сигнализации при периодической проверке бдительности машиниста;

- срабатывания схемы предупреждения самопроизвольного ухода локомотива.

3) Регистрацию на бумажную ленту или МПМЭ, в зависимости от исполнения:

- скорости движения;

- ускорения торможения от в диапазоне минус 0,99 до минус 0,01 м/с2;

- давления в тормозной магистрали в диапазоне от 0до 980 кПа;

- текущего времени от 0 до 23 ч 59 мин;

- поездной информации для дальнейшей ее расшифровки в условиях депо;

- состояние сигналов АЛС;

- направление движения;

- величины пройденного пути;

- о расходе электроэнергии за поездку (для модификаций КПД-ЗВ).

1.2. Основные функции КПД-3ПА

Основные функции комплекса КПД-3ПА:

- измерение и регистрация пройденного пути;

- определение и регистрация направления движения;

- измерение и регистрация скорости движения;

- измерение ускорения и замедления движения;

- регистрация замедления (по команде машиниста);

- измерение и регистрация давления в тормозном цилиндре, тормозной и питательной магистралях;

- регистрация сигналов АЛСН;

- регистрация положения электромагнитного клапана ЭПК;

- включение внешних цепей сигнализации при превышении заданных значений скорости движения локомотива;

- обмен информацией с внешними устройствами по интерфейсу CAN 2.0А;

- определение периода кодирования и кода рельсовой цепи;

- прием двоичных сигналов (8 сигналов);

- регистрация состояния ТСКБМ (при наличии в панели ПС-3П узла приема ТСКБМ);

- управление гребнесмазывателем;

- оперативный ввод и хранение условно-постоянных признаков, необходимых для обработки поступающей от датчиков информации;

- отсчет текущего времени.

1.3. Основные функции КПД-3ПВ

Основные функции комплекса КПД-3ПВ:

- измерение и регистрация пройденного пути;

- определение и регистрация направления движения;

- измерение и регистрация скорости движения;

- измерение ускорения и замедления движения;

- регистрация замедления (по команде машиниста);

- измерение и регистрация давления в тормозном цилиндре, тормозной и питательной магистралях;

- регистрация сигналов АЛСН;

- регистрация положения электромагнитного клапана ЭПК;

- включение внешних цепей сигнализации при превышении заданных значений скорости движения локомотива;

- обмен информацией с внешними устройствами по интерфейсу CAN 2.0А;

- определение периода кодирования и кода рельсовой цепи;

- прием двоичных сигналов (8 сигналов);

- регистрация состояния ТСКБМ (при наличии в панели ПС-3П узла приема ТСКБМ);

- управление гребнесмазывателем;

- оперативный ввод и хранение условно-постоянных признаков, необходимых для обработки поступающей от датчиков информации;

- отсчет текущего времени.

КПД-3ПВ дополнительно обеспечивает:

- предварительную световую сигнализацию при периодической проверке бдительности с реализацией алгоритма с "верхней" рукояткой бдительности (функция прибора Л159);

- контроль самопроизвольного ухода локомотива (функция прибора Л168);

- контроль несанкционированного отключения ЭПК ключом ЭПК (функция электронной платы прибора КОН).

1.4. Основные функции КПД-3ПС

Основные функции комплекса КПД-3ПС:

- измерение и регистрация пройденного пути;

- определение и регистрация направления движения;

- измерение и регистрация скорости движения;

- измерение ускорения и замедления движения;

- регистрация замедления (по команде машиниста);

- измерение и регистрация давления в тормозном цилиндре, тормозной и питательной магистралях;

- регистрация сигналов АЛСН;

- регистрация положения электромагнитного клапана ЭПК;

- включение внешних цепей сигнализации при превышении заданных значений скорости движения локомотива;

- обмен информацией с внешними устройствами по интерфейсу CAN 2.0А;

- определение периода кодирования и кода рельсовой цепи;

- прием двоичных сигналов (8 сигналов);

- регистрация состояния ТСКБМ (при наличии в панели ПС-3П узла приема ТСКБМ);

- управление гребнесмазывателем;

оперативный ввод и хранение условно-постоянных признаков, необходимых для обработки поступающей от датчиков информации;

- отсчет текущего времени.

КПД-3ПС дополнительно обеспечивает:

- предварительную световую сигнализацию при периодической проверке бдительности с реализацией алгоритма с "верхней" рукояткой бдительности (функция прибора Л159);

- контроль самопроизвольного ухода локомотива (функция прибора Л168);

- контроль несанкционированного отключения ЭПК ключом ЭПК (функция электронной платы прибора КОН);

- измерение и регистрацию количества, температуры и плотности топлива в топливном баке тепловоза;

- определение местоположения локомотива по системам спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS;

- передачу информации о текущих географических координатах локомотива и другой поездной информации на сервер пользователя;

- получение команд управления с сервера пользователя.

Основные отличия базовых комплектаций комплексов серий КПД-3ПА, КПД-3ПВ и КПД-3ПС

Таблица 9.1

Функция КПД-3ПА КПД-3ПВ КПД-3ПС
Измерение, индикация и регистрация скорости, ускорения, пройденного пути, времени, давления + + +
Сигнализация при превышении контролируемых скоростей + + +
Предварительная световая сигнализация при периодической проверке бдительности машиниста   + +
Контроль самопроизвольного ухода локомотива   + +
Контроль несанкционированного отключения ЭПК ключом ЭПК   + +
Измерение и регистрацию количества, температуры и плотности топлива в топливном баке тепловоза     +
Определение местоположения локомотива по системам спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS     +
Передачу информации о текущих географических координатах локомотива и другой поездной информации на сервер пользователя     +
Получение команд управления с сервера пользователя     +

Основные блоки, входящие в состав КПД-3:

Блок регистрации БР-2/2 регистрирует на бумажную металлизированную ленту шириной 80 ± 0,5 мм скорость, ускорение, давление в ТМ, сигналы АЛС, время, направление движения и пройденный путь.

Блок управления БУ-3В предназначен для сбора информации, поступающей от локомотивных датчиков и системы автоматической сигнализации, преобразования частоты следования электрических импульсов по двум каналам измерения в значения пройденного пути, скорости и ускорения движения, преобразования величины входных аналоговых сигналов в значения давления в тормозной магистрали, выдачи полученных результатов на индикацию, регистрацию, сигнализацию, а также запись в полупроводниковое энергонезависимое запоминающее устройство.

Блок индикации БИ-4М обеспечивает:

- индикацию скорости движения в зависимости от исполнения в диапазоне от 0 до 75, от 0 до 150, от 0 до 220, или от 0 до 300 км/ч в цифровой и аналоговых формах с приведенной основной погрешностью аналогового индикатора скорости не более ±1,5%.

- индикацию текущего времени от 00 ч 00 мин до 23 ч 59 мин;

- индикацию ускорения (замедления) движения;

- индикацию диагностической информации о состоянии КПД или значение плотности тормозной магистрали (в зависимости от заданных режимов работы);

- установку времени в часах и минутах, задание режима работы КПД и ввод условно- постоянных данных о локомотиве.

Примечание: Исходные данные для индикации текущего времени, ускорения, плотности поступают из блока управления КПД или других систем, обеспечивающих интерфейс обмена согласно протоколу.

2. Приемка локомотива и МВПС локомотивной бригадой

2.1. При приемке локомотива и МВПС локомотивная бригада обязана выполнить следующие работы:

- убедиться по журналу технического состояния локомотива формы ТУ-152 в отсутствии замечаний по работе комплекса средств сбора и регистрации данных КПД-3 у сдающей бригады;

- проверить внешнее состояние блоков КПД-3, правильность их установки, наличие пломб на блоках КПД-3, надежность крепления датчиков угла поворота к крышке буксы колесной пары.

3. Порядок установки и съема диаграммных лент и МПМЭ

3.1. Перед отправлением в очередной рейс локомотива или МВПС, если на них установлены БР-2, то они должны быть заправлены диаграммной лентой. В БУ-3в/и должен быть установлен МПМЭ.

3.2. Подготовленные к работе МПМЭ машинист получает у дежурного по депо или иного ответственного работника.

Заправку и съем лент КПД-3П и МПМЭ производит непосредственно машинист локомотива. Заправку лент в БР-2 могут осуществлять лица, обслуживающие КПД-3П при ТО-2. Съем лент и МПМЭ производится после каждой поездки или при смене бригад.

3.3. ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ БР-2, РАБОТАЮЩИЙ НА БУМАЖНОЙ ЛЕНТЕ, ЗАПРАВЛЯТЬ ЛАВСАНОВОЙ И НАОБОРОТ.

3.4. После заправки БР-2 лентой машинист обязан проверить на ней качество печати, для чего нажатием кнопки П на БУ-3 (БИ-4) необходимо 3-4 раза выполнить распечатку (информацию о времени, типе, номере и пробеге локомотива или МВПС).

4. Действия машиниста перед началом поездки или смены

4.1. Для комплекса серии КПД-3 перед началом поездки или смены машинисту необходимо произвести следующие операции:

- заправить блок регистрации БР-2 комплекса КПД бумажной диаграммной лентой. Ленту ставить без перекосов;

- включить питание на блоке питания БПЛ;

- нажать кнопку "Т" на блоке индикации БИ-2;

- кнопками "Ч" и "МИН" установить текущее время;

- после установки текущего времени нажать кнопку "П" на блоке индикации БИ-2.

После печати регистратором текущего времени комплекс КПД автоматически переходит в режим контроля параметров движения. На дополнительном индикаторе показывается величина ускорения. В случае необходимости, нажатием кнопки "Т" комплекс КПД переводится в режим индикации текущего времени взамен ускорения.

4.2. Для комплекса модификаций КПД-3П перед началом поездки или смены машинисту необходимо произвести следующие операции:

- если в состав КПД-3П входит БР-2М/1, то проверить наличие в БР-2М/1 диаграммной ленты в объеме, достаточном для поездки. При необходимости заправить диаграммную ленту;

- установить МПМЭ в БУ-3П;

- включить питание КПД-3П. После включения при начальном тестировании на дополнительном индикаторе высвечиваются бегущие единицы;

- убедиться в отсутствии неисправностей по показаниям дополнительного индикатора БУ-3П. Для просмотра всех неисправностей следует нажимать кнопку КОНТР:

Н000 – нормально;

Н600 - не установлен МПМЭ;

Н608, Н609 – сменить МПМЭ.

Индикация любых других кодов, в том числе Н132 и Н514, (при наличии правильно установленной ленты) информируют о неисправности КПД-3П, т.е. необходимо потребовать устранения неисправности или замены локомотива;

- установить текущее время.

4.2.1. Установка текущего времени

Чтобы установить текущее время, необходимо:

- нажать кнопку Т на БУ-3П или БИ-4П;

- кнопкой Ч установить значение текущего часа;

- кнопкой МИН установить значение текущей минуты;

- после установки текущего времени нажать кнопку П на БУ-3П или БИ-4П.

КПД-3П переходит в режим контроля параметров движения с печатью "шапки".

4.2.2. Проверка качества печати

Качество печати и регистрации давления БР-2М/1 проверяется одновременным нажатием кнопок ↑ и ЛЕНТА на БУ-3П и удержанием их в течение 25-30 с.

4.2.3. Порядок ввода даты поездки, номера поезда и табельного номера машиниста

До отправления поезда (при нулевой скорости) локомотивная бригада должна записать информацию о дате, номере поезда и табельном номере машиниста при помощи БУ-3П или БИ-4П.

Ввод даты поездки, номера поезда и табельного номера производить в следующем порядке:

- нажать комбинацию кнопок ↑ и ДАТА;

- после появления 0 на цифровом индикаторе кнопками МИН и Ч установить дату (месяц/число);

- нажать кнопку Т и после появления "1" на цифровом индикаторе кнопками МИН, Ч и КОНТР (единицы, десятки и сотни) установить номер поезда;

- нажать кнопку Т и после появления "2" на цифровом индикаторе кнопками МИН, Ч и КОНТР, (единицы, десятки и сотни с тысячами) установить табельный номер машиниста;

- если все цифры введены правильно, нажать кнопку П.

4.2.4. Тестирование КПД-3

После включения при начальном тестировании на дополнительном индикаторе высвечиваются бегущие единицы. Во время начального тестирования возможно кратковременное появление кодов неисправностей Н551, Н552, Н553, Н554, что не является признаком неисправности. При наличии неисправностей на дополнительный индикатор выводится код неисправности в соответствии с таблицей 9.2, при отсутствии неисправностей на дополнительном индикаторе появляется значение времени со встроенных энергонезависимых часов. Кроме того, сообщение о возникших неисправностях может выводиться и на индикатор КОНТР.

Код ошибки задается количеством кратковременных световых импульсов, которые идут пачкой с трехсекундной разделительной паузой:

1) один импульс в пачке – неисправность основного/дополнительного цифровых индикаторов;

2) два импульса в пачке – неисправность клавиатуры;

3) три импульса в пачке – ошибка сравнения контрольной суммы ПЗУ;

4) четыре импульса в пачке – ошибка инициализации при перезапуске БУ-3;

5) пять импульсов в пачке – ошибка тестирования ОЗУ.

Примечание: При включении КПД-3 при минусовой температуре перед распечаткой «шапки» необходимо произвести выдержку 3 мин и продолжить работу. Если по включению питания имеется ошибка Н600, которая пропадает после распечатки «шапки», то ее не учитывать.

Таблица 9.2

Перечень неисправностей Код неисправности
Отсутствие неисправностей Н000
Отсутствует связь с сопроцессором Н100
Значение скорости по одному из каналов превосходит предел шкалы на 20 %. Х – номер канала (1 или 2) Н1Х1
Измеренное значение скорости по каналу Х равно 0, а по другому каналу превосходит 20 км/ч Н1Х4
Измеренное значение давления в тормозной магистрали равно или превосходит 10 кгс/см2 Н131
Результат тестового измерения давления по контрольному каналу при начальном тестировании оказался вне заданного диапазона Н132

Продолжение таблицы 9.2

Перечень неисправностей Код неисправности
Измеренное значение давления в главном резервуаре равно или превосходит предел, заданный в РПЗУ Н133 Н133
Измеренное значение давления в канале 3 превосходит 10 кгс/ см2 Н135
Направление движения по двум каналам различно при скорости, превышающей 5 км/ч Н141
Направление движения изменилось при скорости, превышающей 5 км/ч Н142
Горят два или более огней ЛС Н151
Ключ «ЭПК» выключен, но горят огни ЛС Н152
Принятый в разрядах позиций крана 395 код не совпадает ни с одним из допустимых кодов Н161
При положении крана 395, отличном от положения перекрыши, принято наличие питания на клемме «П» блока управления ЭПТ Н162
Соответствие между кодом, принятым с ИФ, и показанием ЛС отсутствует более 7 с подряд (более 21 с при белом огне ЛС) Н171
Непрерывные сбои кода с ИФ в течение более 7 с Н172
Нет связи с модулем реле Н200
Принятый сигнал срабатывания реле уставок не соответствует выданному на них коду. Номер не сработавшего реле определяется последней цифрой   Н201-Н204
Принятый сигнал срабатывания реле уставок при проверке на включение во время начального тестирования не соответствует выданному на них коду. Номер не сработавшего реле определяется последней цифрой   Н221-Н224
Принятый сигнал срабатывания реле уставок при проверке на выключение во время начального тестирования не соответствует выданному на них коду. Номер не сработавшего реле определяется последней цифрой   Н241-Н244
Отсутствует блок контроля Н250
Неисправно реле питания ЭПК Н260

Продолжение таблицы 9.2

Перечень неисправностей Код неисправности
Неисправно реле РБ Н261
Неисправно реле ЭМВ Н262
Выход давления масла ДГУ за нижний предел Н367
Выход температуры воды ДГУ за верхний предел Н378
Неисправность КРПД (только индикация) Н382 Н382
Отсутствует связь с БИ-4ДВ (нет БИ-4ДВ) Н400
Сбои БИ-4ДВ. Сбои кодируются третьей цифрой кода неисправности: 0 – отсутствует связь с клавиатурой; 1 – отсутствует связь с основным цифровым индикатором; 2 – отсутствует связь с дополнительным цифровым индикатором; 3 – отсутствует связь со стрелочным индикатором; 4 – сбой стрелочного индикатора Н450-Н454
КВАРТА не отвечает Н550
Не отвечает датчик температуры №1 Н551
Не отвечает датчик температуры №2 Н552
Не отвечает датчик уровня топлива №1 Н553
Не отвечает датчик уровня топлива №2 Н554
Не отвечает или неисправен или неисправен датчик плотности Н555
КВАРТА передал не корректные значения начальной плотности и температуры Н556
Не удалось записать начальные значения плотности и температуры Н557
Сбой информации в РПЗУ Н700
Отсутствует связь с МПМЭ (нет МПМЭ) Н600
МПМЭ заполнен более чем на 90 % Н608
МПМЭ переполнен (заполнен на 100 %) Н609
Расхождение диаметров бандажа колесных пар более 20 мм Н701 Некорректное значение параметра в РПЗУ Н701
Последние две цифры задают номер параметра в соответствии с таблицей 4 Н702 - Н720
Отсутствует связь с РПЗУ (ошибка чтения/записи) Н800

Продолжение таблицы 9.2

Перечень неисправностей Код неисправности
Сбой основного индикатора Н851
Сбой дополнительного индикатора Н852
Отсутствует связь со стрелочным индикатором Н853
Сбой стрелочного индикатора Н854
Сбой клавиатуры Н855
Отсутствует связь с часами реального времени Н857
Сбой двоичных входов Н858
Сбой АЦП Н859
Сбой по CAN-каналу Н860
Внутренние ошибки исполнения Н900-Н949
Примечание: При наличии ошибок режим поездки невозможен Н100, Н700-Н720, Н800

5. Действия локомотивной бригады в пути следования

5.1. Перед отправлением поезда нажать кнопку П.

На дополнительном индикаторе БУ-3 или БИ-4 показывается величина ускорения. В случае необходимости нажатием кнопки Т на БУ-3 или БИ-4 переводится в режим индикации текущего времени взамен ускорения.

В момент индикации отрицательного ускорения можно зарегистрировать его значение в МПМЭ. Для этого нужно нажать кнопку П на БУ-3 или на БИ-4 и удерживать ее в нажатом состоянии не менее 1 с.

Если КПД-3 после включения автоматически перешел в режим контроля параметров движения, и индикатор КОНТР "мигает", то следует нажать кнопку КОНТР на БУ-3 или БИ-4 и действовать в соответствии с 4.1 в части неисправностей.

5.2. При отсутствии неисправностей на дополнительный индикатор выводится код П0YZ, где YZ – процент заполнения МПМЭ.

5.3. В пути следования локомотивная бригада обязана:

- следить за показанием индикаторов БУ-3 или БИ-4;

- содержать аппаратуру КПД-3 в чистоте, обращаться с ней осторожно, не класть на нее инструменты и посторонние предметы, не допускать динамических воздействий (ударов);

- периодически проверять качество печати БР-2 (при его наличии) и в случае замятия ленты перезаправить ее.

6. Действия машиниста при возникновении сбоя в работе КПД-3 в пути следования

6.1. В пути следования, если индикатор КОНТР на БУ-В или БИ-4 начинает "мигать", машинист обязан нажатием кнопки КОНТР на БУ-3 или БИ-4 вывести на дополнительный индикатор код неисправности и записать его в журнал формы ТУ-152.

Повторное нажатие на кнопку КОНТР будет вызывать показ других имеющихся кодов неисправностей.

6.2. При индицировании кодов Н111,Н121, Н131, Н141, Н142, Н201, Н202, Н203, Н204 выключить и затем вновь включить КПД-3 тумблером питания.

6.3. Если после этого нормальная работа КПД-3 не восстановится действовать согласно требованиям настоящей Инструкции.

6.4. Во всех случаях сбоев в работе или неисправностей КПД-3, имевших место в пути следования, машинист должен сделать запись в журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152, а также на обратной стороне бумажной диаграммной ленты (или лицевой стороне пластиковой ленты) после ее снятия.

7. Действия машиниста после окончания поездки

7.1. После окончания поездки машинист обязан:

- после окончания маневровых работ до начала движения с поездом или МВПС, после окончания движения с поездом до начала маневровых работ, а также по окончании поездки после остановки локомотива или МВПС перед выключением КПД-3 или изъятием МПМЭ нажать кнопку П на БУ-3 или БИ-4 и дождаться распечатки даты и времени;

- снять диаграммную ленту, поставить штамп, заполнить его и вместе с МПМЭ (при наличии), маршрутом и поездными документами (бланк предупреждения, справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии, разрешения на бланках установленных форм, регистрируемые приказы поездного диспетчера и дежурных по станциям и др.) сдать дежурному по локомотивному депо или другому ответственному работнику;

- сделать запись в журнале технического состояния локомотива форма ТУ-152 обо всех обнаруженных в пути следования неисправностях в работе КПД-3. Для КПД-3ПС сделать запись в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 о количестве топлива, находящегося на данный момент в баке локомотива

Порядок съема, доставки в локомотивное депо и расшифровки лент и МПМЭ с маневровых локомотивов и арендованных локомотивов устанавливается заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации, согласовывается с ревизором по безопасности движения региональной дирекции и утверждается начальником региональной дирекции.

Приложение 10

Эксплуатация системы автоматического управления тормозами
САУТ-ЦМ/485

1. Назначение, функциональность, состав САУТ-ЦМ/485

1.1. Назначение и функциональность САУТ-ЦМ/485

Аппаратура САУТ-ЦМ/485 предназначена для автоматического управления торможением грузовых и пассажирских поездов, обращающихся на участках, оборудованных трех или четырехзначной автоблокировкой, полуавтоблокировкой при скорости движения до 160 км/час на блок - участках длиной не менее 187 м.;

В аппаратуре САУТ-ЦМ/485 предусмотрены алгоритмы работы:

- грузовой;

- пассажирский;

- смешанный;

- электропоезд.

Алгоритм работы аппаратуры САУТ-ЦМ/485 задаётся при программировании. Помимо этого в грузовом и смешанном (грузопассажирском) вариантах, выбор алгоритма определяется переключением тумблера «ГРУЗОВОЙ-ОДИНОЧНЫЙ» или «ГРУЗОВОЙ-ПАССАЖИРСКИЙ» соответственно. Тумблер алгоритм устанавливается в соответствии с проектом оборудования.

Входными сигналами аппаратуры САУТ-ЦМ/485 являются:

- угол поворота вала ДПС-У;

- сигналы от путевых устройств, принимаемые антенной (Ан-САУТ-УМ);

- сигналы от датчиков давления, установленных в тормозной системе локомотива;

- сигналы АЛС, принимаемые аппаратурой КЛУБ-У, АЛСН;

- напряжение питания электропневматического клапана автостопа ЭПК;

- сигналы цепей управления подвижного состава «ХВП», «ХНЗ», «Тяга», «ЭДТ»;

Выходными сигналами аппаратуры САУТ-ЦМ/485 являются:

- команда «О» - отключение тяги.;

- команда «П» - перекрыша тормозов.;

- команда «Т»- служебное торможение.;

- сигнал «ЭПК»- экстренное торможение,.

- команда «Рег»- регистрация включенного состояния аппаратуры САУТ-ЦМ/485 на ленте локомотивного скоростемера 3СЛ-2М.

- сигнал «Vф» - выдается на пульт машиниста в двоичном последовательном коде, пропорциональном фактической скорости;

- сигнал «Vпр»- выдается на пульт машиниста в двоичном последовательном коде, пропорциональном допустимой скорости в данной точке пути;

- сигнал «S» - выдается на пульт машиниста в двоичном последовательном коде, пропорциональном расстоянию до точки прицельной остановки;

- сигнал «J р»- выдается на пульт машиниста в двоичном коде, пропорциональном расчетному тормозному коэффициенту при нажатии и удержании кнопки КОМПЛЕКТ на пульте машиниста.

Функционирование локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ/485 предусматривается в следующих поездных ситуациях:

- при движении поезда по «З» показанию АЛС САУТ-ЦМ/485 осуществляет контроль максимально-допустимой скорости Vmax. При достижении поездом Vmax±1 км/ч САУТ-ЦМ/485 отключает тягу, а при превышении Vmax на 2±1км/час осуществляет автоматическое служебное торможение для снижения скорости до установленной величины. Максимально допустимая скорость устанавливается до 160 км/ч при программировании системы на заводе или в ЦТО.

- при движении поезда по «КЖ» показанию локомотивного светофора к путевому светофору с запрещающим показанием САУТ-ЦМ/485 в начале блок-участка контролирует максимально-допустимую скорость движения - V max, а на расстоянии необходимого тормозного пути до путевого светофора отключает тягу и автоматически, служебным торможением, останавливает поезд в точке прицельной остановки с точностью (+10 – минус 100) м.

Примечание: Точка прицельной остановки расположена на расстоянии 75 м на перегоне, 50 м на станции для точного маршрута и до 250 м для группового маршрута перед светофором. Величина со знаком «+»–» остановка за точкой прицельной остановки, со знаком «–» остановка перед точкой прицельной остановки.

- при движении поезда по «Ж» показанию автоматической локомотивной сигнализации к проходному светофору с желтым огнем или к входному светофору станции с одним желтым огнем, САУТ-ЦМ/485 обеспечивает в начале блок-участка контроль максимально-допустимой скорости движения, а на расстоянии необходимого тормозного пути до путевого светофора с красным показанием отключает тягу и обеспечивает автоматическое служебное торможение до скорости проследования путевого светофора с желтым показанием - V кж.

- при движении поезда по «Ж» показанию автоматической локомотивной сигнализации к входному светофору станции с двумя желтыми огнями САУТ-ЦМ/485 обеспечивает в начале блок-участка контроль максимально допустимой скорости движения, а на расстоянии необходимого тормозного пути до входного светофора отключает тягу и производит автоматическое служебное торможение до скорости проследования входного светофора. Величина этой скорости определяется автоматически в зависимости от величины ограничения скорости движения по стрелочному переводу и расстояния от стрелочного перевода до входного светофора.

- при движении поезда по станционному пути САУТ-ЦМ/485 отключает тягу на расстоянии необходимого тормозного пути до начала ограничения скорости и осуществляет автоматическое служебное торможение до величины ограничения скорости по станционному пути. При движении поезда по станционному пути к закрытому выходному светофору САУТ-ЦМ/485 предупреждает превышение установленного ограничения скорости, а на расстоянии необходимого тормозного пути, автоматически служебным торможением останавливает поезд в точке прицельной остановки с точностью (+10– минус 100) м.

В случае безостановочного пропуска поезда по боковому станционному пути и «Б» огню автоматической локомотивной сигнализации САУТ-ЦМ/485 позволяет проследовать выходной светофор с установленной по стрелочному переводу скоростью, после нажатия машинистом кнопки ОТПР на пульте управления САУТ-ЦМ/485 не далее, чем за 560 м до выходного светофора.

Для обеспечения более высокой точности остановки поезда перед светофором САУТ-ЦМ/485 позволяет поезду двигаться со скоростью не более 15 км/ч и 300 м после проследования точки прицельной остановки. Для этого машинист должен нажать кнопку ПОДТЯГ, расположенную на пульте управления САУТ-ЦМ/485. Нажатие кнопки ПОДТЯГ воспринимается аппаратурой САУТ-ЦМ/485 при «КЖ» и «Б» показаниях локомотивного светофора, при оставшемся расстоянии Sост по прибору «S» на ПМ меньше 560 м. В момент нажатия кнопки ПОДТЯГ Vпр увеличивается и по мере считывания расстояния до 0 снижается темпом служебного торможения до 15 км/ч, оставаясь неизменной на последующем отрезке пути ∆S=300 м, после чего темпом служебного торможения уменьшается до 0. Отрезок пути ∆S=300 м на приборе «S» ПМ уменьшается с 300 м до 0. После остановки поезда действие кнопки ПОДТЯГ отменяется.

После остановки перед сигналом аппаратура САУТ-ЦМ/485 разрешает начать движение для подтягивания к сигналу на расстояние 50 м со скоростью не более 15 км/ч после нажатия кнопки ПОДТЯГ при показаниях локомотивного светофора «КЖ» и «Б». Действие кнопки ПОДТЯГ отменяется через 60 с, если не начато движение. При необходимости проследования большего расстояния требуется повторное нажатие кнопки ПОДТЯГ после остановки. Если на приборе «S» ПМ отсутствует расстояние до точки прицельной остановки, то при нажатии на кнопку ПОДТЯГ в движении САУТ-ЦМ/485 задает расстояние ∆S= 300м с индикацией на приборе «S» ПМ, до окончания считывания которого Vпр= 15 км/ч, а после окончания считывания Vпр снижается до 0 темпом служебного торможения. Повторное нажатие кнопки ПОДТЯГ в зоне ∆S=300м задается новое значение ∆S=300м.

САУТ-ЦМ/485 позволяет проследовать путевой светофор с запрещающим показанием без остановки после одновременного нажатия машинистом кнопок К20 и ОС на пульте управления САУТ при «КЖ» и «К» показаниях локомотивного светофора при движении со скоростью не более 20 км/ч в случаях, предусмотренных ПТЭ.

Нажатие одной кнопки К20 воспринимается САУТ-ЦМ/485 на стоянке при «КЖ» или «К» сигнале на ЛС. Действие кнопки К20 отменяется через 60 с, если не начато движение или через 600 м, если нет записи от путевого устройства САУТ. При дальнейшем движении поезда по «КЖ» и «К» показанию локомотивного светофора САУТ-ЦМ/485 обеспечивает контроль скорости 20 км/ч. При достижении поездом контролируемой скорости 20 км/ч САУТ-ЦМ/485 отключает тягу и, при необходимости, снижает скорость служебным торможением до контролируемой. По истечении 600 м допустимая скорость темпом служебного торможения уменьшается до 0 км/ч, аппаратура САУТ-ЦМ/485 произведет служебное торможение до остановки.

При появлении разрешающего показания система обеспечивает контроль скорости 40 км/ч до конца блок-участка.

Ограничение скорости отменяется повторным нажатием кнопки К20 на пульте управления САУТ-ЦМ/485.

Нажатие кнопки К20 при «З», «Ж» и «Б» показаниях локомотивного светофора аппаратурой САУТ-ЦМ/485 не воспринимается.

Во всех случаях при изменении запрещающего показания АЛС на разрешающее, САУТ-ЦМ/485 автоматически снимает ограничение скорости и переходит к программе, соответствующей этому разрешающему показанию АЛС. Как исключение, проследование путевого светофора с запрещающим показанием согласно ПТЭ.

При отсутствии информации о длине блок-участка в САУТ-ЦМ/485 предусмотрен алгоритм снижения программной (допустимой) скорости темпом служебного торможения с начального значения Vо до конечного значения Vк. Величина Vк зависит от показания локомотивного светофора. Во избежание торможения при «Б», «КЖ», «К» показаниях локомотивного светофора необходимо пользоваться кнопками САУТ-ЦМ/485.

После включения САУТ-ЦМ/485 при запрещающем показании (КЖ, Б, К) локомотивного светофора при нулевой скорости не осуществляется торможение. Торможение осуществляется при попытке начать движение без нажатия кнопок на пульте управления.

Нажатие кнопки ОТПР приводит к заданию Vпр=50 км/ч. Действие кнопки ОТПР отменяется через 60 с, если не начато движение. После начала движения действие кнопки ОТПР отменяется пр

Наши рекомендации