Система впрыска топлива «l-jetronic»
Это управляемая электронными средствами система многоточечного (распределенного) прерывистого впрыска топлива (рис. 1, 2).
Эта система экономична, отличается низким уровнем токсичности отработанных газов, обеспечивает хорошую динамику автомобиля.
Топливный насос 2 с электроприводом забирает топливо из бака 1 и нагнетает его под давлением 2,5 бар через фильтр тонкой очистки 3 к распределительной магистрали 5, соединенной шлангами с рабочими форсункам 8, установленными во впускных патрубках цилиндров. Регулятор давления топлива 4 (редукционный клапан) поддерживает постоянную разность между давлением, развиваемым насосом 2, и давлением во впускном трубопроводе, то есть – постоянный перепад давления на рабочих форсунках 8. Излишки топлива при этом сливаются в бак. Оптимальное количество впрыскиваемого топлива определяется электронным блоком управления 10 в зависимости от температуры, давления и объема поступающего воздуха, а также от температуры охлаждающей жидкости, при этом основным параметром является расход воздуха, который преобразуется расходомером 15 в электрическое напряжение посредством потенциометрического преобразователя.
|
Это напряжение подается в блок управления 10, который анализирует сигнал, сопоставляет его с сигналами остальных датчиков и выдает импульсные управляющие сигналы на рабочие форсунки 8. Независимо от положения впускных клапанов, форсунки 8 (каждая в своем впускном патрубке) производят впрыск топлива. Функциональная схема управления системой впрыска «L‑Jetronic» показана на рис. 2. В системе «L-Jetronic» учитывается, что плотность теплого воздуха ниже, чем плотность холодного. Чем выше температура поступающего к впускным клапанам воздуха, тем хуже наполнение цилиндров при постоянном положении дроссельной заслонки. Температура же впускаемого в двигатель воздуха зависит не только от температуры окружающей среды, но и от температуры подкапотного пространства, которое, обычно, при работающем двигателе близко к 50 0С. Информация о температуре воздуха поступает в электронный блок управления от термодатчика, встроенного в расходомер воздуха.
|
На части автомобилей, имеющих систему впрыска «L-Jetronic», установлен высотный корректор, который информирует систему управления о величине атмосферного давления, и, таким образом – о плотности окружающего воздуха. С изменением высоты относительно уровня моря меняется и атмосферное давление, поэтому датчик атмосферного давления назван высотным корректором, хотя и в пределах одной и той же высоты положения местности, атмосферное давление может существенно изменяться в связи с различными атмосферными явлениями.
Высокая топливная экономичность и низкая токсичность работы двигателя с системой «L‑Jetronic» обеспечивается программой, заложенной в электронный блок управления, которая об этих параметрах работы двигателя получает информацию от лямбда-зонда (датчика содержания кислорода в выхлопных газах), анализирующего состав выхлопных газов и позволяющего определять стехиометрический состав рабочей смеси с погрешностью не более ± 0,5 %.
Информацию о нагрузочном режиме двигателя в блок электронного управления сообщает выключатель положения дроссельной заслонки. Информация состоит из сигналов «Холостой ход», «Частичные нагрузки», «Полная нагрузка». Крайние положения фиксируются путем замыкания («Холостой ход») или размыкания («Полная нагрузка») контактов выключателя. Сигнал о частичной нагрузке формируется потенциометром выключателя.
Для облегчения пуска холодного двигателя, так же как и в системах «K, КЕ‑Jetronic», используется пусковая форсунка, которая управляется выключателем зажигания и термореле.
Обогащение смеси производится при холодном пуске, прогреве, холостом ходе, ускорении движения, полной нагрузке. При всех этих режимах, кроме последнего, излишек топлива необходим для устойчивой работы двигателя. Например, при холодном двигателе большее количество топлива необходимо, чтобы увеличить количество его легкоиспаряющихся фракций, при холостом ходе обогащение смеси компенсирует плохое наполнение цилиндров и излишне большое количество остатков продуктов сгорания. При полной нагрузке обогащение смеси необходимо для дополнительного увеличения скорости горения, обеспечивающей повышение температуры и давления в конце процесса видимого горения, а, следовательно, и дополнительное увеличение мощности по сравнению с режимом средних нагрузок.
Контрольные вопросы