Оценка линейности усилителя вертикального отклонения.
1. Подключите вольтметр параллельно ЗГ и осциллографу (Рис. 7). Обратите внимание на соединительный провод от осциллографа к звуковому генератору. Этот провод часто содержит входной делитель напряжения 1:10. В этом случае измеренное напряжение необходимо умножить на 10 (коэффициент 10 в формуле (1).
Рис. 7. Схема включения осциллографа
2. Установите синусоидальную форму сигнала ЗГ. Изменяя выходное напряжение ЗГ Uв от 0 до 5В, измерьте напряжение U0с помощью осциллографа, для чего измерьте отклонение луча L по оси Y (двойную амплитуду) в делениях шкалы.
3. Рассчитайте напряжение на входе Y осциллографа U0 по формуле (1)
(1)
где k - цена деления шкалы осциллографа, на которую
установлен переключатель делителя напряжения (рис.6).
4. Результаты измерений занесите в табл. 2.
5. Постройте график зависимости U0 от U в.
Таблица 2
N | Uв, В | L, дел | k , В/дел | Uо, В | Uв2 | U0 U в |
. . . | ||||||
S | - | - | — | — |
Для построения графика можно воспользоваться методом наименьших квадратов. Зависимость U0 от Uв - линейная: U0 = gUв. Коэффициент g рассчитайте по формуле (2)
(2)
Задание 3. Измерение частоты сигнала по фигурам Лиссажу
1. Ha вход Y подайте напряжение 12 Всчастотойf = 50 Гц, (розетка расположена на вертикальной стенке модуля МО-З). На вход Х - от ЗГ. Отключите развертку осциллографа выключателем (13).
2. Отрегулируйте чувствительность осциллографа и напряжение на выходе генератора так, чтобы луч не выходил за пределы экрана.
3. Изменяя частоту ЗГ, добейтесь устойчивой картины на экране осциллографа (Рис.8).
4. Найдите 5-6 различных частот ЗГ, при которых наблюдается устойчивая картина. Занесите в табл.3 форму и число пересечений nx и ny фигур Лиссажу с осями X и Y.
5. Рассчитайте по формуле (3) частоту сигнала, приняв частоту fy=50 Гц. Сравните полученный результат с показаниями шкалы звукового генератора (ЗГ). Результаты занесите в табл. 3.
(3)
Рис. 8. Сложение взаимно-перпендикулярных колебаний.
Фигуры Лиссажу
Таблица 3
N | форма фигуры Лиссажу | nх | nу | fx | fy |
2… |
Задания для отчета
1. Назначение и устройство осциллографа.
2. Измерения, которые можно проводить с помощью осциллографа.
3. Устройство и принцип действия электронно-лучевой трубки.
4. Как получить на экране осциллографа прямую вертикальную линию?
5. Как получить на экране осциллографа горизонтальную линию?
6. Как получить на экране развертку сигнала?
7. Наблюдение сложения взаимно-перпендикулярных колебаний с помощью осциллографа.
8. Измерение частоты неизвестного сигнала по фигурам Лиссажу.
9. Найдите соотношение частот колебаний на рис. 9.
Рис. 9 (к заданию 9)
10. Электрон с некоторой начальной скоростьюv0влетаетв плоский конденсатор параллельно пластинам на равном расстоянии от них. К пластинам конденсатора приложена разность потенциалов U = 300 В. Расстояние между пластинами d = 2 см, длина конденсатора l = 10 см. Какой должна быть предельная начальная скорость электрона, чтобы электрон не вылетел из конденсатора?
11. Электрон, пройдя ускоряющую разность потенциалов ∆φ, влетает в плоский воздушный конденсатор параллельно пластинам, длина которых l. На конденсатор подают напряжение, которое изменяется линейно со временем по закону U = αt, где α – положительная постоянная, t – время движения электрона в конденсаторе. Расстояние между пластинами конденсатора d. Определить, с какой скоростью электрон вылетит из конденсатора.
12. Узкий пучок электронов в вакууме пролетает сквозь плоский конденсатор параллельно его пластинам и попадает на флуоресцирующий экран, отстоящий от конденсатора на расстоянии L = 15 см. При подаче на конденсатор напряжения U =50 В светящееся пятно на экране смещается на s = 21 мм. Расстояние между пластинами конденсатора d = 18 мм; длина конденсатора l = 6 см. Определите начальную скорость электрона.
13. Электрон влетает в плоский горизонтальный конденсатор параллельно пластинам со скоростью 9·106 м/с. Найти полное, нормальное и тангенциальное ускорение электрона через 10-8 с после начала его движения в конденсаторе. Разность потенциалов между пластинами равна 100 В, расстояние между пластинами 1 см.
14. Электрон влетает в плоский горизонтальный конденсатор параллельно его пластинам со скоростью 1·107 м/с. Напряженность поля в конденсаторе E = 100 В/см, длина конденсатора l = 5 см. Найти величину и направление скорости электрона при вылете его из конденсатора.
15. Электрон, находящийся в однородном электрическом поле, получает ускорение, равное 1·104 см/с2.
Найти: 1) напряженность электрического поля, 2) скорость, которую получит электрон за 10-8 с своего движения, 3) работу сил поля за это время, 4) разность потенциалов, пройденную при этом электроном в поле.
Лабораторная работа № 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОЙ БУМАГИ
Цель работы: изучение метода моделирования электростатического поля с помощью электропроводной бумаги.
Приборы и принадлежности: планшет с электродами для крепления электропроводной бумаги, вольтметр, источник постоянного тока на модуле МО-З, масштабная линейка.
Краткая теория
Электрические заряды создают вокруг себя поле, называемое электрическим. Напряженность электрического поля Е определяется как сила, действующая на единичный положительный заряд, помещенный в данную точку поля, т. е.
(1)
Потенциал электрического поля определяется как потенциальная энергия Wп, которой обладал бы положительный заряд, помещенный в данную точку поля
(2)
Элементарная работа, совершаемая силами электрического поля равна
, (3)
где dl - перемещение заряда под действием силыF, El - проекция вектора E на направление перемещения l.
Эта работа равна убыли потенциальной энергии
(4)
Из выражения (2) приращение потенциальной энергии равно
. (5)
Подставив (3) и (5) в (4) получим
или (6)
. (7)
Поскольку l - любое произвольно выбранное направление,
то компоненты вектора Е в декартовых координатах будут:
, , . (8)
Вектор Ев декартовых координатах
,
или
. (9)
Выражение, стоящее в скобках в формуле (9), носит название градиента скалярной величины j и записывается сокращенно в виде
. (10)
Так как градиент любой скалярной величины есть вектор, направленный в сторону наиболее быстрого возрастания этой величины, то из соотношения (10) видно, что вектор Е направлен в сторону наиболее быстрого убывания потенциала.
Если это направление обозначитьr, то
(11)
Для однородного электрического поля (Е = const) можно написать
, (12)
где ∆φ - разность потенциалов между двумя точками электри- ческого поля, находящимися на расстоянии ∆r друг от друга.
Порядок выполнения работы
Задание 1. Исследование поля плоского конденсатора.
На Рис. 1а изображена электрическая схема установки, а на рис. 1б - установка для исследования электростатических полей (МО-3).
1 – электропроводная бумага, 2 – зонд, 3 – обкладки плоского конденсатора, 4 – обкладки цилиндрического конденсатора.
Рис. 1а Рис.1б
1. Закрепите электропроводную бумагу под электродами плоского и цилиндрического конденсаторов на планшете, обеспечивая хороший контакт по всей поверхности соприкосновения электродов с бумагой.
2. Соберите электрическую цепь по схеме, изображенной на рис.1а. После проверки схемы лаборантом или преподавателем подключите ее к источнику постоянного напряжения –9 + 9 В (клеммы источника расположены на планшете МО-З).
3. Выберите точку на бумаге вблизи отрицательного электрода на расстоянии приблизительно 0,5 - 1 см от него и с помощью зонда и вольтметра измерьте ее потенциал j1, значение его занесите в табл. 1.
4. Перемещая зонд 2 по бумаге вдоль какого-либо из электродов 3, найдите точки с таким же потенциалом φ1 и проколите бумагу в этих точках на расстоянии 1 – 2 см друг от друга (рис.2). Через эти точки проведите эквипотенциальную линию.
5. Найдите и проколите острием зонда точки, соответствующие второй эквипотенциальной линии φ2, потенциал которой больше на 1,5 – 2 В. Рис. 2 (к п.4)
6. Повторите операции, аналогичные пунктам 3 – 5 еще для 5 – 7 эквипотенциальных линий. Обозначьте потенциалы всех эквипотенциальных линий на бумаге. Занесите значения потенциалов φi всех линий в табл. 1.
7. Обведите контуры электродов на электропроводной бумаге, укажите их знаки (+ и -) и снимите бумагу с планшета.
8. Проведите линии равного потенциала и постройте систему силовых линий. Схема эквипотенциальных и силовых между электродами плоского конденсатора показана на рис. 2.
9. Вдоль центральной силовой линии измерьте расстояния ∆xi от первой эквипотенциальной линии до каждой последующей (рис. 3). Данные занесите в табл. 1.
Рис. 3. Измерение ∆xi вдоль центральной силовой линии.
10. На миллиметровой бумаге нанесите экспериментальные точки зависимости ∆φ и ∆x. Постройте график этой зависимости методом наименьших квадратов, используя формулу (13).
. (13)
Эта формула выражает значение эквивалентной напряженности Е (В/м) однородного электрического поля.
Таблица 1
Номер линии | φi ,В | ∆φi, В | ∆xi, м | (∆xi)2 | ∆φi∆xi |
- | - | - | - | ||
S | - | - | - |
Задание 2. Исследование поля цилиндрического конденсатора
Соберите электрическую цепь по схеме на рис.4. Постройте линии равного потенциала и силовые линии для цилиндрического конденсатора аналогично тому, как это сделано для плоского конденсатора (пункты 2 - 8). Вдоль одной из силовых линий проведите измерения расстояний Dr.
Занесите результаты измерений в табл. 2.
Постройте график зависимости ∆φ от ∆r (очевидно, что эта зависимость не будет линейной, так как в этом случае поле неоднородное).
Рис. 4. Электрическая схема для исследования поля
цилиндрического конденсатора.
Таблица 2
Номер линии | ji ,В | Dji ,В | Dхi ,м |
1 - 5 |
Задания для отчета
1. Электрическое поле и его характеристики. Графическое изображение электрического поля. Силовые линии и эквипотенциальные поверхности.
2. Связь между напряженностью и потенциалом электрического поля.
3. Напряженность поля точечного заряда. Потенциал поля точечного заряда.
4. Принцип суперпозиции для напряженности и потенциала электрического поля.
5. Теорема Гаусса и ее применение для расчета напряженности электрического поля бесконечной равномерно заряженной плоскости, двух и более плоскостей; бесконечной равномерно заряженной нити, цилиндра; равномерно заряженной сферы, объемно заряженного шара.
6. Схема экспериментальной установки и порядок построения линий равного потенциала.
7. Метод наименьших квадратов для построения линейных экспериментальных зависимостей.
8. Три концентрические сферы радиусами R, 2R, 3R имеют за- ряды +q, +2q, -3q соответственно. Определить потенциал каждой сферы.
9. Внутри полой тонкостенной проводящей сферы радиусом R находится другая концентрическая сфера радиусом r (r < R). Большой сфере сообщили за ряд Q, малой – заряд q. Определить потенциалы сфер.
10. Металлический заряженный шар радиусом R1 помещен в центре проводящей сферической оболочки, внутренний и внешний радиусы которой соответственно равны R2 и R3. Заряд шара Q. Напишите выражения и постройте график зависимости напряженности поля E и потенциала φ от расстояния r от центра шара.
Лабораторная работа № 3