Проверка выбранного двигателя
Проверка выбранного двигателя на втором этапе производится по универсальной методике из условия соответствия теплового режима двигателя конкретным режимам работы механизма. Формула для определения (уточнения) номинальной мощности двигателя имеет вид:
. (2.14)
Здесь: η0 и ηэ – эквивалентный базовый и эквивалентный КПД, зависящие от вида электропривода и определяемые по кривым ηэ=ƒ[nвк JΣ/(1,2Jд)] (рис. 2.1) соответственно: η0 при числе включений в час nвк=0 (табл. 2.5); ηэ – для приведенного числа включений в час n΄вк, которое находится по формуле
n΄вк= nвк JΣ/(1,2Jд), (2.15)
где nвк – число включений механизма в час (см. табл. 2.3);
JΣ – суммарный момент инерции двигателя и механизма, кг·м2;
Jд – момент инерции двигателя, кг·м2 (J=GD2/4);
kн – коэффициент, учитывающий изменение потерь холостого хода от - 5 до +10 %, для электродвигателей переменного тока значение kн принимается равным 1, для двигателей постоянного тока kн≈1,05. При колебаниях напряжения сети переменного тока в пределах ±15% номинального напряжения (строительные краны и др.) kн принимается равным 1,15.
kэ – коэффициент, учитывающий степень загрузки электродвигателя (табл.2.6); ПВд, ПВм – относительные продолжительности включения, соответственно, двигателя, выбираемого по каталогу, и механизма (см. табл.2.3);
k0 – коэффициент, характеризующий изменение потерь холостого хода в зависимости от ПВд; находится по кривым рис.2.2;
kр – коэффициент, учитывающий увеличение потерь на регулировочных характеристиках для систем с параметрическим управлением:
kр=1-1,2 (εр – 0,05) – см. табл. 2.6;
kД – коэффициент, учитывающий влияние динамических потерь энергии на нагрев двигателя (см. табл. 2.5).
Проверка выбранного двигателя по условиям пуска производится в соответствии с условием:
Mmax>kзм(Mc max+Mдин), (2.16)
где Mmax – максимальный момент выбранного двигателя, Н·м;
kзм=1,25 – коэффициент запаса по моменту;
Mc max – максимальный момент статической нагрузки, Н·м;
Mдин – динамический момент, определяемый из условий обеспечения заданного ускорения, Н·м
Если предварительно выбранный двигатель не удовлетворяет условию (2.13), принимается двигатель большей мощности и расчет повторяется.
Рис. 2.1. Зависимости ηэ=ƒ[nвк JΣ/(1,2Jд)] для различных электроприводов:
1 – с двухскоростными короткозамкнутыми двигателями при 2р=4/24;
2 – с параметрическим регулированием двигателей с фазным ротором при торможении противовключением;
3 – с трехскоростными коротко-замкнутыми двигателями при 2р=4/8/24;
4 – с параметрическим регулированием двигателей с фазным ротором с динамическим торможением и двигателей постоянного тока, а также с односкоростными короткозамкнутыми двигателями при 2р=6;
5 – с трехскоростными короткозамкнутыми двигателями при 2р=6/12/24;
6 – с регулированием двухскоростных короткозамкнутых двигателей при наличии зоны частотного регулирования для 2р=4/6;
7 – с тиристорными электроприводами постоянного тока;
8 – с частотным регулированием односкоростными короткозамкнутыми двигателями
Рис.2.2. Зависимости k0=ƒ(ПВД) для различных крановых двигателей:
1 – невентилируемых:
2 – для двигателей постоянного тока;
3 – вентилируемых малооборотных;
4 – вентилируемых высокооборотных (серии MTF и MTH);
5 – вентилируемых высокооборотных (серии МАП)
Таблица 2.5
Коэффициенты для выбора двигателя
Вид электропривода | η0 | kд | kт | |||||||
Подъем при [JΣ/(1,2Jд)]≤2, передвижен и поворот при [JΣ/(1,2Jд)]≤5 для режимов | Передвижение и поворот при [JΣ/(1,2Jд)]>5 для режимов | |||||||||
Л | С | Т | ВТ | Л | С | Т | ВТ | |||
АД с числом пар полюсов 2p: односкоростной при 2р=6; | 0,83 | 4,0 | 1,35 | 1,00 | 0,65 | 0,30 | 0,20 | — | — | — |
двухскоростной при 2р=4/24; | 0,83 | 4,0 | 0,80 | 0,70 | — | — | — | — | — | — |
трехскоростной при 2р=4/8/24. | 0,83 | 4,0 | 1,30 | 0,95 | 0,55 | 0,20 | — | — | — | — |
односкоростной в системе частотного регулирования; | 0,94 | 1,25 | 1,45 | 1,30 | 1,15 | 1,05 | 1,15 | 1,10 | 0,85 | 0,70 |
с фазным ротором при торможении противовключен.; | 0,76 | 1,25 | 1,45 | 1,20 | 0,95 | 0,75 | 0,75 | 0,65 | 0,35 | 0,20 |
с фазным ротором при динамическом торможении. | 0,81 | 1,25 | 1,50 | 1,30 | 1,10 | 0,90 | 0,90 | 0,85 | 0,50 | 0,30 |
ДПТ с параметрич. регулированием | 0,81 | 1,25 | 2,00 | 1,25 | 1,10 | 0,80 | 1,25 | 0,85 | 0,50 | 0,30 |
Система упр.выпрямитель – ДПТ или Г-Д. | 0,94 | 1,25 | 2,00 | 1,30 | 1,10 | 0,85 | 1,40 | 1,00 | 0,75 | 0,50 |
Таблица 2.6
Расчетные коэффициенты для выбора мощности двигателя
Расчетный коэффициент | Режим работы | |||
Л | С | Т | ВТ | |
ПВ, % kэ εр | 0,6 0,05 | 0,77 0,075 | 0,79 0,1 | 1,05 0,125 |
2.1.4. Выбор мощности электродвигателя методом эквивалентных
величин
Этот выбор целесообразно проводить при известной диаграмме нагрузки двигателя или при строго цикличном графике работы механизма. Выбор мощности сводится к определению предварительной мощности двигателя по упрощенной нагрузочной диаграмме и последующей проверке на нагрев.
Для типового режима работы механизма строится упрощенная нагрузочная диаграмма (рис. 2.3) для режимов: подъема груза (Мпг, Н∙м; tпг, с); спуска груза (Мсг, Н∙м; tсг, с); подъема (Мпо, Н∙м; tпо, с) и спуска (Мсо, Н∙м; tсо, с) с грузозахватывающего приспособления. Определяется среднеквадратический момент:
для механизма подъема
; (2.17)
для механизма передвижения
(2.18)
При отсутствии точных данных о временах разгона и торможения привода и сложности их определения принимают tПГ=tСГ=tПО=tСО, тогда
; (2.19)
Предварительная мощность нагрузки на валу электродвигателя находится по формуле:
Р=k1Mп.скw10-3, кВт, (2.20)
где k1 – коэффициент, учитывающий увеличение мощности в переходных режимах, k1=1,15….1,25;
w - угловая скорость двигателя, рад/с.
Рис. 2.3. Упрощенная нагрузочная диаграмма механизма подъема
Мощность нагрузки двигателя пересчитывается на стандартную продолжительность включения:
, (2.21)
где Р – мощность двигателя при фактической продолжительности включения ПВ, определяемой из упрощенной нагрузочной диаграммы, кВт.
Номинальная мощность электродвигателя РНОМ выбирается по каталогу из условия:
РНОМ ≥ РН. (2.22)
Для построения полной нагрузочной диаграммы выбирается
(см. табл. 2.4) или проектируется управляющее устройство электроприводом и рассчитываются механические характеристики электропривода для выбранного варианта. На характеристики наносятся участки, соответствующие типовым пусковым и тормозным режимам. Полная нагрузочная диаграмма электропривода I=f(t) или M=f(t) для заданного цикла работы строится по данным, полученным из механических характеристик. Из нагрузочной диаграммы определяется эквивалентная сила тока (или момент) двигателя
, (2.23)
где Iп и Iт – сила тока при пуске и торможении, А;
tп и tт – время пуска и торможения, с;
α=0,5÷0,7 – коэффициент, учитывающий ухудшение условий охлаждения при пуске и торможении для самовентилируемых двигателей;
I1… In и t1…tn – текущие значения силы тока и времени.
Эквивалентная сила тока приводится к стандартной продолжительности включения
. (2.24)
Проверяется неравенство номинальной силы тока двигателя IНОМ эквивалентной IНОМ≥IЭСТ. При невыполнении неравенства принимается двигатель большей мощности и расчет повторяется.