Классификация машин постоянного тока по способу возбуждения
Рабочие свойства машин постоянного тока зависят в значительной мере от способа соединения обмотки возбуждения с якорем машины. По способу питания обмотки возбуждения машины постоянного тока подразделяются: на машины с параллельным возбуждением (шунтовые), машины с последовательным возбуждением (сериесные) и машины со смешанным возбуждением (компаундные) (рис. 2.10). Машины с параллельным и смешанным возбуждением применяют в качестве, как генераторов, так и двигателей, с последовательным возбуждением — только в качестве двигателей.
В машинах с параллельным возбуждением обмотка возбуждения присоединяется параллельно обмотке якоря (рис. 2.10, а), в машинах с последовательным возбуждением — последовательно с обмоткой якоря (рис.2.10, б). В машинах со смешанным возбуждением обмотка возбуждения имеет две части: одну, соединенную параллельно, а другую — последовательно с обмоткой якоря (рис. 2.10, в). Обмотки возбуждения, присоединяемые параллельно, выполняют из проводов небольшого сечения; обмотки же, присоединяемые последовательно, рассчитываемые на прохождение че-рез них полного тока генератора, выполняют из проводов большого сечения.
ЭДС, которую развивает любой генератор постоянного тока, прямо пропорциональна числу его оборотов и величине магнитного потока, создаваемого полюсами. Магнитный же поток зависит от тока в обмотке возбуждения. Регулирование ЭДС генератора постоянного тока может осуществляться изменением либо числа его оборотов, либо величины тока возбуждения:
где р — число пар полюсов; N — число всех проводников обмотки; а — число параллельных ветвей; Ф — магнитный поток обмотки возбуждения (Вб); п — частота вращения якоря, мин"1.
2.7. Электродвигатели постоянного тока
Величина вращающегося момента двигателя постоянного тока (М) выражается следующим соотношением:
где к — постоянная двигателя, зависящая от его конструкции; Ф — магнитный поток, Вб; /я — сила тока якоря, А. Скорость двигателя подчиняется уравнению
где Rя — сопротивление обмотки якоря, Ом.
Двигатель параллельного возбуждения, схема включения которого приведена на (рис. 2.11), о, присоединяется к сети так, чтобы обмотка возбуждения всегда находилась под полным напряжением сети. Поэтому магнитный поток двигателя остается постоянным, не зависящим от нагрузки, а сила тока в обмотке якоря возрастает пропорционально нагрузке. Из формулы (2.8) видно, что вращающий момент двигателя также возрастает пропорционально нагрузке. Скорость вращения уменьшается по формуле (2.9) незначительно.
Регулирование скорости вращения, как показывает формула (2.9),
постигается изменением напряжения, подводимого к двигателю; введением сопротивления в цепь якоря или изменением магнитного потока. Введение сопротивления в цепь якоря вызывает уменьшение скорости двигателя; регулирование скорости происходит при постоянном моменте. Этот способ применяется для подъемников, лебедок, поршневых компрессоров, насосов и т. д. Однако он связан со значительными потерями, обусловленными нагревом добавочного сопротивления, через которое протекает весь ток якоря. Наибольшее распространение имеет регулирование частоты вращения двигателя изменением магнитного потока. Это достигается реостатом, включенным в обмотку возбуждения. При уменьшении силы тока возбуждения уменьшается магнитный поток, а следовательно, увеличивается частота вращения двигателя. В этом случае регулирование происходит при постоянной мощности. Включение реостата в цепь обмотки возбуждения не вызывает значительных потерь энергии благодаря небольшому значению силы тока возбуждения. В двигателе параллельного возбуждения обмотка возбуждения имеет большое сопротивление и, следовательно, сила тока в этой обмотке и в реостате невелика.
Электродвигатель с последовательным возбуждением включают в сеть по схеме, изображенной на рис. 2.11, б. Своими характеристиками двигатели последовательного возбуждения значительно отличаются от двигателей параллельного возбуждения. Вследствие того, что через обмотку возбуждения двигателя, последовательно соединенную с обмоткой якоря, проходит весь его ток, одновременно с увеличением нагрузки двигателя резко возрастает величина магнитного потока его полюсов. Также резко падает число его оборотов, которое, как уже отмечалось, изменяется обратно пропорционально магнитному потоку. В связи с этим такие двигатели, uo-первых, развивают большой вращающийся момент при малых оборотах (в частности, при пуске в ход) и, во-вторых, обладают большой перегрузочной способностью. Вместе с тем, с уменьшением нагрузки на валу частота вращения двигателя быстро возрастает и при малых нагрузках (меньше 1/4 нормальной), он приобретает скорость, опасную для его целостности. Вхолостую, т. е. без нагрузки, сериесные электродвигатели вообще нельзя пускать — они идут, как принято говорить, на «разнос». Это является отрицательным свойством сериесного электродвигателя.
По своим характеристикам эти электродвигатели больше всего подходят для привода подъемно-транспортных устройств. Их широко применяют в электрической тяге (трамваи, троллейбусы, электрические железные дороги).
В строительной практике двигатели последовательного возбуждения применяют на некоторых типах мощных экскаваторов с питанием от двигатель-генераторов и на электрических погрузчиках с питанием от аккумуляторов.
Регулирование скорости двигателей последовательного возбуждения принципиально не отличается от двигателей с параллельным возбуждением, только значение силы тока в обмотке возбуждения или якоря изменяется не реостатом, а их шунтированием — отводом части тока от этих обмоток.
Для изменения направления вращения двигателей постоянного тока (реверсирование) необходимо изменить полярность магнитного поля или направление силы тока в обмотке якоря. Эту операцию выполняют переключением соответствующих обмоток — якоря или возбуждения.
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ