Построение графиков нагрузок трансформаторов и выбор номинальной мощности трансформаторов с учетом допустимой перегрузки
Используя исходные данные, построим графики нагрузки последовательной и третичной обмоток автотрансформатора по формулам:
(1.1)
(1.2)
Где , – активная и реактивная мощности, потребляемые нагрузкой на стороне среднего напряжения;
, – активная и реактивная мощности, потребляемые нагрузкой на стороне низшего напряжения;
– реактивная мощность, вырабатываемая синхронными компенсаторами.
Рисунок 1.1 - Суточный график нагрузок синхронных компенсаторов
Рисунок 1.2 - Суточный график нагрузок сети 6 кВ
Рисунок 1.3 - Суточный график нагрузок сети 110 кВ
Получены следующие графики нагрузки автотрансформаторов.
Зимний график последовательной обмотки АТ
0 – 4 ч:
МВА.
4 – 6 ч:
МВА.
6 –8 ч:
МВА.
8 –16 ч:
МВА.
16 – 18 ч:
МВА.
18 – 20 ч:
МВА.
20 – 24 ч:
МВА.
Летний график последовательной обмотки АТ
0 – 4 ч
МВА.
4 –6 ч:
МВА.
6–8 ч:
МВА.
8 –20 ч:
МВА.
20 –24 ч:
МВА.
Рисунок 1.4 -Зимний график нагрузок последовательной обмотки
По нагрузке последовательной обмотки намечаем к установке на подстанции двух (т.к. есть потребители первой категории) автотрансформаторов (рис.1.5) АТДЦТН – 63000/220/110 с
220кВ |
110кВ |
6 кВ |
= |
= |
СК |
СК |
Рисунок 1.5 - Принципиальная схема подстанции |
Зимний графиктретичной обмотки
0 – 6 ч: МВА.
6 – 8 ч: МВА.
8 – 18 ч: МВА.
18 – 20 ч: МВА.
20 – 24 ч: МВА.
Летний графиктретичной обмотки
0 – 6 ч: МВА.
6 – 8 ч: МВА.
8 – 20 ч: МВА.
20 – 24 ч: МВА.
Рисунок 1.6 - Зимний график нагрузки третичной обмотки
Рассчитаем допустимую аварийную перегрузку.Подстанция проектируется в районе с эквивалентной зимней температурой по табл. 1.37 [1].
Откладывается на графике нагрузки последовательной обмотки и преобразуется многоступенчатый график в эквивалентный двухступенчатый (рис. 1.7):
Рассчитываются коэффициенты , ,0,9 :
Определяются расчетныйкоэффициент перегрузки и время перегрузки (в часах).
, то , а
По таблице аварийных перегрузок для эквивалентной температуры окружающей среды , для системы охлаждения ДЦ, для и определяется по табл. 1.36 [1] допустимый коэффициент аварийной перегрузки Для трансформаторов с классом напряжения выше 110 кВ использование таблицы допускается при условии, что расчетная температура окружающей среды будет увеличена на 20 °С.
Сравниваются допустимый и расчетный коэффициенты перегрузки:
из чего следует, что последовательная обмотка обеспечивает, с учетом аварийной перегрузки, передачу мощности по заданному графику.
Далее проверяем загрузку третичной обмотки. Для этого рассчитываем типовую мощность автотрансформатора.
Откладывается на графике нагрузки (рис. 1.6) типовая мощность :
Преобразовывается многоступенчатый график в эквивалентный двухступенчатый :
Рассчитываются коэффициенты , ,0,9 :
По таблице аварийных перегрузок для эквивалентной температуры окружающей среды , для системы охлаждения ДЦ, для и определяется по табл. 1.36 [1] допустимый коэффициент аварийной перегрузки
Сравниваются допустимый и расчетный коэффициенты перегрузки:
Сравнение указывает на допустимость работы третичной обмотки по заданному графику при отключении одного автотрансформатора.
Таким образом, автотрансформаторы типа АТДЦТН – 63000/220/110 могут, с учетом аварийной перегрузки, обеспечить нагрузку как в нормальном (работают оба автотрансформатора), так и в послеаварийном (отключение одного автотрансформатора) режимах.
Расчет температуры масла и обмоток автотрансформатора.
Ранее многоступенчатый график был преобразован в эквивалентный двухступенчатый: .
, (1.3)
где номинальное значение превышения температуры масла над температурой окружающей среды,
отношение потерь короткого замыкания к потерям холостого хода в трансформаторе, т.е. ,
x показатель степени.
Для системы охлаждения ДЦ: x=1 , .
.
Рассчитывается превышение температуры масла над температурой окружающей среды в установившемся режиме при загрузке
где – номинальное значение превышения температуры масла над температурой окружающей среды для системы охлаждения ДЦ, x=1 – показатель степени для системы охлаждения ДЦ.
Далее рассчитываем превышение температуры масла над температурой окружающей среды в переходном режиме.
(1.4)
где начальное для данной ступени нагрузки превышение температуры масла над температурой окружающей среды,
установившееся для данной ступени нагрузки превышение температуры масла над температурой окружающей среды,
τ постоянная времени нагрева трансформатора.
Для системы охлаждения ДЦ: τ = 2 ч.
Расчет начинается со второй ступени, т.к. до вечернего подъема нагрузки тепловой режим успел стабилизироваться, для этой ступени
(1.5)
Для расчета первой ступени продолжительностью t=12 часов и загрузкой .
Рассчитываем превышение температуры обмотки над температурой окружающей среды при коэффициентах загрузки
– номинальное превышение температуры обмотки над температурой окружающей среды для трансформаторов с системой охлаждения ДЦ, y=0,9 – показатель степени для ДЦ.
(1.6)
Таблица 1.1.Температура масла и обмотки автотрансформатора
Часы суток | ||||||||
Часы 1-ой ступени,t | - | - | - | |||||
Часы 2-ой ступени,t | - | - | - | - | ||||
47,09 | 32,36 | 30,37 | 30,10 | 30,06 | 44,79 | 46,78 | 46,98 | |
36,49 | 21,76 | 19,77 | 19,5 | 19,46 | 34,19 | 36,18 | 36,38 | |
65,46 | 49,52 | 47,53 | 47,26 | 79,3 | 81,29 | 81,49 |
Рисунок 1.7 - Двухступенчатый график нагрузки последовательной обмотки
Рисунок 1.8 - Изменение температур обмотки и масла последовательной
обмотки автотрансформатора
Из кривых следует (рис. 1.8), что при отключении одного автотрансформатора, оставшийся в работе сможет передавать всю мощность, при этом температура масла и последовательной обмотки не превышают допустимую, т.е.
Рассчитываем температуры для третичной обмотки, двухступенчатый график которой имеется.
b= 5,41.
Рассчитывается превышение температуры масла над температурой окружающей среды в установившемся режиме при загрузке третичной обмотки
Далее рассчитываем превышение температуры масла над температурой окружающей среды в переходном режиме.Расчет начинается со второй ступени,для которой
Для расчета первой ступени продолжительностью .
Рассчитываем превышение температуры обмотки над температурой окружающей среды при коэффициентах загрузки
Таблица 1.2.Температура третичной обмотки
Часы суток | |||||||
Часы 1-ой ступени,t | - | - | |||||
Часы 2-ой ступени,t | - | - | - | - | |||
43,46 | 28,14 | 26,06 | 25,78 | 25,74 | 41,06 | 43,14 | |
32,86 | 17,54 | 15,46 | 15,18 | 15,14 | 30,46 | 32,54 | |
56,06 | 40,74 | 38,66 | 71,96 | 74,04 |
Рисунок 1.9 - Двухступенчатый график нагрузки третичной обмотки
Рисунок 1.10 - Изменение температур обмотки и масла третичной обмотки автотрансформатора
Автотрансформатор, оставшийся в работе, сможет передавать всю мощность, при этом температура масла и третичной обмотки не превышает допустимую, т.е.
Из полученного результата следует, что более точный расчет показал возможность передачи всей нагрузки одним автотрансформатором при отключении другого. При этом температуры масла и обмотки не превышают допустимой величины.