Измерение зазоров в подшипниках скольжения.
Замер зазоров производится между шейкой вала и верхним вкладышем подшипника. Величина зазора зависит от диаметра шейки вала и частоты вращения ротора электродвигателя.
Размеры радиального зазора в подшипниках скольжения с разъемными вкладышами определяются по оттискам отрезов свинцовой проволоки диаметром 0,5÷1мм, длиной 2 ÷4см, закладываемых между шейкой вала и верхней половиной вкладыша', а также в полость разъема вкладышей, как показано на рис. 5.
Рис. 5. Измерение зазоров в разъемных подшипниках скольжения.
а - зазор между шейкой вала и верхним вкладышем; б - зазор между верхним вкладышем и крышкой.
При равномерной затяжке стяжными болтами верхней половины вкладыша и крышки подшипника отрезки свинцовой проволоки сплющиваются соответственно за зорам. После снятия верхнего вкладыша производится измерение мегаомметром толщины всех свинцовых оттисков.
Зазор по линии А-А определяется
Зазор по линии Б-Б определяется
где с1, с2, b1, b2, b3, b4 — толщины свинцовых оттисков.
Значения b1, b2 — не должны отличаться друг от друга больше чем на 10%.
Разъемные подшипники скольжения должны иметь зазоры между верхним вкладышем и шейкой вала,. приведенным в табл. 6.
Таблица 6. Значения зазоров разъемных подшипников скольжения
Подшипники | Зазор верхней, % от диаметра шейки вала |
С кольцевой смазкой С принудительной смазкой С отрицательной реакцией у приводов с зубчатой передачей | 0,15-0,20 0,20-0,30 0,15 |
Аналогично определяют зазор между верхним вкладышым и крышкой подшипника (рис. 5,б). Его устанавливают равным 0,05 мм.
Радиальный зазор в неразъемных подшипниках скольжения измеряют щупом, вводимым между шейкой вала и вкладышем. При измерении щуп следует вводить на всю длину вкладыша. Допустимые размеры радиальных зазоров приведены в табл. 7.
Вибрация измеряется на всех подшипниках электродвигателя. Вибрация должна измеряться в горизонтальной плоскости, проходящей через ось вращения, в поперечном, осевом и вертикальном направлениях возможно ближе к оси вращения (рис. 6). Способ установки вибропреобразователей с помощью резьбовых соединений является предпочтительным. Штифт виброметра устанавливается в том направлении, в котором измеряется вибрация.
Таблица 22.7. Допустимые зазоры в подшипниках скольжения
Диаметр вала, мм | Зазор, мм, при частоте вращения, об/мин | ||
до 1000 | 1000-1500 | свыше 1500 | |
18-30 | 0,040-0,093 | 0,060-0,130 | 0,14-0,28 |
30-50 | 0,050-0,112 | 0,075-0,160 | 0,17-0,34 |
50-80 | 0,065-0,135 | 0,095-0,195 | 0,20-0,40 |
80-120 | 0,080-0,160 | 0,120-0,235 | 0,23-0,46 |
120-180 | 0,100-0,195 | 0,150-0,285 | 0,26-0,52 |
180-260 | 0,120-0,225 | 0,180-0,300 | 0,30-0,60 |
260-360 | 0,140-0,250 | 0,200-0,380 | 0,34-0,68 |
360-500 | 0,170-0,305 | 0,250-0,440 | 0,38-0,76 |
Рис. 6. Измерение составляющих вибрации.
х - продольная; у - поперечная; z - вертикальная.
Измерение вибрации подшипников следует производить при номинальных значениях напряжения и частоты электрической сети.
Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более следующих величин:
Синхронная частота вращения
электродвигателя, об/мин....................... | 750 и ниже | |||
Допустимая вибрация, мкм..................... |