Измерение зазоров в подшипниках скольжения.

Замер зазоров производится между шейкой вала и верхним вкладышем подшипника. Величина зазора зависит от диаметра шейки вала и частоты вращения ротора электродвигателя.

Размеры радиального зазора в подшипниках скольжения с разъемными вкладышами определяются по оттискам отрезов свинцовой проволоки диаметром 0,5÷1мм, длиной 2 ÷4см, закладываемых между шейкой вала и верхней половиной вкладыша', а также в полость разъема вкладышей, как показано на рис. 5.

Измерение зазоров в подшипниках скольжения. - student2.ru

Рис. 5. Измерение зазоров в разъемных подшипниках скольжения.

а - зазор между шейкой вала и верхним вкладышем; б - зазор между верхним вкладышем и крышкой.

При равномерной затяжке стяжными болтами верхней половины вкладыша и крышки подшипника отрезки свинцовой проволоки сплющиваются соответственно за зорам. После снятия верхнего вкладыша производится измерение мегаомметром толщины всех свинцовых оттисков.

Зазор по линии А-А определяется

Измерение зазоров в подшипниках скольжения. - student2.ru

Зазор по линии Б-Б определяется

Измерение зазоров в подшипниках скольжения. - student2.ru

где с1, с2, b1, b2, b3, b4 — толщины свинцовых оттисков.

Значения b1, b2 — не должны отличаться друг от друга больше чем на 10%.

Разъемные подшипники скольжения должны иметь зазоры между верхним вкладышем и шейкой вала,. приведенным в табл. 6.

Таблица 6. Значения зазоров разъемных подшипников скольжения

Подшипники Зазор верхней, % от диаметра шейки вала
С кольцевой смазкой С принудительной смазкой С отрицательной реакцией у приводов с зубчатой передачей 0,15-0,20 0,20-0,30 0,15

Аналогично определяют зазор между верхним вкладышым и крышкой подшипника (рис. 5,б). Его устанавливают равным 0,05 мм.

Радиальный зазор в неразъемных подшипниках скольжения измеряют щупом, вводимым между шейкой вала и вкладышем. При измерении щуп следует вводить на всю длину вкладыша. Допустимые размеры радиальных зазоров приведены в табл. 7.

Вибрация измеряется на всех подшипниках электродвигателя. Вибрация должна измеряться в горизонтальной плоскости, проходящей через ось вращения, в поперечном, осевом и вертикальном направлениях возможно ближе к оси вращения (рис. 6). Способ установки вибропреобразователей с помощью резьбовых соединений является предпочтительным. Штифт виброметра устанавливается в том направлении, в котором измеряется вибрация.

Таблица 22.7. Допустимые зазоры в подшипниках скольжения

Диаметр вала, мм Зазор, мм, при частоте вращения, об/мин
до 1000 1000-1500 свыше 1500
18-30 0,040-0,093 0,060-0,130 0,14-0,28
30-50 0,050-0,112 0,075-0,160 0,17-0,34
50-80 0,065-0,135 0,095-0,195 0,20-0,40
80-120 0,080-0,160 0,120-0,235 0,23-0,46
120-180 0,100-0,195 0,150-0,285 0,26-0,52
180-260 0,120-0,225 0,180-0,300 0,30-0,60
260-360 0,140-0,250 0,200-0,380 0,34-0,68
360-500 0,170-0,305 0,250-0,440 0,38-0,76

Измерение зазоров в подшипниках скольжения. - student2.ru

Рис. 6. Измерение составляющих вибрации.

х - продольная; у - поперечная; z - вертикальная.

Измерение вибрации подшипников следует производить при номинальных значениях напряжения и частоты электрической сети.

Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более следующих величин:

Синхронная частота вращения

электродвигателя, об/мин....................... 750 и ниже
Допустимая вибрация, мкм.....................

Наши рекомендации