Электрические цепи запуска «ФР».
ФР служит для преобразования однофазного тока в трёхфазный. Запускается ФР как однофазный асинхронный электродвигатель, а затем становится трёхфазным генератором, от которого питаются двигатели вспомогательных машин.
Для запуска электродвигателя статорная обмотка разделена на две части: двигательную и генераторную и между ними включается специальная пусковая схема с резистором R6, который обеспечивает сдвиг фаз между этими обмотками.
Питание от обмотки собственных нужд на ФР подводится контактором 125, а пусковая схема управляется контактором 119. Во время запуска пусковая схема собрана автоматически при помощи реле оборотов 249. Когда скорость вращения ротора ФР достигает 1400 оборотов в минуту, пусковая схема автоматически разбирается этим же реле.
Для запуска ФР необходимо включить:
автомат ВА9 – «ФР», кнопку «Вспомогательные машины» и кнопку «ФР» (кратковременно), при этом собирается цепь:
+НО →ВА9 →НО9 →к.н. ВМ →Э18 → к.н. ФР →Э9 и далее цепь разветвляется:
1. → диод 506 →р.к. 154, 156 (ТРТ МК) →кат. 431 → «Ж». Реле включается и своими з.к. ставит свою катушку на самоподпитку от провода Э18.
2. диод 505 →Н199 → р.к. ПР → р.к. 111 → р.к. 249 (реле оборотов) → кат. 119 → «Ж». Контактор включается и своими силовыми контактами собирает пусковую схему. Кроме этого через з.к. 119 от провода Н103 → р.к. 137, 139 (ТРТ ФР) собирается цепь на катушку 125.Контактор включается и своими силовыми контактами подключает ФР к обмотке собственных нужд и он начинает запускаться. После того, как скорость вращения ротора окажется достаточной срабатывает реле оборотов 249 и его р.к. 249 рвёт цепь на кат. 119 для того чтобы разобрать пусковую схему, а з.к. 249 от провода Н103 собирает цепь на кат. 259, 260. Реле включаются, и подготавливает цепи запуска остальных вспомогательных машин. Кроме этого з.к. 125, 259 от провода Э18 и з.к. 125от провода Н103 оставят постоянно включенными катушки 125, 259, 260 при включенной кнопке «Вспомогательные машины». Запуск ФР можно определить по звуку, а также по погасшей лампе «ФР» через р.к. 125 и 260. Кнопку «ФР» можно отпускать.
R6, контактор 119 пусковая схема
С2 – С1 – двигательная обмотка
С4 – С3 – генераторная обмотка
Цепи запуска мотор-компрессора.
Для запуска МК необходимо включить автомат ВА-10 «Вспомогательные машины», кнопку «МК» на П/У и на щитке в машинном помещении, при этом собирается цепь:
+НО→ ВА-10→ НО10→ кн. МК П/У→ Н102→з.к.230 (РД) → Э20→ кат.430→ «Ж».
Реле 430 включается и собирается цепь:
НО10→ кн. МК (226 щиток) → з.к. 259→ з.к. 430→ з.к. 431→ кат. 124, 246→ «Ж».
Контактор 124 включившись, силовыми контактами собирает цепь электродвигателя и МК запускается. Разгрузочный клапан 246 облегчает запуск МК. РД 230 обеспечивает в дальнейшем автоматический пуск и остановку МК в зависимости от давления воздуха. Запуск происходит при давлении воздуха в ГР – 7,5 Ат, остановка – 9 Ат. Во время запуска МК мигает сигнальная лампа «МК».
На электровозах более поздних выпусков в цепи запуска дополнительно введено реле 429, для того, чтобы сделать защиту контактам РД 230, поэтому схема запуска немного изменена:
230→ 429→ 430→ 124.
Запуск мотор-вентиляторов.
Для включения МВ необходимо проверить включение кнопок на щитках параллельной работы в машинном помещении и на П/У кратковременно включить кнопки с самовозвратом (В1- В4), при этом будут собираться цепи:
НО10→ кн. В1 (В2, В3, В4) → Э21 (Э22, Э23, Э24) → диод→ кн. В1 (В2, В3, В4) 226, 227 щитков→ з.к. 260 (259) → р.к. 141…148 ТРТ→ кат. 127 (128, 129, 130) → «Ж».
Контакторы включаются и своими силовыми контактами собирают цепь на соответствующий электродвигатель и МВ1…МВ4 запускаются. Кроме этого в схеме происходит следующее:
з.к. 127 (128, 129, 130) ставят свои катушки на самоподпитку от провода НО10 и кнопки на П/У можно отпускать, контролируя запуск по погасшим лампам МВ1…МВ4, цепь которых рвётся р.к. 127 (128, 129,130). Кроме этого з.к. 129, 130 замыкаются в цепи линейных контакторов ЛК51…ЛК54, подготавливая цепь их включения, а также з.к. 129, 130 собирают цепь на кат.133 (мотор-насос).
Цепи запуска МВ модернизированных. (САУВ).
Сзади за первой панелью установлена дополнительная панель с соответствующей аппаратурой, которая обеспечивает перевод МВ на пониженную скорость вращения в зависимости от теплового состояния оборудования, т.е. от нагрева ВУ, ТЭД, ТТ. При питании электродвигателей напряжением -380В, частотой-50 Гц, через контакторы 127…130 скорость вращения МВ составляет 1400 обор/мин. При температуре нагрева t = 75±º С МВ автоматически переходят в режим: напряжение – 65В, частота – 16,7Гц, скорость вращения – 480 обор/мин через контакторы 827…830. Если есть необходимость перейти в обычный номинальный режим работы, то необходимо выключить тумблер (САУВ) возле П/У. Контроль за переходом с одного режима на другой производится по сигнальным лампам.
Цепи запуска мотор-насоса.
Для запуска МН необходимо включить на 227 щитке кнопку «Масляный насос» на обеих секциях. Запуск МН производится нажатием одной из кнопок «В3» или «В4», при этом получает питание катушка контактора 133 по цепи:
кн.В3 (В4) → Э23 (Э24) → диод→ кн. МН (227 щиток) → з.к. 247→ з.к. 129 (130) → р.к. 153, 155 (ТРТ) → кат. 133→ «Ж».
Контактор 133 включившись, силовыми контактами собирает цепь электродвигателя и МН запускается. Блокировочный контакт 133 ставит катушку на самоподпитку, второй блок-контакт разрывает цепь на сигнальную лампу «МН» и она гаснет, сигнализируя о включении МН. Также замыкается блок-контакт 133 в цепи ЛК 51…ЛК 54, подготавливая цепь их включения.
В зимнее время при необходимости прогреть масло ТТ (для предотвращения излома лопастей МН) необходимо выключить на 227 щитке кнопку «МН» и зафиксировать её защёлкой и включить кнопку «низкая температура масла». При этом получит питание реле 247. Блок-контакт этого реле находится в цепи ЛК 51…ЛК 54 и установлен параллельно блок-контакту МН 133. При прогреве масла ТТ кнопки необходимо переключить в обратной последовательности.
Силовые цепи электровоза ВЛ-80с.
а1 – о1вторичные тяговые обмотки ТТ, они делятся
а2 – о2на не регулируемые и регулируемые.
а1 – х1 не регулируемые;
А2 – х2
1 – 01регулируемые;
5 – 02
А, Б, В, Г
9 – 33контакторы ЭКГ;
35 – 37
39, 40
25 -переходные реакторы;
81, 82 – рубильники отключения ВУ;
61, 62 – тяговые ВУ (выпрямительные установки);
55, 56 – сглаживающие реакторы;
I – IV ТЭД: якорная обмотка;
К1 – К4 обмотка возбуждения;
51 …54 – ЛК – линейные контакторы;
63, 64 – реверсоры – Р;
49, 50 – ТП – тормозные переключатели;
ОД1…ОД4 – рубильники выключения ТЭД;
1Р…4Р – сопротивление шунтировки ТЭД(шунты);
65 – 76 – контакторы шунтов;
ИШ1…ИШ4 – индуктивные шунты;
1РО…4РО – шунтирующие резисторы.
Защита силовых цепей.
БРД 21, 22 – блок деферинциальных реле;
РП1…РП4 – реле перегрузки;
43, 44 – реле боксования РБ;
211, 212 – реле времени РВ;
88 – реле заземления РЗ;
7, 8 – разрядники;
Е – конденсаторы;
R – резисторы.