Синхронные шаговые двигатели
Принцип работы шагового двигателя (ШД) напоминает работу поворотного электромагнита. Шаговый двигатель обычно состоит из трех автономно работающих секций 1, 2, 3 (рис. 4.12,6), каждая из которых включает неподвижный статор с обмоткой и ротор, причем роторы всех секций жестко закреплены на валу ШД. Ротор и статор ШД имеют полюсы (выступы), причем полюсы статоров секций совмещены, а полюсы роторов смешены относительно друг друга на 1/3 шага полюсов так, что если полюсы ротора первой секции совпадают с полюсами статора, то полюсы ротора второй секции сдвинуты относительно полюсов статора на 1/3 шага, а полюсы ротора третьей секции — на 2/3 шага.
При подаче импульса напряжения на обмотку статора одной из секций ротор этой секции стремится принять положение наибольшей проводимости магнитного потока в магнитной цепи статор-ротор, что вызывает совмещение полюсов ротора и статора этой секции и поворот вала ШД. Угол поворота Δφ определяется числом полюсов N (измеряется в градусах):
Рис. 4.12. Схема работы шагового электродвигателя: общая схема; 6 — положения секций статора и ротора; в — схема прохождения магнитного потока
При подаче импульса на следующую обмотку вал ШД повернется еще на Δφ и т.д. Подача импульсов напряжения на обмотки секции в требуемой последовательности и с нужной частотой выполняется электронным коммутатором.
Применение ШД целесообразно, когда требуется прерывистое стартстопное вращение с точным позиционированием (например при управлении заслонками или золотниками) или когда требуется вращение вала с заданной скоростью (например, в приводе подач станка с ЧПУ). В последнем случае управляющее воздействие на ШД имеет вид последовательности импульсов, частота которых и задает скорость вращения, а инерционность механических узлов привода подач делает вращение плавным.
Важной характеристикой ШД является его разрешающая способность (приемистость), т.е. та частота прихода управляющих импульсов, начиная с которой ШД теряет способность надежно отрабатывать каждый поступающий импульс. Например, при необходимости изменения направления вращения изменение порядка прихода импульсов на обмотки в силу инерции не вызовет мгновенного останова вала и его вращения в обратную сторону. Время, требуемое для останова и разгона вала, и определяет разрешающую способность ШД.
Разрешающая способность ШД, применяемых в приводах подач станков с ЧПУ, составляет порядка 2 кГц, хотя при плавном разгоне и равномерном движении частота уверенной отработки приходящих импульсов может достигать 8 кГц.
Единичный угол поворота ротора (на импульс) составляет от 0,5 до 10° и обычно равен (1,5 + 0,5)°. Ошибка поворота при единичном шаге может достигать 30%, однако она не накапливается, а компенсируется ошибками на следующих шагах.
Шаговые двигатели широко применяются в цифровых системах управления, так как могут управляться импульсами, поступающими непосредственно с логических схем системы без проме-жуточных преобразований. По сравнению с двигателями постоянного и переменного тока ШД точнее, проще, надежнее, компактнее, более устойчивы к внешним воздействиям. Однако они имеют меньший КПД и мощность (до 200 Вт) и не допускают длительных перегрузок.
Электропривод.
Электроприводом называется привод, все элементы которого используют в качестве источника питания электросеть. В состав электропривода входят:
• переключатели — рубильники, кнопки, реле, ключи;
• регуляторы — переменные резисторы, индуктивности, емкости и трансформаторы;
• электрические датчики контроля температуры, момента и пр.;
• элементы защиты (предохранители, автоматические выключатели и реле защиты);
• логические элементы — электромагнитные реле, полупродниковые элементы;
• усилители — электронные, магнитные и др.;
• электродвигатели.
По роду тока электроприводы делят на приводы постоянного и переменного тока. По способу замыкания приводы делят на контактные, в которых цепь замыкается механическим контактом электродов, и бесконтактные на базе полупроводниковых ключей. Контактные приводы распространены шире ввиду их простоты.
Электропривод металлорежущих станков включает электродвигатель с электронным блоком управления скоростью вращения ротора и коробку скоростей, обеспечивающую регулирование скорости вращения главного движения и скоростей подач. Широко применяется ступенчатое регулирование скорости, когда асинхронный двигатель работает на одной из нескольких допустимых скоростей, а требуемая скорость задается передаточным отношением коробки скоростей. Точная установка скорости при этом невозможна, однако привод имеет высокий КПД, прост и надежен в эксплуатации. Широко применяются также приводы на базе регулируемых электродвигателей постоянного тока, развивающих большую мощность в широком диапазоне скоростей вращения. Электроприводы с шаговым двигателем в качестве исполнительного устройства в станках применяются сравнительно редко ввиду недостаточной для обработки мощности шаговых двигателей.
Гидропривод
Гидропривод включает в себя:
• электродвигатель с насосом для подачи жидкости под давлением в нагнетательную полость;
• предохранительный клапан, установленный в нагнетательной полости и обеспечивающий заданное давление жидкости в полости;
• фильтр для очистки рабочей жидкости;
• золотниковый или струйный распределитель, управляющий подачей и спуском жидкости из полостей рабочего цилиндра;
• рабочий цилиндр;
• сливной бак, трубопроводы, клапаны, манометр и т.д.
Входным сигналом является обычно механическое перемещение щупа или якоря электромагнита. В качестве внешнего источника энергии выступает электросеть.
Гидроприводы отличаются малыми габаритными размерами при высокой выходной мощности и быстродействии и способностью к точному позиционированию рабочего органа. Кроме того, работа этих приводов не сопряжена с вредными воздействиями на окружающую среду (шум, вредные выделения и т.п.).