Разработка программы «Информационный ICQ Информер»
Кашапов Д.Р., студент Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники
Бронштейн М.Е., научный руководитель, преподаватель Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники
ICQ (переводится как: я ищу тебя) является централизованной и самой популярной службой мгновенного обмена сообщениями, в мире.
Для обмена сообщениями используются программы (клиенты). Бот (робот) — это подобие автоответчика, который в ответ на специальные команды выводит соответствующие сообщения, например: прогноз погоды, программу телепередач, курсы валют и т.д. Чтобы получить от бота нужную информацию, просто отправляется соответствующая команда, и бот присылает ответ. Работа с ботом ведется через любой (QIP) ICQ-клиент. Работа ничем не отличается от обмена сообщениями между реальными собеседниками. Боту отправляются сообщения от пользователя, с определенным текстом и моментально приходит на них ответ. Всё работает, просто, быстро и очень эффективно.
Целью разработки программы «Информационный ICQ Информер» является обеспечение, студентов, преподавателей, и родителей: расписанием, новостями, а так же актуальной информацией об успеваемости, средствами ICQ.
Программа была написана на языке PHP - это язык программирования, специально разработанный для написания web-приложений (сценариев), исполняющихся на Web-сервере.
Аббревиатура PHP означает “Hypertext Preprocessor (Препроцессор Гипертекста)". Синтаксис языка берет начало из C, Java и Perl. PHP достаточно прост для изучения. Преимуществом PHP является предоставление web-разработчикам возможности быстрого создания динамически генерируемых web-страниц и приложений.
Алгоритм программы «Информационный ICQ Информер» (рисунок 1) представлен основными компонентами: плагины, драйвер протокола icq, реализация протокола icq, драйвер базы данных, база данных.
Он представляет из себя CLI-программу (набор скриптов), запускаемую в виде сервиса на операционной системе. После запуска бот подключается к IM-серверу, и принимает сообщения от других IM-пользователей, обрабатывая их в соответствии с заложенной в него программой и выдавая ответ.
Основным компонентом бота является ядро — набор скриптов, осуществляющих загрузку и управление другими компонентами — базой данных, драйвером протокола и плагинами. Ядро бота также содержит все вспомогательные классы для работы — логирование сообщений, механизм событий, взаимодействие между модулями, загрузка и выгрузка плагинов.
Бот взаимодействует с базой данных через специальный класс - адаптер — steelbotdb.
Данный класс отвечает за сохранение и извлечение всех данных — о командах, плагинах и пользователях. Также любой плагин может хранить в базе данных свою информацию, создав требуемые таблицы.
Компонент протокола IM — класс Proto isteelbotprotocol и отвечает за предоставление боту всех операций с IM протоколом (WebIcqPro): прием и отправка сообщений, добавление пользователей в контакт-лист, получение списка всех пользователей в контакт-листе, авторизация пользователей и так далее, в зависимости от спецификации IM-протокола. Бот одновременно может быть подключен только к одному протоколу IM с одной учетной записи.
Плагины — скрипты, которые позволяют неограниченно расширить функционал бота и добавить нужные команды для его работы. Каждый плагин представляет собой файл с расширением *.plugin.php и содержит набор функций, реализующих команды, а также операторы по экспорту этих команд в систему бота. Из плагина возможно взаимодействие с базой данных и IM-протколом, а также с настройками бота и другими установленными плагинами.
Работу бота можно рассмотреть на примере, плагина «Расписание» он обладает следующими возможностями:
- просмотр расписания для преподавателей;
- просмотр списка дней, на которые есть расписание;
-просмотр расписания для заданной группы на «сегодня», «завтра» и «послезавтра».
Получение расписания реализовано через запрос страниц по http протоколу на веб-сайт http://www.ugkr.ru и последующим анализом ответа с помощью регулярных выражений для выделения нужной информации.
Получение расписания:
1происходит запрос веб-страницы по адресу http:/www.ugkr.ru/student/rasp_t.php;
2 все полученное содержимое проходит через регулярное выражение;
~class=linkugkr href=(\S+?)>(\S+?)<~;
3 полученный массив представляет собой дни, которые есть на сайте;
4 далее, для каждого дня происходит запрос страницы, содержащий расписание групп на этот день по адресу http://www.ugkr.ru/student/rasp_t.php?act=3&date={$date}, где $date нужный день на который составлено расписание. Перед анализом ответа весь полученный контент переводится из кодировки сайта (windows-1251) в кодировку UTF-8.
Основные команды бота:
- сегодня - расписание на сегодня;
- завтра - расписание на завтра;
- послезавтра - расписание на послезавтра;
- инфо - на какие дни есть расписание;
- будни - расписание звонков с понедельника по пятницу;
- суббота - расписание звонков на субботу;
- помощь - подробная инструкция по использованию бота;
- ? - вывести помощь.
Рисунок 2 – Окно загрузки бота
Этапы загрузки:
1 процесс загрузки начинается с подключения файлов кодов ошибок, событий;
2 после этого происходит подключение стандартных файлов конфигурации;
3 проверка системы на наличие нужных библиотек и параметров операционной системы для работы бота (рисунок 2);
4 подключение к БД;
5 загрузка класса протокола WebICQPro;
6 загрузка плагинов.
Статистика:
- количество пользователей бота на 10.06.10 составило 645
- количество обработанных сообщений в день до 1000
- количество обработанных сообщений в неделю до 7000
Разработка мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Информатика»
Никонов А.Д.., Сагитов В.Я., студенты Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники
Фридман Г.М., Масленникова Д.С., научные руководители, преподаватели
Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники
Бурное развитие науки, техники и культуры приводит к быстрому устареванию информации, особенно в такой области, как информатика. Процесс информатизации образования предполагает внедрение компьютерных технологий в учебный процесс. Мультимедиа технологии находят свое применение в электронных мультимедийных учебниках, которые за последнее время приобрели неслыханную популярность и стали все больше применяться в учебном процессе наряду с традиционными печатными изданиями.
Создание электронных мультимедийных учебников способствует решению такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Достоинствами этих учебников являются: во-первых, их мобильность, т.е. наличие доступа к ресурсам данного учебника в нужный момент времени; во-вторых, доступность в связи с развитием компьютерных сетей; в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. Именно этим и определяется актуальность данной разработки.
Мультимедийный электронный учебник по «Информатике» реализован благодаря мультимедийным возможностям компьютера и может быть применен в образовательном процессе для актуализации предоставляемой информации; повышения активности и самостоятельности студентов; воспитания культуры в использовани информационных и телекоммуникационных технологий.
Будущим специалистам особенно важно иметь представление о принципах создания мультимедийных продуктов, программно-техническом обеспечении и перспективах предоставления мультимедийных услуг пользователям информационных учреждений.
Разработка мультимедийного электронного учебника состояла из 2 этапов. Наглядно этапы разработки мультимедийного электронного учебника представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы создания мультимедийного электронного учебника
Интерфейс мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Информатика» представлен на рисунке 2.
Рисунок 2-Интерфейс мультимедийного электронного учебника
Создание мультимедийного электронного учебника реализовывалось в WEB-редакторе Adobe Dreamweaver. В качестве основы для мультимедийного электронного учебника используется язык гипертекстовой разметки HTML. Дизайн баннера, так же и все анимированные объекты реализовывались с помощью графического редактора Adobe Photoshop CS 3.
Во всех разделах мультимедийного электронного учебника наглядно можно увидеть эффект всплывающих подсказок и увеличение изображения (рисунки 3 и 4). При нажатии на определение в отдельном окне открывается схема урока по данной теме. В этой же теме можно наглядно посмотреть познавательное видео, а, именно, видео об истории информатики, из новостей первого канала, видео - фрагмент обучающей программы, видео про операционную систему Windows 7, (рисунки 6 и 7). Для лучшего запоминания темы реализованы анимированные схемы (рисунок 5). Данный мультимедийный электронный учебник предусматривает лабораторные работы, которые возможно не только просмотреть, но и сохранить.
Чтобы наглядно просмотреть прикладные программные продукты мультимедийный электронный учебник предполагает непосредственно выход в MS Word, MS Excel, MS Access, MS Power Point ( рисунок 8).
Рисунок 3 – Эффект увеличения картинки Рисунок 4 – Всплывающая подсказка
Рисунок 5 – Анимированная схема Рисунок 6 – Реализация видео
Рисунок 7 – Реализация видео Рисунок 8- Cсылка на документ Word
т