Предпосылки развития интернет - бизнеса в России
Россия переживает новый этап экономического развития. Это наблюдается и в промышленности, и в финансовой сфере, и в структурах власти. Электронная коммерция развивается в стране бурными темпами, особенно в последние полгода (см. рис. 1), если иметь в виду объем реализованных проектов. Это связано с тем, что во всем мире осуществляется переход от элементарного использования ресурсов интернета к более технологичным формам эксплуатации Сети.
В России около 900 тыс. малых фирм, но лишь половина из них оснащена компьютерами, а половина из этой половины имеет полноценный выход в Internet. В общем, по данным РОЦИТ, доступ в интернет имеют лишь около миллиона россиян, что на порядок меньше, чем в других развитых странах. Из тех же данных следует, что среднестатистический отечественный пользователь проводит в Сети не более 30 ч в год.
Вопреки данной статистике, многие аналитики высоко оценивают потенциал российского компьютерного рынка. По их мнению, в ближайшие пять лет Россия выйдет на второе место в Европе по объему продаж персональных компьютеров, уступив лишь Германии. Дело в том, что в российском малом бизнесе работает много людей с высоким базовым образованием, что и является причиной большой восприимчивости к новым информационным технологиям.
С технической точки зрения российский Интернет готов к развитию электронной коммерции. Территория охвачена в достаточной мере. Электронные услуги являются очень удобным средством общения между регионами страны, кроме того снимается проблема часовых поясов – теперь каждый может заниматься бизнесом, когда ему удобно, и не нужно бодрствовать ночью, ожидая звонка из Владивостока. Итак, все технические проблемы решить можно. Другая проблема – предприятиям, которые стремятся встать в России на рельсы электронной коммерции, нужно учитывать роль личных взаимоотношений в бизнесе. Необходимо уделить особое внимание следующим факторам:
При построении современной системы электронной торговли требуется оценка собственно деловых задач. Нужна бизнес-идея и способность давать ответы на внешне простые вопросы. Например, сколько людей одновременно будут пользоваться системой e-business. Ведь если клиент по какой то (пусть даже чисто технической) причине не может вступить с вами в контакт, он уходит навсегда. Поэтому нагрузка на систему электронной коммерции должна быть точно рассчитана.
Другим обязательным фактором является возможность работы системы в любых условиях. Интернет уже приучил людей к тому, что все должно происходить немедленно. И если в какой-то момент заказчик услуг в Интернете не видит мгновенной реакции на свои запросы, он будет искать другой сервис.
Для становления бизнеса в интернет в первую очередь нужно проанализировать, насколько хорошо работает корпоративная информационная система. В большинстве случаев ее нужно модернизировать с учетом нового вида бизнеса, а уже потом начинать работать над модулями сетевого обслуживания.
Особое внимание следует уделить качеству проекта. На фоне многочисленных проектов, которые сейчас возникают в области И бизнеса, будет происходить селекция Причем отбор коснется не рынка идей – в России с идеями всегда все в порядке, а качества работы систем как таковых. Система должна быть готова к работе с клиентом . Сегодня во главу становится проблема качества реализации проектов. Реализуемые сегодня в России проекты, связанные с технологиями электронной коммерции, возникают не на пустом месте. Здесь используются вполне современные технические разработки.
Говоря о сферах, привлекательных для электронного бизнеса в России, конечно, в первую очередь надо отметить топливно-энергетический комплекс и сырьевую промышленность. Там есть и потребность в e-business, и необходимые ресурсы для его внедрения.
Другой пример – транспортная отрасль. Министерство путей сообщения по всей России построило гигантскую современную сеть коммуникаций вдоль железных дорог. Она годится не только для системы продажи билетов, но и для оказания дополнительных электронных услуг, таких, как бронирование номеров в гостиницах. Все это без существенных дополнительных капитальных затрат, так что для e-business в России имеются неиспользуемые ресурсы.
В качестве перспективной сферы для e-business в России можно рассматривать и банковскую систему. Сейчас она восстанавливает свои силы и тоже присматривается к возможностям электронного бизнеса. К сожалению, внедрять электронные услуги в ближайшем будущем будет трудно, так как доверие к банкам после известных событий потеряно.
E-business открывает очень большие перспективы для России, особенно мелкому бизнесу, потому что e-business позволяет свести к минимуму накладные расходы и полностью ликвидировать всю рутину, в которой сейчас вязнет мелкий бизнес. Количество сделок в Сети позволяет говорить о том, что именно этот бизнес, несмотря на относительно малый объем ("малый" именно относительно в абсолютном выражении – это десятки миллиардов долларов), выполняет роль того самого локомотива, который тянет за собой развитие бизнеса вызывая к нему интерес и вовлекая в его сферу все новых клиентов.
Следует сказать о проектах, работающих в новых, еще не развитых, или вообще уникальных нишах. Они требуют больших первоначальных временно денежных затрат, которые уходят на оценку перспектив, однако в конечном счете гарантируют и больший выигрыш. Некоторые перспективные ниши лежат на поверхности. Прежде всего, сама динамика роста российского сегмента Сети (Рисунок 1) говорит о том, что сейчас рынку России требуются Web дизайнеры (разработчики программного обеспечения для интернет службы WWW). От того, на сколько студии Web дизайна смогут поставить свое искусство на поток, будет зависеть их капитализация.
Рисунок 1. – Развитие российского сегмента интернета.
Наконец еще одна ниша, которая практически не развита, – международные бизнес проекты. Большинство из них сегодня являются локальными — обслуживают подписчиков исключительно в зоне своего расположения. Между тем очевидно, что телекоммуникации и вообще интернет среда чрезвычайно располагают к глобальности, не только в отношении спроса, но и предложения. В результате неизбежен постепенный переход к свободному международному рынку труда, товаров и услуг, который будет доступен из любой точки земного шара, где есть выход в Сеть. Успеха будут добиваться Интернет компании, не привязанные к локальным рынкам выпускающие универсальные продукты и услуги, доступные и востребованные по всему миру. Мировой сетевой рынок может стать будущим и России.
Говоря о перспективах развития e-business в России необходимо принимать во внимание не только технические или «моральные» аспекты и проблемы, но и то как его появление и развитие изменит подконтрольность экономики государству. В России, где, пожалуй ни одни гражданин не платит всех налогов, которые ему положено заплатить, государство терпит такое положение лишь потому, что нельзя нарушать сложившееся шаткое равновесие. И в такой ситуации приход на российский рынок e-business потенциально грозит нарушить это шаткое равновесие. Никто не знает как он может повлиять на существующее положение вещей: расширит ли он то экономическое пространство, куда руки государства не дотягиваются, или на оборот даст государству новые эффективные инструменты контроля.
И то и другое грозит существенным изменением существующих моделей денежного оборота. Хорошо это или плохо однозначно ответить на этот вопрос сейчас невозможно. Но то что государство обратило внимание на интернет — хорошо. Это значит, что российский сегмент интернета достиг определенной степени зрелости. Пока что касается нет правовых документов в отношении интернета, однако они очень нужны: наличие юридических оснований для интернета в России — это благо, потому что крупные предприятия и корпорации ничего в Интернете делать не будут, пока к Сети не будет пристального внимания на государственном уровне. А без них говорить о серьезной роли интернета в экономике не приходится.
Можно посоветовать всем предпринимателям России не бояться начинать сегодня свой собственный бизнес. Особенно в Интернете, где есть ряд ключевых и определяющих преимуществ по сравнению с уже сложившимися традиционными бизнес возможностями. Важно то, что для старта оригинального проекта в Сети все еще не требуются большие инвестиции, стоит начать реализовывать оригинальную идею, и ее обязательно заметят. И, если необходимо, предложат и финансирование, и инвестиции. К тому же в Интернете конкурировать можно собственным интеллектом, а не толщиной кошелька или близостью к чиновникам. Наблюдая со стороны за развитием этого рынка в России, видно, как много еще нереализованных сервисов, как много свободных для конкуренции ниш, как велика потребность в высокопрофессиональных программистах, менеджерах, дизайнерах. Наблюдаются громадные возможности для реализации сетевых проектов в крупных городах. Эти рынки находятся пока в зачаточном состоянии, но потенциал для роста колоссален.
Количественные показатели
Ключевым для российского Интернета сегодня остается вопрос общего количества пользователей. По данным агентства Monitoring.ru, в настоящее время среди 110,5 млн. взрослого населения России в возрасте от 18 лет и старше максимальная аудитория составляет 8,3 %. Эта аудитория включает как активных, так и не слишком активных пользователей, а также тех, кто имеет только единичный опыт посещения Интернета.
Численность максимальной аудитории является информативным показателем развития аудитории Интернета в России. Следует иметь в виду, что из пользователей, имеющих единичный опыт, не все будут продолжать посещать Интернет на постоянной основе. Кроме того, нужно учитывать, что для целей бизнеса необходимо пользоваться оценками более активных видов аудитории, численность которых намного меньше, чем максимальной.
Нерегулярная аудитория Интернета почти вдвое меньше максимальной, ее численность составляет 5,1 млн. человек. Она включает всех посетителей Интернета, исключая тех, кто имел только единичный опыт пребывания в Интернете.
Для целей рекламы или коммерческой деятельности принято использовать оценку недельной аудитории Интернета. Это те, кто посещает Интернет минимум раз в неделю или чаще. Недельная аудитория в России составляет 2,5 млн. человек.
Активная аудитория состоит из тех, кто проводит в Интернете не менее 1 часа в неделю. Ее численность составляет 1,8 млн. человек.
И, наконец, ядро аудитории образуют посетители, которые проводят в Интернете не менее 3 часов в неделю. Их всего 900 тысяч человек.
Если рассматривать намерения и возможности населения стать составной частью Интернет-сообщества, то картина следующая: 80 % населения России от 18 лет и старше не посещают и не собираются посещать Интернет в ближайшее время; 3,6 % не посещают, но собираются посещать Интернет; 2,2 % собираются начать посещать Интернет в ближайший год. Почти 62 % населения России Интернет вообще не интересует. Среди тех, кто хотел бы пользоваться Интернетом, но пока не имеет такой возможности, 62 % имеют дома телефон, 9 % — компьютер, 7 % — компьютер и телефон.
Аудитория Интернета в России, как и во всем мире, активно растет. Однако основной рост аудитории Интернета происходит в основном за счет тех, кто только-только приобрел первый опыт, но пока не стал регулярным пользователем. С февраля по июнь 2000 года именно такие люди обеспечили рост максимальной аудитории Интернета в среднем на 2,6 млн. человек. Нерегулярная аудитория, включающая всех посетителей, кроме тех, кто имеет только единичный опыт, за этот же период выросла в среднем на 0,9 млн. человек. Одновременно на 0,8 млн. человек выросла недельная аудитория. Наиболее активные виды аудитории — ее ядро и активная аудитория — практически остались на том же уровне.
Более детальный анализ объективной динамики роста российской аудитории Интернета показывает, что если закон роста, наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к концу 2005 года российская максимальная аудитория Интернета составит около 20 млн. человек.
Ниже представлен график роста активной аудитории в России (млн. чел.).
Рисунок 2 – Рост активности интернет-пользователей.