Режим работы электрических машин.
Выбор мощности электрических двигателей производится в основном по нагреву. В соответствии с этим все возможные режимы заботы разбиты на 8 групп. Основной стандарт на электрические машины ГОСТ 183-74, в соответствии с МЭК, предусматривает следующие режимы работы S1 - S8, которые и необходимо иметь ввиду при выборе мощности электродвигателей.
Продолжительный режим работы S1.
В этом режиме рабочий период столь велик, что температура двигателя достигает своего установившегося значения и не превышает его.
Это двигатели вентиляторов, насосов, и т.п., где периоды измеряются часами или сутками. График показан на рис.60.
Кратковременный режим работы S2.
Этот режим работы характеризуется тем, что в рабочий период температура двигателя не успевает достигнуть установившегося значения, а пауза столь длительна, что температура двигателя снижается до температуры окружающей среды.
Такой режим встречается в приводах разводных мостов, щлюзах, воротах и т.д., где пауза в работе значительно превышает длительность рабочего периода. График показан на рис.61.
Повторно-кратковременный режим работы S3.
При этом режиме ни в одном из периодов работы температура двигателя не достигает установившегося значения, а во время паузы двигатель не успевает охладиться до температуры окружающей среды. В таком режиме работают привода кранов, лифтов, металлорежущих станков и др. График показан на рис.62.
Повторно-кратковременный режим работы характеризуется коэффициентом относительной продолжительности рабочего периода (продолжительность включения - ПВ), под которым понимается отношение времени рабочего периода (Тр) к продолжительности рабочего цикла (Тц).
Стандартные значения ПВ - 15% (0,15); 25% (0,25); 40% (0,4); 60% (0,6).
Существуют и другие группы режимов работы, которые применяются при более точных расчетах.
S4- повторно-кратковременный режим работы с влиянием пусковых процессов.
S5- повторно-кратковременный режим работы с влиянием пусковых процессов и электрическим торможением.
S6- перемежающийся режим работы.
S7- перемежающийся режим работы с влиянием пусковых процессов и электрическим торможением.
S8- перемежающийся режим работы с периодически иpменяющейсячастотой вращения.
Допустимое нагревание электрических двигателей определяется нагревостойкостью применяемых изоляционных материалов. Более нагревостойкие материалы изоляции позволяют при тех же размерах электродвигателя увеличивать его мощность. Все изолирующие материалы, применяемые в электрических машинах, делятся на следующие основные классы.
Класс нагревостойкости А - температура до 105°С, х/б ткани, пряжа, бумага пропитанные лаком.
Класс нагревостойкости Е - температура до 120°С, синтетические органические пленки.
Класс нагревостойкости В - температура до 130°С, слюда, асбест, стекловолокно с органическими связующими веществами.
Класс нагревостойкости F - температура до 155°С, слюда, асбест, стекловолокно с синтетическими связующими веществами.
Класс нагревостойкости Н - температура до 180°С, слюда, асбест, стекловолокно с кремнийорганическими связующими веществами.
Класс нагревостойкости С - температура более 180°С, керамика, стекло, кварц.
Превышение указанных температур недопустимо.
Номинальные значения мощности электрических машин на их паспорте и в каталогах указаны для температуры окружающей среды в 40°С.
Сварочное электрооборудование - ремонт и эксплуатация.
К сварочному электрооборудованию относятся: сварочные трансформаторы постоянного и переменного тока; сварочные генераторы постоянного тока: стыкосварочные аппараты; балластные реостаты; многопостовые сварочные агрегаты.
Ремонт и обслуживание сварочных генераторов производится в объеме ремонта для электрических машин.
Работы по обслуживанию и ремонту остального сварочного оборудования выполняются электротехническим (электротехнологическим), специально обученным, персоналом согласно типового положения о техническом обслуживании и ремонте (ТоиР) электрооборудования предприятий в сроки, устанавливаемые ответственным за электрохозяйство предприятия.
Техническое обслуживание (ТО).
Внешний осмотр и чистка кожуха и внутренних частей от пыли и грязи, проверка нагрева обмоток, работы системы охлаждения, состояния изоляции, работы винтового механизма, контроль состояния заземления, проверка питающих и сварочных кабелей.
Текущий ремонт.
Выполняются все операции ТО и, кроме того производится: проверка исправности переключателей напряжения, регулятора тока, клеммных щитков, ограждений и кожуха;
• зачистка и подтяжка контактных соединений;
• осмотр и чистка пускорегулирующей аппаратуры, ремонт электропроводки питающей и сварочной сети.
Средний ремонт.
Выполняются все операциитекущего ремонта и, кроме того производится:
• разборка сварочного аппарата;
• ремонт трансформатора с пропиткой обмоток и сушкой;
• проверка, зачистка и протяжка болтовых соединений шин высокой и
низкой стороны;
• ремонт кожуха, клеммных щитов, регулятора тока;
• измерение сопротивления изоляции мегаомметром.
Капитальный ремонт.
Выполняются все операции среднего ремонта и, кроме того производится:
• ремонт или замена обмоток трансформатора и регулятора (дросселя);
• ремонт магнитопровода;
• испытания.