Устройство контроллера водителя.
Состоит из верхнего и нижнего основания между которыми в подшипниках крепятся главный вал. Он выходит за верх основания и на него одевается главная несъёмная рукоятка, имеющая 10 позиций:
- 0 (нулевая).
- манёвровая.
- ходовые (ХА 1, ХА 2, ХА 3).
- тормозные (Т 1, Т 2, Т 3, Т 4, Т 5).
В нижней части главный вал имеет прямоугольное сечение и на него одеваются 17 профилированных, пластмассовых, кулачковых шайб. Каждая из них имеет свой профиль состоящий из выступа и впадины. Напротив шайб к стойке крепятся 17 кулачковых элемента (КЭ).
В верхней части на главный вал одевается в виде втулки реверсивный вал, который то же выходит за верхнее основание и на него одевается съёмная, реверсивная рукоятка, имеющая три позиции:
- вперёд
- нулевая
- назад
На реверсивном валу закреплён профилированный ролик, напротив него, к той же стойке крепят два кулачковых элемента (К 7 - 42), имеющие номера № 2, № 3.
Между главным и реверсивным валами расположено блокирующие - фиксирующее устройство. Состоит из двух звездочек и двух двуплечих рычагов с пружинами и роликами.
Фиксирующая часть устройства удерживает главную рукоятку на соответствующей позиции контроллера водителя.
Блокирующая часть определяет порядок включения и выключения реверсивного вала на контроллере водителя.
Чтобы включить необходимо:
- вставить реверсивную рукоятку и повернуть её в рабочее положение
- можем вращать главную рукоятку контроллера водителя.
Чтобы выключить необходимо:
- вернуть главную рукоятку на нулевую позицию («0»)
- можем повернуть реверсивную рукоятку на нулевую позицию («0») и вытащить её.
Устройство кулачкового элемента (КЭ-42).
Состоит из пластмассового основания, к которой на оси, подвижно, крепится двуплечий рычаг, на одном конце рычага ролик (обкатывается по поверхности профилированной кулачковой шайбы) и включительная пружина.
На другом конце мостик с подвижными блок-контактами. Через основание проходят две шпильки, с одной стороны к шпилькам крепятся неподвижно блок-контакты, а с другой стороны подходят два провода: от аккумуляторной батареи и цепи управления, причём номер провода соответствует номеру кулачкового элемента.
Принцип действия контроллера водителя.
При повороте главной рукоятки по позициям вращается главный вал, вместе с шайбами и кулачковые элементы ролики которых попали в пазы шайб включаются и ток от аккумуляторной батареи идёт по шпильки на неподвижный блок-контакт, затем на подвижный блок-контакт, по мостику на другие подвижные и неподвижные блок-контакты, затем по другой шпильки уходит в цепь управления.
По схеме цепи управления включается тот кулачковый элемент где на соответствующей позиции есть точка под проводом.
РЕВЕРСОР.
Изменяет напряжение электрического тока в обмотках якоря тягового электро-двигателя, тем самым изменяет направление движения вагона (вперёд и назад). Крепится слева к раме кузова под фальшбортом.
Устройство реверсора.
Состоит из двух боковин между которыми в подшипниках крепится вал, на валу установлены 6 профилированных кулачковых шайб и по обе стороны от вала к рейкам крепятся 12 кулачковых элементов: 6 вперёд и 6 назад. Из них: 8 высоковольтных и 4 низковольтных.
Приводом реверсора служит две электро-магнитных катушки (вперёд и назад), внутри подвижный сердечник и вал который механически через палец соединён с сердечником.
Принцип действия.
1. При повороте реверсивной рукоятки в позицию вперёд поворачивается реверсивный вал и включается второй кулачковый элемент. Значит электрический ток по второму проводу цепи управления идёт на электро-магнитную катушку, которая отвечает за движение вагона вперёд. Вокруг катушки образуется электро-магнитное поле, сердечник втягивается во внутрь катушки и поворачивает палец соответственно поворачивается вал реверсора вместе с шайбами, при этом включаются все кулачковые элементы, которые отвечают за движение вперёд и ток по обмоткам якоря идёт слева на право.
2. При повороте реверсивной рукоятки в позицию назад поворачивается реверсивный вал и включается третий кулачковый элемент. Значит электрический ток по третьему проводу цепи управления идёт на электро-магнитную катушку, которая отвечает за движение вагона назад. Вокруг катушки образуется электро-магнитное поле, сердечник втягивается во внутрь катушки и поворачивает палец соответственно поворачивается вал реверсора вместе с шайбами, при этом включаются все кулачковые элементы, которые отвечают за движение назад и ток по обмоткам якоря идёт с право на лево.