Выбор типа и мощности электродвигателя для различных условий работы
Электродвигатель должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к нему со стороны производственного механизма, соответствовать условиям среды, в которой он будет находиться во время работы, обладать достаточной надежностью и экономичностью, простой по устройству и управлению конструкцией и иметь наименьшую массу и габариты. Выбор электродвигателя производят по роду силы тока и номинальному напряжению; по номинальной мощности и скорости; по естественной механической характеристике; пусковым и тормозным свойствам; регулированию скорости и конструктивному исполнению.
Правильный выбор электродвигателя имеет большое значение. При недостаточной мощности невозможно обеспечить проведение намеченного технологического процесса и, кроме того, двигатель может быстро выйти из строя. Излишняя мощность двигателя влечет за собой дополнительные капитальные затраты и увеличивает эксплуатационные расходы вследствие снижения КПД и коэффициента мощности из-за его недогрузки. Каждый электродвигатель при пуске, остановке и торможении работает в переходных режимах, при которых изменяется скорость, вращающий момент и величина силы тока.
Зависимость скорости вращения от вращающего момента называется механической характеристикой электродвигателя, которой оценивают электромеханические свойства двигателей и выявляют пригодность его для исполнительного механизма.
Механические характеристики подразделяются на естественные и искусственные.
Естественная механическая характеристика дает зависимость скорости от вращающего момента для нормальных условий работы электродвигателя — при номинальном напряжении, без реостата и т. п.
Искусственная механическая характеристика соответствует условиям работы электродвигателя, отличающимся от номинального режима, т.е. при пониженном напряжении, при включенном реостате в цепь ротора асинхронного двигателя и т. п.
Механические характеристики подразделяются на следующие виды:
Абсолютно жесткая характеристика электродвигателя определяется строго постоянной скоростью вращения при различных нагрузках двигателей. Такой характеристикой обладают синхронные двигатели.
Жесткая характеристика определяется сравнительно небольшим снижением скорости (не более 5... 10%) при возрастании нагрузки. Такую характеристику имеют асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором и электродвигатели постоянного тока с параллельным возбуждением.
Мягкая характеристика электродвигателя определяется относительно большим изменением скорости вращения при возрастании нагрузки. Такую характеристику имеют двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением и асинхронные двигатели с сопротивлением в цепи ротора.
Различные механизмы требуют установки двигателей с различной степенью жесткости. Так, например, насосы, компрессоры, транспортеры требуют применения двигателей с жесткой или абсолютно жесткой характеристикой.
Из существующих двигателей наиболее простыми, надежными в работе, легкими и дешевыми являются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, присоединяемые непосредственно к сети. Этот тип двигателей нашел преимущественное применение во всех отраслях промышленности, в тех случаях, когда не требуется плавного регулирования скорости. При ступенчатом регулировании могут применяться многоскоростные асинхронные двигатели.
Асинхронные двигатели с фазным ротором несколько сложнее двигателей с короткозамкнутым ротором, тяжелее и дороже их. Но двигатели этого типа позволяют регулировать скорость, а также вращающий момент при пуске и торможении, что дает возможность получать необходимую плавность хода. При переходных процессах двигатели с фазным ротором имеют меньшие потери энергии в обмотках, что делает их незаменимыми для работы с частыми пусками и остановками. Следует отметить, что двигатели с фазным ротором не дают возможности получить жесткие искусственные механические характеристики при малых скоростях.
При необходимости улучшить регулирование и при большой частоте включений применяются двигатели постоянного тока, более сложные по устройству и в эксплуатации, а также более дорогие по сравнению с асинхронными двигателями.
По роду защиты выпускают электродвигатели следующих типов: открытые, у которых все вращающиеся и токоведущие части не имеют специальных защитных приспособлений; для общего применения открытые электродвигатели не изготовляются;
защищенные электродвигатели, у которых все вращающиеся и токоведущие части предохранены от случайных прикосновений, от попадания внутрь посторонних предметов, капель воды, падающих отвесно, или брызг. Этот вид машин не защищен от пыли и вредных газов. Электродвигатели, имеющие защиту от капель, называются каплезащищенными, а от брызг — брызгозащищенными. Защищенные электродвигатели нельзя устанавливать в пожароопасных, взрывоопасных помещениях и в помещениях с едкими парами и газами;
закрытые электродвигатели, у которых имеются отверстия лишь для ввода проводов и для болтов, скрепляющих детали машины. Закрытые машины подразделяются на обычные, обдуваемые, продуваемые (с закрытой вентиляцией) и герметические. В обдуваемых электродвигателях охлаждающий воздух засасывается вентилятором и прогоняется через корпус машины. У машин с закрытой вентиляцией охлаждающий воздух подводится через трубы. Закрытые электродвигатели могут быть установлены на открытом воздухе вне зданий, в пыльных и пожароопасных помещениях;
электродвигатели взрывозащищенные. Выпускаются в нескольких исполнениях: взрывонепроницаемые и повышенной надежности, предназначенные для работы во взрывоопасных помещениях соответствующих классов.
Электродвигатели различной конструкции выполняют преимущественно с горизонтальным валом. Для уменьшения габаритов производственных машин удобно применять электродвигатели с вертикальным валом, имеющим упорные подшипники. Особенно удобно для индивидуального привода машин применять фланцевые электродвигатели, имеющие вместо лап фланцы для крепления к машине.
Основным показателем, определяющим допустимую нагрузку двигателя или его мощность, является температура нагрева обмоток, которая зависит от режима его работы. При длительной неизменной или мало изменяющейся нагрузке мощность двигателя определяется по формулам, выведенным аналитическим или опытным путем.