Особенности расчета трансформаторов

Цель работы: изучить особенности работы трансформаторов, рассмотреть расчет параметров трехфазного трансформатора.

Подготовка к работе:Трансформатором называют электротехническое устройство, служащее для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты.

Трансформаторы широко применяются в системах передачи и распределения электрической энергии. В электроэнергетических системах при передаче от электростанций к потребителям электроэнергия неоднократно преобразуется: сначала повышается напряжение в целях уменьшения потерь в линиях электропередач, а затем снижается до значений, обеспечивающих эффективную и безопасную работу электротехнических устройств.

Преобразование напряжения в трансформаторах осуществляется переменным магнитным потоком индуктивно – связанных между собой двух обмоток. Обмотка, подключаемая к источнику электрической энергии, называется первичной, другая обмотка, на которую включена нагрузка – вторичной. Если через трансформатор необходимо осуществить питание двух и более нагрузок с разным напряжением, то выполняется соответствующее число вторичных обмоток.

По назначению трансформаторы делятся на силовые и специального назначения (измерительные, сварочные, пиктрансформаторы, согласующие и др.).

Преобразование переменного напряжения может быть осуществлено с использованием автотрансформатора. В отличие от трансформатора обмотки автотрансформатора электрически соединены.

У понижающего автотрансформатора обмотка вторичного напряжения является частью обмотки первичного напряжения. У повышающего, наоборот, обмотка первичного напряжения является частью обмотки вторичного напряжения. Таким образом, в автотрансформаторе кроме магнитной связи между первичной и вторичной обмотками имеется и электрическая связь.

Электрические схемы понижающего и повышающего автотрансформатора представлены на рис.1.

особенности расчета трансформаторов - student2.ru

а) б)

Рис.1

В режиме холостого хода (I2 = 0), пренебрегая потоком рассеяния, сопротивлением обмоток и потерями в стали, напряжения U1 и U2 будут равны.

U1≈ E1 = 4,44∙f ∙ω1∙Ф0m (1)

U2≈ E2 = 4,44∙f ∙ω2∙Ф0m (2)

Коэффициент трансформации равен отношению первичного и вторичного напряжения.

ктр = U1 ∕ U2 = ω1 ∕ ω2 (3)

К трансформаторам специального назначения относятся трансформаторы, работающие в особых режимах (насыщенной или ненасыщенной магнитной цепи, короткого замыкания или холостого хода и др.) и предназначенные, например, для расширения пределов измерения приборов (измерительные трансформаторы тока и напряжения), для преобразования формы кривой напряжения (пиктрансформаторы), для системы защиты (быстронасыщающиеся), для электрической изоляции от первичной цепи (измерительные трансформаторы, изолирующие трансформаторы и т.д.).

Измерительные трансформаторы напряжения используются для включения вольтметров, частотомеров, обмотки напряжения ваттметров и счетчиков.

Измерительные трансформаторы тока предназначены для подключения амперметров, реле, токовых обмоток ваттметров и счетчиков.

На рис.2. показана схема включения измерительных приборов через измерительные трансформаторы в однофазную цепь. Для безопасности прикосновения к приборам один зажим вторичной обмотки трансформаторов заземляют.

особенности расчета трансформаторов - student2.ru

Рис.2.

Измерительный трансформатор напряжения работает в режиме, близком к холостому ходу.

Поскольку нормальным режимом работы трансформатора тока является режим короткого замыкания, то для переключений во вторичной цепи устанавливаются приспособления, замыкающие выходные зажимы вторичной обмотки.

Основными параметрами трансформатора являются:

· номинальная мощность Sном (кВА) – это полная мощность которую трансформатор, установленный на открытом воздухе, может непрерывно отдавать в течение срока службы 20 – 25 лет при номинальном напряжении и температуре от 5ºС до 40ºС

· номинальные первичное и вторичное напряжения Uн1 и Uн2 (В)

· номинальные первичные и вторичные токи Iн1 и Iн2 (А), определяемые

- для однофазного трансформатора: Iн1 = Sном ∕ Uн1; Iн2 = Sном ∕ Uн2 (4)

- для трехфазного трансформатора: Iн1 = Sном ∕ (√3∙Uн1); Iн2 = Sном ∕ (√3∙Uн2) (5)

· коэффициент нагрузки кн =Sнагрузки ∕ Sном где (6)

Sнагрузки = Pнагрузки ∕ cosφнагрузки

· КПД трансформатора при фактической нагрузке

ηф = (кн∙Sном∙cosφ) ∕ (кн∙Sном∙cosφ + Pст + P0ном ∙ кн2) где (7)

Pст - потери в магнитопроводе,

P0ном - потери в обмотках, принимаются из технических данных трансформаторов.

Ход работы:

Заполнить таблицу1 , имея исходные данные:

Для трехфазного масляного трансформатора известен тип, первичное и вторичное напряжения, потери в обмотках и магнитопроводе, а так же коэффициент мощности и активная мощность нагрузки.

Таблица 1

Вар Тип трансф. Sном Uн1 Uн2 Pст P0ном Pном Cosφн Iн1 Iн2 кн Iф1 Iф2 ηн ηф ктр
кВА кВ кВ кВт кВт кВт - А А - А А - - -
ТМ-25 0,23 0,13 0,69 0,89                
ТМ-40 0,4 0,175 0,91                
ТМ-63 0,23 0,24 1,47 0,95                
ТМ-100 0,4 0,33 2,27 0,93                
ТМ-160 0,23 0,51 3,1                
ТМ-250 0,4 0,74 4,2 0,88                
ТМ-400 0,23 0,95 5,5 0,9                
ТМ-630 0,4 1,31 7,6 0,94                
ТМ-1000 0,23 2,45 12,2 0,88                
ТМ-1600 0,4 3,3 0,92                

Примечание.

Фактические токи Iф1 = кн∙ Iн1, Iф2 = кн∙ Iн2 (8)

Номинальный КПД ηном = (Sном∙cosφ) ∕ (Sном∙cosφ + Pст + P0ном) (9)

Коэффициент трансформации ктр = Uн1 ∕ Uн2 (10)

Контрольные вопросы

1.Каким образом в трансформаторах осуществляется преобразование

напряжения?

2.Чем отличаются понижающий автотрансформатор от повышающего?

Начертите электрические схемы автотрансформаторов.

3.Написать формулы ЭДС индукции, наводимой в обмотках трансформатора.

4.Написать формулу коэффициента трансформации.

5.Начертить схему включения измерительных трансформаторов. В каком

режиме работает:

а) трансформатор тока?

б) трансформатор напряжения?

Практическая работа № 11

АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Цель работы: изучить характеристики и особенности расчета асинхронных двигателей

Подготовка к работе:Асинхронные двигатели получили широкое применение в качестве электропривода различных механизмов. В настоящее время только в России ежегодно производится около десятков миллионов штук ( 80% всех двигателей) асинхронных двигателей от нескольких ватт до нескольких сот киловатт.

Мощность электрических потерь в роторе асинхронного двигателя пропорциональна скольжению. Полезная мощность на валу двигателя Р2 меньше механической на величину мощности механических потерь.

КПД равен отношению η = Р2 ∕ Р1 , (1)

где Р1 – мощность потребляемая из сети. Номинальный КПД современных асинхронных двигателей составляет 0,75 – 0,95.

Вращающий электромагнитный момент двигателя в соответствии с законом электромагнитных сил равен

М = см Ф I2s cos ψ2s (2)

где ψ2s - фазовый сдвиг тока I2 относительно потока Ф.

Механическая характеристика М(s) асинхронного двигателя, построенная с учетом зависимости I2s(s) и cos ψ2s(s), представлена на рис.1.

особенности расчета трансформаторов - student2.ru

Рис.1.

У асинхронных двигателей обычно Мmax ∕ Мпуск = (0,06-1,5), Мmax ∕ Мн = (1,5-2).

При пуске асинхронного двигателя cos φ очень мал и пусковой ток в обмотке статора может возрастать в 5-7 раз по сравнению с номинальным током Iя, а при частых пусках наблюдается сильный перегрев и выход из строя двигателя.

Ограничение пускового тока и регулирование пускового момента осуществляется двумя способами: изменением частоты питающего напряжения и увеличением активного сопротивления цепи обмотки ротора в период пуска двигателя.

Семейство механических характеристик асинхронного двигателя при частотном регулировании и приводимого во вращение механизма n(МТ) представлены на

особенности расчета трансформаторов - student2.ru

Рис.2.

Ограничение пускового тока в двигателях с короткозамкнутым ротором осуществляется с помощью глубокопазной обмотки или обмотки в виде двойной «беличьей клетки».

Регулирование частоты вращения ротора асинхронного двигателя при заданном противодействующем моменте, как это следует из выражения

n2 = n1 (1- S) = (1- S) ω1 ∕ p = (1-S) 2π f1 ∕ p (3)

может быть осуществлено тремя способами: изменением частоты питающего напряжения f1, переключением числа пар полюсов p и изменением скольжения S.

Первый способ регулирования частоты вращения является наиболее перспективным, т.к. он обеспечивает глубокое, плавное и экономичное регулирование частоты вращения. Однако для его выполнения требуется специальный источник питания, обеспечивающий U ∕ f = const . В качестве такого источника используют синхронные генераторы с приводом от двигателя постоянного тока. В последнее время для частотного регулирования разработаны статические источники питания на транзисторах и тиристорах.

Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя изменением числа пар полюсов осуществляется лишь ступенями.

Регулирование частоты вращения изменением скольжения достигается включением регулировочного резистора в цепь ротора. Недостатком этого способа является увеличение электрических потерь в цепи ротора, которые пропорциональны скольжению. Однако этот способ позволяет осуществить плавную регулировку, поэтому он получил наибольшее распространение.

Ход работы:

Трехфазный асинхронный двигатель серии 4А работает от сети 380В с частотой 50Гц

Заполнить таблицу 2, используя данные из таблицы 1.

Таблица 1

вар Тип P2 n2 cosφ Iпуск Iном Mпуск Mном Mmax Mном ηном
двигателя        
    кВт об ∕ мин          
4A112M2CУЗ 7,5 0,88 7,5 2,0 2,2 0,870
4A132M2CУ3 11,0 0,90 7,5 1,6 2,2 0,880
4A90L4У3 2,2 0,83 6,0 2,0 2,2 0,800
4А112M4CУ1 5,5 0,85 7,0 2,0 2,2 0,850
4AP160M4У3 18,5 0,87 7,5 2,0 2,2 0,885
4A250S4У3 75,0 0,90 7,5 1,2 2,2 0,930
4A100L6У3 2,2 0,73 5,5 2,0 2,0 0,810
4AP180M6У3 18,5 0,80 6,5 2,0 2,2 0,870
4AP160S8У3 7,5 0,75 6,5 1,8 2,2 0,860
4AP160M6У3 15,0 0,83 7,0 2,2 2,2 0,875

Таблица 2

вар n1 S P1 f2 Iном Iпуск Mном Mпус Mmax 2p ∑p
                     
  об ∕ мин   кВт Гц А А Нм Нм Нм   кВт
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Контрольные вопросы

1.Почему двигатель называется асинхронным?

2.В каком случае скольжение двигателя равно 0 или 1 и почему?

3.Начертить механическую характеристику асинхронного двигателя. Чему равна перегрузочная способность двигателя?

4.В связи, с чем ограничивают пусковой ток асинхронного двигателя?

5.Назовите два способа пуска двигателей.

6.Перечислите методы регулирования асинхронных двигателей. Какой из способов получил наибольшее распространение?

Практическая работа №12

Наши рекомендации