Эксплуатация электрических машин. Управление электроприводом
При эксплуатации электропривода электродвигатель должен быть немедленно отключен:
при несчастном случае с человеком;
появлении дыма или огня из электродвигателя пли аппаратуры;
сильной вибрации электродвигателя;
поломке приводимого механизма;
недопустимом нагреве подшипников;
чрезмерном снижении скорости электродвигателя, сопровождающимся сильным его нагреванием;
неожиданном непреодолимом стопорении двигателя.
Если с места, где установлен двигатель, не виден аппарат управления приводом, то вблизи двигателя должен быть установлен дополнительный коммутирующий аппарат, предотвращающий дистанционный пуск двигателя при его ревизии или осмотре. Перед пуском вновь установленного электродвигателя его очищают от пыли. Очищают также от пыли, мусора, грязи место, где он установлен. Проверяют, нет ли в двигателе посторонних предметов. Продувают его сухим сжатым воздухом при давлении не выше 0,2 МПа, измеряют сопротивление изоляции, проверяют состояние наружных болтовых соединений. Осматривают подведенные кабели и затяжку болтов заземления. Проверяют соответствие напряжения сети и электродвигателя. Проворачивают ротор вручную, проверяют правильность сопряжения валов электродвигателя и приводимого механизма. При наличии пускового реостата проверяют, введен ли он полностью. Если при пуске двигатель не вращается, гудит или вращается медленно, он должен быть немедленно отключен и неполадки устранены.
Необходимо вести систематическое наблюдение за работой электродвигателей. Оно заключается в контроле электрических параметров, нагрузки, температуры двигателя и его подшипников, в периодическом измерении его сопротивления.
Для контроля нагрузки в цепи питания двигателей средней и большой мощности устанавливают амперметры (обычно в двух фазах), где красной чертой должен быть отмечен наибольший допустимый (или номинальный) ток электродвигателя.
Температура двигателя измеряется термометром, встроенной термопарой или термисторными датчиками, приклеиваемыми к лобовым частям обмоток к другим частям машин.
Измерение сопротивления изоляции производят мегомметром на отключенном от сети двигателе.
Внешний осмотр заземления электрических машин должен производиться ежедневно. Периодичность технических осмотров и ремонтов устанавливается местными инструкциями. Для башенных кранов профилактические осмотры обычно проводятся не реже одного раза в 10 дней, среднего ремонта — не реже одного раза в год. Технические осмотры защищенных двигателей в пыльных или влажных помещениях следует проводить не реже, чем один раз в неделю, а текущие ремонты — раз в два-три месяца; закрытые двигатели осматривать один раз в два месяца, а текущие ремонты — один раз в год.
Капитальный ремонт двигателей назначается в зависимости от их состояния, выявленного при осмотре или текущем ремонте. Для электродвигателей, работающих в тяжелых условиях, капитальный ремонт должен производиться не реже, чем один раз в два года.
При осмотре и текущем ремонте двигатель и его пусковую, регулировочную и защитную аппаратуру чистят, продувают сжатым воздухом, подтягивают крепежные узлы, проверяют звук, нагрев и наличие смазки подшипников, подтягивают и зачищают контактные соединения, осматривают заземление, заменяют, если необходимо, щетки, чистят пусковой реостат, доливают в него масло. В это же время проводятся замеры сопротивления изоляции мегомметром.
Замена, хотя бы частичная, обмоток электродвигателя относится уже к капитальному ремонту, сюда же относится правка вала, замена или заварка подшипниковых щитов и т.д.
Во время эксплуатации электрических приводов большое значение имеет наблюдение за смазкой электрических машин и механических передач. Масло для подшипников должно быть соответствующих марок. Необходимо в подшипниках скольжения с кольцевой смазкой доливать масло один раз в неделю или в декаду и полностью менять один раз в два—три месяца. В шариковых и роликовых подшипниках смазку меняют два раза в год. Крышки подшипников скольжения должны быть плотно закрыты для предотвращения попадания в них влаги и пыли. Подшипники не должны сильно нагреваться (если руку трудно удержать на горячем подшипнике, двигатель следует остановить).
При неудовлетворительных показаниях сопротивления изоляции возможно, что изоляция необязательно повреждена, а просто отсырела. При этом электродвигатели и аппараты подвергаются сушке. Имеются специальные сушильные шкафы. Малые двигатели можно просушивать софитами с лампами накаливания.
Контроллеры. Контроллеры служат для управления работой электродвигателя, т.е. его включения, регулирования частоты вращения, остановки и изменения направления движения (реверсирования). Контроллеры, применяемые для управления электродвигателями крановых механизмов, по принципу работы разделяются на два вида:
непосредственного управления, или силовые, замыкающие или размыкающие силовые цепи двигателя при помощи контактных устройств контроллера с ручным приводом;
дистанционного управления, или магнитные, управляемые при помощи командоконтроллеров, переключающих цепи управления.
Силовыми контроллерами, применяемыми на башенных кранах, служат кулачковые контроллеры переменного тока ККТ (рис. 7.1).
Основными узлами кулачкового контроллера являются контактные элементы и вал 5 с кулачковыми шайбами 4. Каждый контактный элемент состоит из основания 1, подвижного рычага 2 с роликом и подвижным контактом и приводной пружины 3, обеспечивающей замыкание подвижного и неподвижного контактов. Контактные элементы крепятся к корпусу 8 контроллера. Вал с кулачковыми шайбами (кулачковый барабан) вращается в подшипниках, закрепленных в корпусе контроллера. Поворот кулачкового барабана осуществляется с помощью рукоятки 6, насаженной на выступающий конец вала.
Контроллеры выпускают двух видов: контроллеры для управления одним и двумя двигателями.
Магнитные контроллеры представляют собой панель в открытом или защищенном исполнении, на которой размещены контакторы, реле управления, плавкие предохранители и другие аппараты управления и электрической защиты.
Для управления катушками контакторов и реле магнитного контроллера обычно служит командоконтроллер. Командоконтроллер имеет такой же принцип работы, как и кулачковый контроллер ККТ, но количество переключаемых цепей у него меньше, а контакты серебряные, мостикового типа.
Магнитные контроллеры обладают рядом преимуществ по сравнению с силовыми:
магнитным контроллером любой мощности управляют с помощью малогабаритного аппарата — командоконтроллера без применения значительного мускульного усилия машиниста;
магнитные контроллеры могут быть установлены вне кабины, в любом месте на кране;
контакторы магнитных контроллеров более износоустойчивы, чем контакты кулачковых контроллеров.
Применение магнитных контроллеров позволяет автоматизировать операции пуска и торможения двигателя, что упрощает управление приводом и предохраняет двигатель от перегрузок.
Однако магнитные контроллеры имеют значительно более сложную схему и большее количество электроаппаратов, чем силовые, и поэтому требуют более тщательного ухода.
Контакторы и магнитные пускатели. Контакторы. Контактором называется электрический аппарат для замыкания и размыкания силовых электрических цепей, приводимый в действие при помощи электромагнита.
В зависимости от рода тока различают контакторы постоянного и переменного тока. По числу одновременно переключаемых цепей контакторы разделяют на однополюсные и многополюсные. Контакторы постоянного тока выпускаются одно- и двухполюсными, а контакторы переменного тока — двух-, трех- и четырехполюсными.
Главные контакты делают массивными, рассчитанными на большую силу тока, а блок-контакты — небольшими, так как в цепи управления сила тока не превышает 5... 10 А.
При размыкании электрических цепей, находящихся под нагрузкой, между силовыми контактами контактора возникает электрическая дуга, которая вызывает ускоренный износ контактов и даже их разрушение. Для сокращения времени горения дуги применяются различные системы принудительного дугогашения.
Контакторы используют в магнитных контроллерах башенных кранов в качестве линейных контакторов цепи защиты и в реверсорах.
Магнитные пускатели. Магнитным пускателем называется малогабаритный контактор специального исполнения, предназначенный для пуска, остановки и реверсирования асинхронных короткозамкнутых электродвигателей, а также для коммутации (замыкания и размыкания) других электрических цепей. Магнитный пускатель может иметь встроенные тепловые реле для защиты электрической цепи от перегрузок.
На башенных кранах пускатели применяют для управления короткозамкнутыми двигателями, в магнитных контроллерах и для коммутации других силовых цепей.
Реле управления и защиты. Реле времени. Реле времени применяют в магнитных контроллерах кранов для автоматического замыкания и размыкания цепей управления с заданной выдержкой времени.
Промежуточное реле. Промежуточное реле применяют в крановых схемах в качестве вспомогательного аппарата, если основной аппарат не обладает достаточным количеством контактов, требуемых для работы схемы, а также если мощность контактов основного аппарата недостаточна для размыкания или замыкания цепи управления.
Реле минимального тока. Реле применяют в схеме привода грузовой лебедки с тормозной машиной для контроля силы тока обмотки возбуждения.
Реле максимального тока. Реле максимальной силы тока (максимальное реле) — электромагнитное токовое реле мгновенного действия. Реле применяют для защиты электродвигателей от повреждения при резком возрастании силы тока, например, при большой перегрузке, резком включении, коротком замыкании.
Тепловое реле. Тепловое реле служит для защиты электродвигателя от небольших, но длительных перегрузок, при которых сила тока двигателя на 30% и более превышает номинальное значение. Тепловое реле срабатывает при определенном значении силы тока в течение некоторого интервала времени.
Резисторы. Применяемые в электрооборудовании башенных кранов резисторы делятся на пускорегулирующие, включаемые в силовую сеть электродвигателей, и резисторы, используемые в цепях управления и сигнализации.
Пускорегулирующие резисторы (реостаты) включаются в цепь ротора электродвигателя и служат для плавного разгона, торможения и регулирования частоты вращения электродвигателя, а также для торможения его в режиме противовключения.
В проволочных резисторах на металлические держатели, изолированные по граням фарфоровыми изоляторами, намотана константановая проволока.
Элементы ленточных резисторов (рис. 7.2) выполняются из намотанной на ребро ленты 3, укрепленной на стальном держателе с помощью фарфоровых изоляторов 1. Эти элементы собираются в ящике аналогично проволочным резисторам.
Пускорегулирующий реостат в зависимости от мощности и назначения электродвигателя состоит из одного или нескольких ящиков резисторов.
Включают реостаты в цепь ротора двигателя или выключают (закорачивают) их в процессе работы с помощью контроллеров. Резисторы рассчитаны, как правило, только на кратковременное включение при пуске или торможении двигателя. Длительная работа электродвигателей с включенными реостатами (рукоятка контроллера не установлена в крайнее положение) недопустима, так как при этом резисторы сильно перегреваются.
Тормозные машины. Тормозные машины применяют в электроприводе грузоподъемных лебедок для получения пониженных скоростей перемещения груза.
На башенных кранах устанавливают тормозную машину переменного тока ТМ-4А, представляющую собой короткозамкнутый асинхронный электродвигатель специального исполнения, имеющий малую частоту вращения.
Тормозная машина рассчитана на кратковременную работу с ПВ = 15 % и должна использоваться только для небольших перемещений грузов.
Тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели. Тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели применяют для растормаживания колодочных тормозов в механизмах крана.
Тормозные электромагниты. Тормозные электромагниты имеют две основные части: магнитопровод и обмотку возбуждения (катушку). Магнитопровод состоит из неподвижного ярма и подвижного якоря. При прохождении тока через укрепленную на ярме катушку возникает магнитное поле, под действием которого якорь притягивается к ярму и через систему рычагов растормаживает тормоз.
Тормозные электромагниты разделяют по роду питания на электромагниты переменного и постоянного тока.
Электрогидравлические толкатели. Электрогидравлические толкатели — это машины, преобразующие электрическую энергию в механическую и имеющие прямолинейно перемещающийся исполнительный орган (шток).
По сравнению с тормозными электромагнитами электрогидравлические толкатели обладают рядом преимуществ:
размеры и масса их меньше по сравнению с аналогичными по рабочим параметрам электромагнитами, потребление электроэнергии также в несколько раз меньше;
величина напорного усилия гидротолкателя не зависит от положения поршня, в то время как у электромагнита усилие резко изменяется в зависимости от величины воздушного зазора между ярмом и якорем;
внешней нагрузки до величины максимального упорного усилия толкателя поршень останавливается. При этом не происходит ни перегрузки двигателя, ни механических повреждений элементов толкателя.
Полупроводниковые выпрямители. Полупроводниковые выпрямители служат для выпрямления переменного тока в постоянный, который применяют на башенных кранах для питания обмоток возбуждения тормозных машин и тормозных электромагнитов, цепей управления катушек контакторов и цепей управления магнитных усилителей, для динамического торможения асинхронных двигателей, а также для питания цепей ограничителей грузоподъемности и анемометров.
Конечные выключатели. Конечные выключатели служат для ограничения действия механизмов крана, включения цепей сигнализации, а также используются в качестве выключателей блокировки.
По принципу работы конечные выключатели подразделяют:
на рычажные (рис. 7.3), срабатывающие при действии на них отключающих устройств;
приводные (шпиндельные), которые жестко связаны с валом механизма и срабатывают после поворота вала выключателя на определенный угол.
Плавкие предохранители. Плавкие предохранители предназначены для защиты электрооборудования и электрических сетей от больших токов, возникающих при коротких замыканиях, и значительных (50% и более) перегрузках.
В предохранителе помещается проводник с низкой температурой плавления (плавкая вставка), через который проходит ток защищаемой цепи. При увеличении силы тока выделяется большое количество тепла, под действием которого проводник расплавляется и размыкает цепь. На башенных кранах применяют трубчатые предохранители без наполнения ПР-2 и с наполнением ПН2, НПР, НПН.
Рубильники. Силовые распределительные ящики. Рубильники и силовые распределительные ящики служат для нечастой коммутации (замыкания и размыкания) электрических цепей переменного и постоянного тока напряжением до 500 В. На башенных кранах рубильники применяют в защитных панелях и в силовых распределительных ящиках. Силовые распределительные ящики используют на башенных кранах в качестве вводных (портальных) рубильников, устанавливаемых в нижней части металлоконструкции крана, на портале или на ходовой раме.
Рубильник (рис. 7.4, а) имеет один или несколько подвижных ножей 7, шарнирно укрепленных в контактных стойках 6. Ножи связаны траверсой 3 из изолирующего материала. При включении рубильника ножи вводятся в контактные губки 2. К губкам присоединяют провода от источника питания, а к контактным стойкам ножей — провода включаемой рубильником цепи. Рубильником управляют (включают и отключают) с помощью рукоятки 4.
По числу размыкаемых цепей различают одно-, двух- и трехполюсные рубильники.
Силовой распределительный ящик (рис. 7.4, б) представляет собой шкаф 7 со встроенными в него рубильником 8 и предохранителями 10. Рубильник управляется с помощью рычажного привода боковой рукояткой 9. Рукоятка имеет блокировочное устройство, благодаря которому нельзя открыть крышку шкафа при включенном рубильнике и включить рубильник при открытой крышке. В корпусе предусмотрен зажим для крепления заземляющего провода.
В некоторых конструкциях силовых распределительных ящиков вместо отдельно устанавливаемых рубильника и плавких предохранителей применяют встраиваемый блок предохранитель—выключатель (рис. 7.4, в). Блок состоит из контактных губок 11, установленных на изоляционной панели, и подвижных ножей 14, выполненных вместе с предохранителями. Блок включается и отключается рукояткой 13, связанной с ножами при помощи рычажной системы 12.
На всех распределительных ящиках, которые установлены в качестве портального рубильника на кране или в качестве рубильника
на подключательном пункте у подкранового пути, предусматривается устройство для запирания ящика с рукояткой, установленной в положение «Выключено». Оно должно быть выполнено так, чтобы в запертом положении нельзя было включить рукоятку, а при включенной рукоятке — запереть устройство.
Автоматические выключатели. Автоматические выключатели (автоматы) предназначены для автоматического отключения электрических цепей в случае нарушения нормальных условий их работы (например, при перегрузке или коротком замыкании), а также для нечастой коммутации.
Автомат (рис. 7.5, а) состоит из кожуха, коммутирующего устройства, дугогасительных камер, механизма управления и
расцепителей максимального тока. Он отключается при срабатывании расцепителей максимальной силы тока. По принципу действия расцепители бывают: тепловыми, электромагнитными и комбинированными, состоящими из последовательно включенного теплового и электромагнитного расцепителей. Основным элементом теплового расцепителя является биметаллическая пластина.
Электромагнитный расцепитель состоит из катушки 14 и сердечника 13. При возникновении тока короткого замыкания сердечник мгновенно втягивается в катушку. При этом рычаг 11 поворачивается, освобождает от зацепления с зубом фигурную деталь 6 и автомат отключается без выдержки времени.
Аппаратура ручного управления. Для нечастых переключений цепей управления и освещения в схемах башенных кранов применяют кнопки управления, выключатели управления, пакетные выключатели и универсальные переключатели.
Кнопки управления (рис. 7.6, а) служат для замыкания и размыкания цепей катушек контакторов, магнитных пускателей и реле,
а также для включения звукового сигнала. Комплект кнопок, встроенных в общий кожух, называется кнопочной станцией.
Выключатели управления бывают с ручным приводом и педальным (ножным). Выключатели с ручным приводом используются для отключения линейного контактора, их обычно называют аварийными выключателями. Педальные выключатели (рис. 7.6, б) применяют для включения цепей управления, например для управления посадочной скоростью грузовых лебедок в схеме противовключения. Контакты выключателей управления рассчитаны на силу тока до 10 А.
Пакетные выключатели (рис. 7.6, в) применяют в схеме кранов для включения цепей управления и освещения. С помощью пакетных выключателей включают рабочее освещение и нагревательные приборы.
Пакетный выключатель состоит из двух узлов: контактной системы и переключающего механизма.
Пакетные выключатели выпускают в открытом и защищенном исполнении на величину силы тока от 10 до 60 А.
Универсальные переключатели (рис. 7.6, г) — это многоцепные электрические аппараты, применяемые для нечастых переключений электрических цепей. На башенных кранах, у которых предусмотрено управление механизмами из кабины или с переносного монтажного пульта, универсальные переключатели используют для переключения схемы крана на пульт или кабину. На некоторых кранах переключатели применены в качестве командоаппаратов для управления магнитными контроллерами.
Токоприемники. С помощью токоприемника электрооборудование вращающейся части крана связано с внешней сетью и электроаппаратами, установленными на неповоротной части крана.
По принципу работы токоприемники башенных кранов разделяют на кольцевые и бескольцевые.
Бескольцевой токоприемник представляет собой шлейф из гибких проводов, связывающих зажимы цепи на вращающейся и неповоротной частях крана. Длина проводов выбирается достаточной для двух полных оборотов крана (720°) в обе стороны от начального положения.
Бескольцевой токоприемник применяют на большинстве башенных кранов, так как он значительно проще и надежней кольцевого. При эксплуатации крана с бескольцевым токоприемником следует систематически наблюдать за работой ограничителя поворота, так как его неисправность может привести к скручиванию и обрыву проводов гибкого шлейфа.
Провода и кабели. Для подключения электрооборудования к внешней цепи, а также для электрической связи между электродвигателями и электроаппаратами на башенном кране применяют провода и кабели.
Провода и жилы кабелей всех цепей крановой электросхемы должны иметь хорошо видную буквенную и цифровую маркировку.
Согласно правилам устройства электроустановок электропроводка на кранах может выполняться проводами и кабелями с медными жилами. Сечение проводов и токоведущих жил кабелей выбирают по допустимым длительным токовым нагрузкам в зависимости от мощности, потребляемой приемником. Однако по условиям механической прочности сечение медных проводов должно быть не менее 2,5 мм2. В цепях управления для присоединения командоаппаратов, а также в цепях телеуправления и связи допускается использовать гибкие провода с медными жилами сечением меньше 2,5 мм2 при условии, что эти провода не несут механической нагрузки.
Внешнюю электропроводку по крану выполняют гибким кабелем с медными жилами в резиновой или равноценной изоляции, предназначенной для работы в интервале температур от —40 до +40°С. Для электропроводки в шкафах магнитных контроллеров и в кабинах используют одножильные и многожильные провода (ПР, ПРГ, ПВ-ХЛ, ПГВ-ХЛ) либо кабели для внешней проводки.
Кабельные барабаны. Электрическая энергия подается от внешней цепи к электрооборудованию крана по кабелю. Длина кабеля, который соединяет вводный рубильник на ходовой раме (портале) башенного крана с подключательным пунктом у кранового пути, обычно равна 50 м.
Для предохранения кабеля от износа и обрывов при задевании за неровности подкранового пути применяют различные средства. При длине пути более 50 м подключательный пункт размещают у середины подкранового пути, а для кабеля устраивают деревянный лоток, по которому кабель протаскивают краном. При длине пути 50 м и менее вдоль подкранового пути натягивают на стойках проволоку или канат, а к ним с помощью проволочных колец прикрепляют кабель.
Применение кабельного барабана избавляет от необходимости выполнять эти сложные и ненадежные устройства. Кабельный барабан предназначен для наматывания (или сматывания) кабеля при перемещении крана по рельсовому пути. Барабан представляет собой полый цилиндр, внутри которого помещается кольцевой токоприемник, связывающий наматывающийся кабель с вводным рубильником.
Кабель наматывается на внешнюю цилиндрическую поверхность барабана. Кабельный барабан укрепляется на металлоконструкции крана и имеет приводное устройство, с помощью которого происходит наматывание кабеля на барабан при движении крана к подключательному пункту. Кабель сматывается с барабана за счет собственного натяжения или в результате изменения направления вращения привода барабана.
ЭЛЕКТРОНИКА
Общие сведения о полупроводниках
Полупроводниками называют вещества, удельная проводимость которых имеет промежуточное значение между удельными проводимостями металлов и диэлектриков. Полупроводники одновременно являются плохими проводниками и плохими диэлектриками. Граница между полупроводниками и диэлектриками условна, так как диэлектрики при высоких температурах могут вести себя как полупроводники, а чистые полупроводники при низких температурах ведут себя как диэлектрики. В металлах концентрация электронов практически не зависит от температуры, а в полупроводниках носители заряда возникают лишь при повышении температуры или при поглощении энергии от другого источника.
Типичными полупроводниками являются углерод (С), германий (Ge) и кремний (Si). Германий - это хрупкий серовато-белый элемент, открытый в 1886г. Источником порошкообразной двуокиси германия, из которой получают твердый чистый германий, являются золы некоторых сортов угля.
Кремний был открыт в 1823 г. Он широко распространен в земной коре в виде кремнезема (двуокиси кремния), силикатов и алюмосиликатов. Двуокисью кремния богаты песок, кварц, агат и кремень. Из двуокиси кремния химическим путем получают чистый кремний. Кремний является наиболее широко используемым полупроводниковым материалом.
Рассмотрим подробнее образование электронов проводимости в полупроводниках на примере кремния. Атом кремния имеет порядковый номер Z = 14 в периодической системе Менделеева. Поэтому в состав его атома входят 14 электронов. Однако только четыре из них находятся на незаполненной внешней оболочке и являются слабо связанными. Эти электроны называются валентными и обусловливают четыре валентности кремния. Атомы кремния способны объединять свои валентные электроны с другими атомами кремния с помощью, так называемой ковалентной связи (рис. 11.1). При ковалентной связи валентные электроны совместно используются различными атомами, что приводит к образованию кристалла.
Рис. 11.1
При повышении температуры кристалла тепловые колебания решетки приводят к разрыву некоторых валентных связей. В результате этого часть электронов, ранее участвовавших в образовании валентных связей, отщепляется и становится электронами проводимости. При наличии электрического поля они перемещаются против поля и образуют электрический ток.
Однако при освобождении электрона в кристаллической решетке образуется незаполненная межатомная связь. Такие «пустые» места с отсутствующими электронами связи получили название «дырок». Возникновение дырок в кристалле полупроводника создает дополнительную возможность для переноса заряда. Действительно, дырка может быть заполнена электроном, перешедшим под действием тепловых колебаний от соседнего атома. В результате на этом месте будет восстановлена нормальная связь, но зато в другом месте появится дырка. В эту новую дырку в свою очередь может перейти какой-либо из других электронов связи и т.д. Последовательное заполнение свободной связи электронами эквивалентно движению дырки в направлении, противоположном движению электронов. Таким образом, если при наличии электрического поля электроны перемещаются против поля, то дырки будут двигаться в направлении поля, т.е. так, как двигались бы положительные заряды. Следовательно, в полупроводнике имеются два типа носителей тока - электроны и дырки, а общая проводимость полупроводника является суммой электронной проводимости (n-типа, от слова negative) и дырочной проводимости (p -типа, от слова positive).
Наряду с переходами электронов из связанного состояния в свободное существуют обратные переходы, при которых электрон проводимости улавливается на одно из вакантных мест электронов связи. Этот процесс называют рекомбинацией электрона и дырки. В состоянии равновесия устанавливается такая концентрация электронов (и равная ей концентрация дырок), при которой число прямых и обратных переходов в единицу времени одинаково.
Рассмотренный процесс проводимости в чистых полупроводниках называется собственной проводимостью. Собственная проводимость быстро возрастает с повышением температуры, и в этом существенное отличие полупроводников от металлов, у которых с повышением температуры проводимость уменьшается. Все полупроводниковые материалы имеют отрицательный температурный коэффициент сопротивления.
Чистые полупроводники являются объектом главным образом теоретического интереса. Основные исследования полупроводников связаны с влиянием добавления примесей в чистые материалы. Без этих примесей не было бы большинства полупроводниковых приборов.
Чистые полупроводниковые материалы, такие как германий и кремний, содержат при комнатной температуре небольшое количество электронно-дырочных пар и поэтому могут проводить очень маленький ток. Для увеличения проводимости чистых материалов используется легирование.
Легирование - это добавление примесей в полупроводниковые материалы. Используются два типа примесей. Примеси первого типа - пятивалентные -состоят из атомов с пятью валентными электронами, например, мышьяк и сурьма. Примеси второго типа - трехвалентные - состоят из атомов с тремя валентными электронами, например, индий и галлий.
Когда чистый полупроводниковый материал легируется пятивалентным материалом, таким как мышьяк (As), то некоторые атомы полупроводника замещаются атомами мышьяка (рис. 11.2).
рис. 11.2
Атом мышьяка вводит четыре своих валентных электрона в ковалентные связи с соседними атомами. Его пятый электрон слабо связан с ядром и легко может стать свободным. Атом мышьяка называется донорским, поскольку он отдает свой лишний электрон. В легированном полупроводниковом материале находится достаточное количество донорских атомов, а следовательно, и свободных электронов для поддержания тока.
При комнатной температуре количество дополнительных свободных электронов превышает количество электронно-дырочных пар. Это означает, что в материале больше электронов, чем дырок. Поэтому электроны называют основными носителями. Дырки называют не основными носителями. Поскольку основные носители имеют отрицательный заряд, такой материал называется полупроводником n - типа.
Когда полупроводниковый материал легирован трехвалентными атомами, например атомами индия (In), то эти атомы разместят свои три валентных электрона среди трех соседних атомов (рис. 11.3).
Рис. 11.3
Это создаст в ковалентной связи дырку. Наличие дополнительных дырок позволит электронам легко дрейфовать от одной ковалентной связи к другой. Так как дырки легко принимают электроны, атомы, которые вносят в полупроводник дополнительные дырки, называются акцепторными.
При обычных условиях количество дырок в таком материале значительно превышает количество электронов. Следовательно, дырки являются основными носителями, а электроны – не основными. Поскольку основные носители имеют положительный заряд, материал называется полупроводником p-типа.
Полупроводниковые материалы n- и p-типов имеют значительно более высокую проводимость, чем чистые полупроводники. Эта проводимость может быть увеличена или уменьшена путем изменения количества примесей. Чем сильнее полупроводниковый материал легирован, тем меньше его электрическое сопротивление. Контакт двух полупроводников с различными типами проводимости называется p-n-переходом и обладает очень важным свойством - его сопротивление зависит от направления тока. Отметим, что такой контакт нельзя получить, прижимая друг к другу два полупроводника, p-n-переход создается в одной пластине полупроводника путем образования в ней областей с различными типами проводимости. Методы получения p-n-переходов описаны ниже. Итак, в куске монокристаллического полупроводника на границе между двумя слоями с различного рода проводимостями образуется p-n-переход. На ней имеет место значительный перепад концентраций носителей зарядов. Концентрация электронов в n-области во много раз больше их концентрации в n-области. Вследствие этого электроны диффундируют в область их низкой концентрации (в n-область). Здесь они рекомбинируют с дырками и таким путем создают пространственный отрицательный заряд ионизированных атомов акцептора, не скомпенсированный положительным зарядом дырок. Одновременно происходит диффузия дырок в n-область. Здесь создается не скомпенсированный зарядом электронов пространственный положительный заряд ионов донора. Таким образом, на границе создается двойной слой пространственного заряда (рис. 11.4, а), обедненный основными носителями тока. В этом слое возникает контактное электрическое поле Es, препятствующее дальнейшему переходу электронов и дырок из одной области в другую.
Контактное поле поддерживает состояние равновесия на определенном уровне. Но и в этом случае под действием тепла небольшая часть электронов и дырок будет продолжать проходить через потенциальный барьер, обусловленный пространственными зарядами, создавая ток диффузии. Однако одновременно с этим под действием контактного поля не основные носители заряда p- и n-областей (электроны и дырки) создают небольшой ток проводимости. В состоянии равновесия эти токи взаимно компенсируются.
рис. 11.4
Если к p-n-переходу подключить внешний источник тока, то напряжение указанной на рис. 11.4,б обратной полярности приведет к появлению внешнего поля Е, совпадающего по направлению с контактным полем ек. В результате ширина двойного слоя увеличится, и тока за счет основных носителей практически не будет. В цепи возможен лишь незначительный ток за счет не основных носителей (обратный ток Iобр).
При включении напряжения прямой полярности направление внешнего поля противоположно направлению контактного поля (рис. 11.4, в). Ширина двойного слоя уменьшится, и в цепи возникнет большой прямой ток Iпр. Таким образом, p-n-переход обладает ярко выраженной односторонней проводимостью. Это отражает его вольтамперная характеристика (рис. 11.5).
рис. 11.5
Когда к p-n-переходу приложено прямое напряжение, ток быстро возрастает с ростом напряжения. Когда же к р-n-переходу приложено обратное напряжение, ток очень мал, быстро достигает насыщения и не изменяется до некоторого предельного значения обратного напряжения, после чего резко возрастает. Это так называемое напряжение пробоя U пр , при котором наступает пробой p-n-перехода и он разрушается. Следует отметить, что на рис.11.5 масштаб обратного тока в тысячу раз меньше масштаба прямого тока.
Полупроводниковые диоды
P-n-переход является основой полупроводниковых диодов, которые применяются для выпрямления переменного тока и для других нелинейных преобразований электрических сигналов.
Диод проводит ток в прямом направлении только тогда, когда величина внешнего напряжения (в вольтах) больше потенциального барьера (в электрон-вольтах). Для германиевого диода минимальное внешнее напр<