Режимы работы электродвигателя
Режим работы электродвигателя влияет на нагрев электродвигателя, а, следовательно, на его правильный выбор. В зависимости от соотношения длительности периодов работы электродвигателя и пауз между ними, частоты включений и характера изменений нагрузки, особенностей нагрева и охлаждения, режимы работы электродвигателя подразделяют на продолжительный, кратковременный, повторно-кратковременный и перемежающийся.
Продолжительный режим (условное обозначение S1) – режим работы двигателя (или преобразователя) с неизменной нагрузкой в течение времени, за которое двигатель успевает нагреться до установившейся температуры τуст. На рис.1.4 приведены нагрузочная диаграмма мощности P(t) и кривая нагрева электродвигателя t(t) для продолжительного режима (t0 – температура окружающей среды, tуст – установившееся значение температуры двигателя).
Кратковременным режимом работы (S2) называется режим, при котором периоды работы двигателя с неизменной нагрузкой чередуются с периодами его отключения (остановки); причём за время работы температура частей электродвигателя не успевает достигнуть установившейся величины, а за время паузы (отключения) двигатель охлаждается до температуры окружающей среды. Нагрузочная диаграмма P(t) и график температуры t(t) для кратковременного режима приведены на рис.1.5.
Р,t P(t) Pн tуст t(t) t0 t Рис. 1.4. Диаграмма мощности P(t) и кривая нагрева электродвигателя t(t) для продолжительного режима S1 | P,t P(t) tуст tmax t(t) t0 tp
t Рис. 1.5 Диаграмма мощности P(t) и кривая нагрева электродвигателя t(t) для кратковременного режима S2 |
Для улучшения экономических показателей электропривода промышленностью выпускаются электродвигатели, предназначенные для кратковременного режима работы. ГОСТ устанавливает длительность периодов работы этих двигателей tpном в 10, 30, 60 и 90 мин.
Повторно-кратковременный режим – режим, при котором периоды работы tp чередуются с паузами t0, причём за периоды работы с неизменной нагрузкой двигатель не успевает нагреться до установившейся температуры, а за время паузы в процессе охлаждения его температура не успевает достичь температуры окружающей среды (рис.1.6)
P, t P(t) Pн tm t(t) tр t0 t tц Рис. 1.6. Диаграмма мощности P(t) и кривая нагрева электродвигателя t(t) для повторно- кратковременного режима S3 | P, t P(t) Pн t(t) t tp tо Рис. 1.7 Диаграмма мощности P(t) и кривая нагрева электродвигателя t(t) для перемежающегося режима S6 |
Повторно-кратковременный режим характеризуется относительной продолжительностью включения:
, (1.17)
где tц – время цикла (tц=tp+to).
Относительная продолжительность включения, кроме того, выражается в процентах и обозначается:
. (1.18)
Для улучшения экономических показателей электропривода относительная продолжительность включения электродвигателей, выпускаемых для повторно-кратковременного режима, нормируется: ПВном=15, 25, 40, 60%.
В повторно-кратковременном режиме S3 продолжительность цикла установлена равной 10 мин. Повторно-кратковременные S4 и S5 дополняют и уточняют другие произвольные режимы электроприводов.
Режимы S6, S7 и S8 называют перемежающимися. В них периоды работы с определённой нагрузкой чередуются с периодами холостого хода двигателя или реверсами при электрическом торможении или с работой при другой частоте. На рис.1.7 приведены нагрузочная диаграмма P(t) и кривая нагрева t(t) для режима S6.