Особенности расчета трансформаторов
Цель работы: изучить особенности работы трансформаторов, рассмотреть расчет параметров трехфазного трансформатора.
Подготовка к работе:Трансформатором называют электротехническое устройство, служащее для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты.
Трансформаторы широко применяются в системах передачи и распределения электрической энергии. В электроэнергетических системах при передаче от электростанций к потребителям электроэнергия неоднократно преобразуется: сначала повышается напряжение в целях уменьшения потерь в линиях электропередач, а затем снижается до значений, обеспечивающих эффективную и безопасную работу электротехнических устройств.
Преобразование напряжения в трансформаторах осуществляется переменным магнитным потоком индуктивно – связанных между собой двух обмоток. Обмотка, подключаемая к источнику электрической энергии, называется первичной, другая обмотка, на которую включена нагрузка – вторичной. Если через трансформатор необходимо осуществить питание двух и более нагрузок с разным напряжением, то выполняется соответствующее число вторичных обмоток.
По назначению трансформаторы делятся на силовые и специального назначения (измерительные, сварочные, пиктрансформаторы, согласующие и др.).
Преобразование переменного напряжения может быть осуществлено с использованием автотрансформатора. В отличие от трансформатора обмотки автотрансформатора электрически соединены.
У понижающего автотрансформатора обмотка вторичного напряжения является частью обмотки первичного напряжения. У повышающего, наоборот, обмотка первичного напряжения является частью обмотки вторичного напряжения. Таким образом, в автотрансформаторе кроме магнитной связи между первичной и вторичной обмотками имеется и электрическая связь.
Электрические схемы понижающего и повышающего автотрансформатора представлены на рис.1.
а) б)
Рис.1
В режиме холостого хода (I2 = 0), пренебрегая потоком рассеяния, сопротивлением обмоток и потерями в стали, напряжения U1 и U2 будут равны.
U1≈ E1 = 4,44∙f ∙ω1∙Ф0m (1)
U2≈ E2 = 4,44∙f ∙ω2∙Ф0m (2)
Коэффициент трансформации равен отношению первичного и вторичного напряжения.
ктр = U1 ∕ U2 = ω1 ∕ ω2 (3)
К трансформаторам специального назначения относятся трансформаторы, работающие в особых режимах (насыщенной или ненасыщенной магнитной цепи, короткого замыкания или холостого хода и др.) и предназначенные, например, для расширения пределов измерения приборов (измерительные трансформаторы тока и напряжения), для преобразования формы кривой напряжения (пиктрансформаторы), для системы защиты (быстронасыщающиеся), для электрической изоляции от первичной цепи (измерительные трансформаторы, изолирующие трансформаторы и т.д.).
Измерительные трансформаторы напряжения используются для включения вольтметров, частотомеров, обмотки напряжения ваттметров и счетчиков.
Измерительные трансформаторы тока предназначены для подключения амперметров, реле, токовых обмоток ваттметров и счетчиков.
На рис.2. показана схема включения измерительных приборов через измерительные трансформаторы в однофазную цепь. Для безопасности прикосновения к приборам один зажим вторичной обмотки трансформаторов заземляют.
Рис.2.
Измерительный трансформатор напряжения работает в режиме, близком к холостому ходу.
Поскольку нормальным режимом работы трансформатора тока является режим короткого замыкания, то для переключений во вторичной цепи устанавливаются приспособления, замыкающие выходные зажимы вторичной обмотки.
Основными параметрами трансформатора являются:
· номинальная мощность Sном (кВА) – это полная мощность которую трансформатор, установленный на открытом воздухе, может непрерывно отдавать в течение срока службы 20 – 25 лет при номинальном напряжении и температуре от 5ºС до 40ºС
· номинальные первичное и вторичное напряжения Uн1 и Uн2 (В)
· номинальные первичные и вторичные токи Iн1 и Iн2 (А), определяемые
- для однофазного трансформатора: Iн1 = Sном ∕ Uн1; Iн2 = Sном ∕ Uн2 (4)
- для трехфазного трансформатора: Iн1 = Sном ∕ (√3∙Uн1); Iн2 = Sном ∕ (√3∙Uн2) (5)
· коэффициент нагрузки кн =Sнагрузки ∕ Sном где (6)
Sнагрузки = Pнагрузки ∕ cosφнагрузки
· КПД трансформатора при фактической нагрузке
ηф = (кн∙Sном∙cosφ) ∕ (кн∙Sном∙cosφ + Pст + P0ном ∙ кн2) где (7)
Pст - потери в магнитопроводе,
P0ном - потери в обмотках, принимаются из технических данных трансформаторов.
Ход работы:
Заполнить таблицу1 , имея исходные данные:
Для трехфазного масляного трансформатора известен тип, первичное и вторичное напряжения, потери в обмотках и магнитопроводе, а так же коэффициент мощности и активная мощность нагрузки.
Таблица 1
Вар | Тип трансф. | Sном | Uн1 | Uн2 | Pст | P0ном | Pном | Cosφн | Iн1 | Iн2 | кн | Iф1 | Iф2 | ηн | ηф | ктр |
кВА | кВ | кВ | кВт | кВт | кВт | - | А | А | - | А | А | - | - | - | ||
ТМ-25 | 0,23 | 0,13 | 0,69 | 0,89 | ||||||||||||
ТМ-40 | 0,4 | 0,175 | 0,91 | |||||||||||||
ТМ-63 | 0,23 | 0,24 | 1,47 | 0,95 | ||||||||||||
ТМ-100 | 0,4 | 0,33 | 2,27 | 0,93 | ||||||||||||
ТМ-160 | 0,23 | 0,51 | 3,1 | |||||||||||||
ТМ-250 | 0,4 | 0,74 | 4,2 | 0,88 | ||||||||||||
ТМ-400 | 0,23 | 0,95 | 5,5 | 0,9 | ||||||||||||
ТМ-630 | 0,4 | 1,31 | 7,6 | 0,94 | ||||||||||||
ТМ-1000 | 0,23 | 2,45 | 12,2 | 0,88 | ||||||||||||
ТМ-1600 | 0,4 | 3,3 | 0,92 |
Примечание.
Фактические токи Iф1 = кн∙ Iн1, Iф2 = кн∙ Iн2 (8)
Номинальный КПД ηном = (Sном∙cosφ) ∕ (Sном∙cosφ + Pст + P0ном) (9)
Коэффициент трансформации ктр = Uн1 ∕ Uн2 (10)
Контрольные вопросы
1.Каким образом в трансформаторах осуществляется преобразование
напряжения?
2.Чем отличаются понижающий автотрансформатор от повышающего?
Начертите электрические схемы автотрансформаторов.
3.Написать формулы ЭДС индукции, наводимой в обмотках трансформатора.
4.Написать формулу коэффициента трансформации.
5.Начертить схему включения измерительных трансформаторов. В каком
режиме работает:
а) трансформатор тока?
б) трансформатор напряжения?
Практическая работа № 11
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Цель работы: изучить характеристики и особенности расчета асинхронных двигателей
Подготовка к работе:Асинхронные двигатели получили широкое применение в качестве электропривода различных механизмов. В настоящее время только в России ежегодно производится около десятков миллионов штук ( 80% всех двигателей) асинхронных двигателей от нескольких ватт до нескольких сот киловатт.
Мощность электрических потерь в роторе асинхронного двигателя пропорциональна скольжению. Полезная мощность на валу двигателя Р2 меньше механической на величину мощности механических потерь.
КПД равен отношению η = Р2 ∕ Р1 , (1)
где Р1 – мощность потребляемая из сети. Номинальный КПД современных асинхронных двигателей составляет 0,75 – 0,95.
Вращающий электромагнитный момент двигателя в соответствии с законом электромагнитных сил равен
М = см Ф I2s cos ψ2s (2)
где ψ2s - фазовый сдвиг тока I2 относительно потока Ф.
Механическая характеристика М(s) асинхронного двигателя, построенная с учетом зависимости I2s(s) и cos ψ2s(s), представлена на рис.1.
Рис.1.
У асинхронных двигателей обычно Мmax ∕ Мпуск = (0,06-1,5), Мmax ∕ Мн = (1,5-2).
При пуске асинхронного двигателя cos φ очень мал и пусковой ток в обмотке статора может возрастать в 5-7 раз по сравнению с номинальным током Iя, а при частых пусках наблюдается сильный перегрев и выход из строя двигателя.
Ограничение пускового тока и регулирование пускового момента осуществляется двумя способами: изменением частоты питающего напряжения и увеличением активного сопротивления цепи обмотки ротора в период пуска двигателя.
Семейство механических характеристик асинхронного двигателя при частотном регулировании и приводимого во вращение механизма n(МТ) представлены на
Рис.2.
Ограничение пускового тока в двигателях с короткозамкнутым ротором осуществляется с помощью глубокопазной обмотки или обмотки в виде двойной «беличьей клетки».
Регулирование частоты вращения ротора асинхронного двигателя при заданном противодействующем моменте, как это следует из выражения
n2 = n1 (1- S) = (1- S) ω1 ∕ p = (1-S) 2π f1 ∕ p (3)
может быть осуществлено тремя способами: изменением частоты питающего напряжения f1, переключением числа пар полюсов p и изменением скольжения S.
Первый способ регулирования частоты вращения является наиболее перспективным, т.к. он обеспечивает глубокое, плавное и экономичное регулирование частоты вращения. Однако для его выполнения требуется специальный источник питания, обеспечивающий U ∕ f = const . В качестве такого источника используют синхронные генераторы с приводом от двигателя постоянного тока. В последнее время для частотного регулирования разработаны статические источники питания на транзисторах и тиристорах.
Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя изменением числа пар полюсов осуществляется лишь ступенями.
Регулирование частоты вращения изменением скольжения достигается включением регулировочного резистора в цепь ротора. Недостатком этого способа является увеличение электрических потерь в цепи ротора, которые пропорциональны скольжению. Однако этот способ позволяет осуществить плавную регулировку, поэтому он получил наибольшее распространение.
Ход работы:
Трехфазный асинхронный двигатель серии 4А работает от сети 380В с частотой 50Гц
Заполнить таблицу 2, используя данные из таблицы 1.
Таблица 1
вар | Тип | P2 | n2 | cosφ | Iпуск Iном | Mпуск Mном | Mmax Mном | ηном |
№ | двигателя | |||||||
кВт | об ∕ мин | |||||||
4A112M2CУЗ | 7,5 | 0,88 | 7,5 | 2,0 | 2,2 | 0,870 | ||
4A132M2CУ3 | 11,0 | 0,90 | 7,5 | 1,6 | 2,2 | 0,880 | ||
4A90L4У3 | 2,2 | 0,83 | 6,0 | 2,0 | 2,2 | 0,800 | ||
4А112M4CУ1 | 5,5 | 0,85 | 7,0 | 2,0 | 2,2 | 0,850 | ||
4AP160M4У3 | 18,5 | 0,87 | 7,5 | 2,0 | 2,2 | 0,885 | ||
4A250S4У3 | 75,0 | 0,90 | 7,5 | 1,2 | 2,2 | 0,930 | ||
4A100L6У3 | 2,2 | 0,73 | 5,5 | 2,0 | 2,0 | 0,810 | ||
4AP180M6У3 | 18,5 | 0,80 | 6,5 | 2,0 | 2,2 | 0,870 | ||
4AP160S8У3 | 7,5 | 0,75 | 6,5 | 1,8 | 2,2 | 0,860 | ||
4AP160M6У3 | 15,0 | 0,83 | 7,0 | 2,2 | 2,2 | 0,875 |
Таблица 2
вар | n1 | S | P1 | f2 | Iном | Iпуск | Mном | Mпус | Mmax | 2p | ∑p |
№ | |||||||||||
об ∕ мин | кВт | Гц | А | А | Нм | Нм | Нм | кВт | |||
Контрольные вопросы
1.Почему двигатель называется асинхронным?
2.В каком случае скольжение двигателя равно 0 или 1 и почему?
3.Начертить механическую характеристику асинхронного двигателя. Чему равна перегрузочная способность двигателя?
4.В связи, с чем ограничивают пусковой ток асинхронного двигателя?
5.Назовите два способа пуска двигателей.
6.Перечислите методы регулирования асинхронных двигателей. Какой из способов получил наибольшее распространение?
Практическая работа №12