Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
Стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового и заднего стекол от атмосферных осадков и грязи. По типу привода различают вакуумные, пневматические и электрические стеклоочистители. Последние получили наибольшее распространение.
Электрический стеклоочиститель (рис.8.1) состоит из электродвигателя 4, червячного редуктора 1 (обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем), кривошипного механизма 2, системы рычагов и щеток 3. Электродвигатель стеклоочистителя через червячный редуктор приводит во вращение кривошип, который через систему приводных рычагов и тягсообщает рычагам щеток качательное движение. Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков, с определенными углом размаха и усилием прижатия к стеклу. Применение на современных автомобилях гнутых передних стекол усложняет работу стеклоочистителя, так как становится трудно обеспечить плотное прилегание щеток к поверхности стекол. Поэтому щетки стеклоочистителей выполняют гибкими и увеличивают усилие пружин, прижимающих щетки. Гибкость щеток достигается за счет увеличения числа коромысел держателя щетки и придания профилю щетки рациональной формы.
Различные климатические условия и скоростные режимы движения автомобиля обусловливают необходимость изменения производительности стеклоочистителя. Поэтому современные стеклоочистители имеют две или три скорости.
В дополнение к стеклоочистителям часто устанавливают омывателипереднего стекла. При движении по сырой грязной дороге даже при отсутствии дождя стекло водителя забрызгивается грязью от встречных автомобилей.
Рис.8.1. Устройство стеклоочистителя: 1 - червячный редуктор; 2 - кривошипный механизм; 3 — система рычагов и щеток; 4 - электродвигатель
Щетки стеклоочистителя не очищают стекло, а лишь размазывают по нему подсыхающую грязь. Омыватели стекла состоят из небольшого бачка с чистой водой и насоса, приводимого в движение вручную, ножной педалью или электродвигателем. При работе омывателя переднее стекло автомобиля смачивается струйками воды из форсунок, установленных около стеклоочистителей. Увлажненная грязь затем легко очищается щетками стеклоочистителя. С целью повышения безопасности движения на легковых автомобилях последних выпусков устанавливают фароочистители, которые предназначены для очистки стекол фар от грязи, нарушающей нормальное светораспределение при движении автомобиля в темное время суток и неблагоприятных климатических условиях. Существуют два способа очистки фар: щеточный и струйный. Принцип действия и устройство щеточного фароочистителя аналогичны принципу действия и устройству стеклоочистителя ветрового стекла. Принцип действия струйного фароочистятеля заключается в том, что частицы грязи на стекле фары отбиваются и смываются водой, которая подается от специальною электрического насоса через форсунку под большим давлением - до 0,3 МПа.
Преимуществами такой очистки являются высокая надежность и эффективность в работе, возможность очистки фар любой формы, кратковременное вмешательство в светораспределение. К недостаткам можно отнести необходимость использования мощного электронасоса высокого давления и сравнительно большой расход воды.