Система вентиляции и кондиционирования воздуха.
Кондиционирование воздуха.
Установка МАБ-11. эта установка состоит из систем вентиляции, отопления, охлаждения и автоматического управления.
В систему вентиляции входят центробежный сдвоенный вентилятор с электродвигателем мощностью 1,7 кВт, нагнетательный воздуховод с вентиляционными решетками типа « Мультивент», имеющим регулирующее устройство, рециркуляционные воздуховоды, масляные фильтры и решетку для забора наружного воздуха.
Система отопления смешанная – состоит из комбинированного отопления и электрического отопления с электропечами.
Электрическое отопление.
Нагревательные приборы – электропечи, девять печей по 0,5 кВт и четыре по 0,25 кВт- установлены в купе, служебном отделении и туалетах. В переходное время года при наружной температуре 5С электропечи работают вместе с электрокалорифером мощностью 6 кВт, который включается автоматически в зависимости от температуры в воздуховоде. В зимнее время электрокалорифер не работает и воздух подогревается только водяным калорифером. Электропечи зимой работают в дополнение к комбинированному отоплению.
Система охлаждения.
Состоит из:
1- компрессора, приводимого в действие электродвигателем мощностью 13 кВт;
2- конденсатора, охлаждаемого вентилятором с электродвигателем мощностью 1,7 кВт;
3- ресивера емкостью 36 л.;
4- воздухоохладителя ;
5- влагоотделитель – предназначен для задержки влаги, увлекаемой воздухом, и представляет собой вертикально расположенные пластины, на которых вода, содержащаяся в воздухе, конденсируется и затем отводится в поддон, установленный под испарителем. В систему охлаждения заправляется 40 кг. Хладона-12. в компрессор 4 кг. Масла ХФ-12.;
6- двух терморегулирующих вентилей;
7- реле высокого давления осуществляет защиту от повышенного давления на нагнетательной стороне компрессора
Принцип работы .
Из ресивера жидкий хладон, очищенный от механических примесей и влаги в трех параллельно , соединенных фильтрах- осушителях, под высоким давлением и с высокой температурой поступает в воздухоохладитель, через запорный вентиль, соляноидные вентили, терморегулирующие вентили и распределители. После дросселирования хладон в воздухоохладителе « кипит» за сет теплоты наружного воздуха, нагнетаемого вентилятором внутрь вагона. Образовавшиеся при « кипении» хладона пары по трубопроводу через всасывающий вентиль отсасываются и сжимаются компрессором, а затем через нагнетательный вентиль и гибкий патрубок выталкиваются в конденсатор, в котором они вентилятором охлаждаются и, конденсируясь, превращается в жидкость. Вентилятор приводится в действие электродвигателем, а компрессор – электродвигателем. Из конденсатора жидкий хладон вновь поступает в ресивер, и процесс повторяется.
Контроль за работой установки осуществляется по манометру всасывания, манометру нагнетания и манометру давления масла, смонтированных на панели, расположенной в служебном купе. На этой же панели установлены реле высокого давления, запорные вентили манометров и дистанционный термометр, измеряющий температуру воздуха в нагнетательном канале воздуховода.
При нормальной работе установки:
1- манометр всасывания должен показывать давление кипения хладона – 0.215-0,319 МПа ( 2,15-3,19 кгс/см). что соответствует температуре кипения хладона от 0 до 9 С
2- манометр нагнетания – должен показывать давление конденсации хладона – 0.66-1,29 МПа ( 6,6- 12,9 кгс/см), что соответствует температуре конденсации хладона от 30 до 55 С ;
3- манометр давления масла – 0.3-0,45 МПа ( 3-4,5 кгс/см);
4- показания манометра масла обязательно должны быть больше на 0,8-0,13 МПа 9 0,8-1,3 кгс/см) показаний манометра всасывания. Если показания манометров отличаются незначительно, система принудительной смазки компрессора не работает и установку охлаждения воздуха необходимо отключить.
5- Реле высокого давления срабатывает при 1,7 МПа (17 кгс/см) и восстанавливается вручную нажатием кнопки после устранения неисправности и понижения давления до 1,4 МПа ( 14 кгс/см).
Холодное и горячее водоснабжение
Пассажирских вагонов.
Все пассажирские вагоны оборудованы самотечной системой холодного и горячего водоснабжения. Объем системы составляет около 1200 литров из расчета примерно 20 литров на одного человека в сутки с интервалом между заправками и пополнением системы до 12 часов.
Несмотря на различное конструктивное исполнение, принципиальное устройство систем водоснабжения практически одинаково.
Система водоснабжения включает в себя:
1- баки для хранения запаса воды, расположенные с двух сторон в верхней части вагона, на 80 литров с котловой стороны, на 850 литров – с некотловой стороны. Под баками имеются поддоны для излишков воды. Каждый бак имеет воздуховыпускную трубу с краном, кроме того у большого бака с некотловой стороны имеется сигнальная ( вестовая) труба, не допускающая переполнения баков во время заправки водой.
2- Разводящие трубопроводы;
3- Разобщительные и спускные вентили и краны.
Заправка водой осуществляется снизу вагона через заправочные
патрубки водоналивных труб, которые в зимнее время обогреваются горячей водой из системы отопления.
Из баков вода самотеком поступает к умывальникам, унитазам, кипятильнику и в водогрейную систему, система отопления пополняется водой при помощи ручного насоса. Все баки снабжены водопробными кранами и водомерными стеклами.
В систему горячего водоснабжения входят :
Бойлер в котельном отделении, который имеет: бак – для воды;
Змееевик- при помощи которого вода в баке бойлера нагревается в зимнее время ( горячая вода из системы отопления циркулирует по змеевику, отдавая тепло воде в баке бойлера);
Плита – можно топить в летнее время для приготовления горячей воды в бойлере.
Вакуумный туалет.
Для работы туалета требуется сжатый воздух( давление 0,5-0,7 МПа), вода и электроэнергия ( постоянный ток напряжением 24В).
К верхней части унитаза присоединены трубы с запорными вентилями, подающие воду и сжатый воздух, а к нижней части – труба для удаления фекалий с устройством электрообогрева ( гибкая лента).
Два сборных бака объемом 300 литров имеют теплоизоляцию и оборудованы электрическими обогревателями, питающимися переменным током 220В от вагонного преобразователя. Обогрев баков включается автоматически при температуре 5С. В баках установлены датчики, срабатывающие при заполнении бака на 80% и 95%( на распределительном щите загорается соответствующий сигнал). При заполнении бака более чем на 95% работа туалета автоматически прекращается.
Система вентиляции и кондиционирования воздуха.
Вентиляция в вагонах может быть естественной, когда обмен воздуха в вагоне осуществляется через дефлекторы в крыше и через открытые окна, и принудительной. Окна рекомендуется открывать на полевую сторону по ходу поезда.
Вентиляция механическая, приточная с подогревом воздуха и вытяжная естественная через дефлекторы может работать в автоматическом режиме ( под контролем ртутных термометров) и ручном режиме управления включения электродвигателя вентилятора.
Наружный воздух с двух сторон вагона засасывается вентилятором через заборные жалюзи и фильтры, затем через диффузор, калорифер и конфузор нагнетается в воздуховод, откуда через вентиляционные решетки подается в купе вагона. Отработанный воздух удаляется через дефлекторы.
Работа вентилятора осуществляется автоматически в заданном режиме в зависимости от температуры в канале приточной вентиляции, контролируемой термодатчиками ( ртутные термоконтакторы). При работе вентилятора на эл.щите загорается сигнальная лампа. Термоконтакторы установлены на панели перегородки между 4 и 5 купе совместно с датчиками системы отопления, настроены на температуру включения 24 и26 С. В вентиляционном канале установлены термоконтакторы на температуру включения 16 и 18 С.. при выходе из строя термодатчики вентилятор переключается на ручной режим.
Система вентиляции включает в себя:
1- заборные жалюзи – предназначены для засасывания свежего воздуха в систему вентиляции и представляют собой планки, приваренные под углом 7 к прорезям направляющих реек воздухозаборного короба;
2- инерционный фильтр – предназначен для удаления крупных частиц пыли под воздействием цетробежных сил. Отделенная пыль через фильтрирующую решетку поступает в пылесборник, соединенный с аэродинамическим очистительным устройством, работающим при движении поезда от набегающего потока воздуха;
3- сетчатые фильтры ( всего 4) – очищают поступающий воздух окончательно. Каждый фильтр состоит из корпуса, представляющего собой коробку, в которой уложены 5 гофрированных сеток с ячейками разной величины.
4- Вентиляционный агрегат служит для подачи очищенного воздуха в вагон и состоит из двух роторов, насаженных на вал электродвигателя и кожухов вентиляторов. Вентиляторы и электродвигатель смонтированы на общей раме. Роторы вентиляторов насажены на вал электродвигателя при помощи конусных ступиц.
5- Диффузор предназначен для соединения вентиляционного агрегата с калорифером и состоит из брезентового раструба, двух квадратных и одного прямоугольного фланцев;
6- Калорифер ( воздухонагреватель) служит для подогрева наружного воздуха при низких температурах и состоит из теплопередающих элементов, трубных решеток, крышек, съемных боковых щитков и двух патрубков для входа и выхода воды. Для доступа к нему в потолке коридора котлового конца имеется люк. Для сбора образующего конденсата под калорифером установлен поддон;
7- Конфузор служит для соединения калорифера с воздуховодом. Представляет собой короб переменного сечения, имеющий с двух сторон присоединительные фланцы. Для очистки от пыли в нижней части конфузора имеется люк;
8- Воздуховод позволяет обеспечить подачу воздуха во все помещения вагона. Он состоит из отдельных верхних и нижних листов, прикрепленных к обшивке крыши. В нижней части воздуховода имеются прямоугольные вырезы, в которые установлены вентиляционные решетки;
9- Вентиляционная решетка состоит из листов, клапана, служащего для ограничения скорости и направления потока воздуха. Клапан крепится в листу планкой, приваренной к упорам. Регулирование количества воздуха подаваемого в помещение вагона осуществляется величиной зазора между листом и клапаном, который устанавливают поворотом винта;
10- Дефлекторы служат для удаления отработанного воздуха, состоит из патрубка, дефлектора и заслонки, в летнее время открыты полностью. В зимнее время закрыта, кроме дефлектором в туалетах, служебном отделении, коридоре и тамбурах.
11- Переключатель « Отопление и вентиляция» - установлен на электрощите. Пакетник должен стоять в положении Отопление и вентиляция. Если выключатель ставится в положение « Автоматика», то установка принудительной вентиляции и управление по ступеням вентиляции работают автоматически. Термостат в канале приточного воздуха и термостаты, расположенные в 1 и 2 купе, включают соответствующую ступень для подачи необходимого воздуха. Если автоматика не исправна, переключатель ставится на необходимую ступень вручную. Затем устанавливают необходимый режим работы пакетником « Вентиляция», который имеет положения: 0 – (выключено), автоматика и 1.2,3-я ступени ручного режима.
Кондиционирование воздуха.
Установка МАБ-11. эта установка состоит из систем вентиляции, отопления, охлаждения и автоматического управления.
В систему вентиляции входят центробежный сдвоенный вентилятор с электродвигателем мощностью 1,7 кВт, нагнетательный воздуховод с вентиляционными решетками типа « Мультивент», имеющим регулирующее устройство, рециркуляционные воздуховоды, масляные фильтры и решетку для забора наружного воздуха.
Система отопления смешанная – состоит из комбинированного отопления и электрического отопления с электропечами.
Электрическое отопление.
Нагревательные приборы – электропечи, девять печей по 0,5 кВт и четыре по 0,25 кВт- установлены в купе, служебном отделении и туалетах. В переходное время года при наружной температуре 5С электропечи работают вместе с электрокалорифером мощностью 6 кВт, который включается автоматически в зависимости от температуры в воздуховоде. В зимнее время электрокалорифер не работает и воздух подогревается только водяным калорифером. Электропечи зимой работают в дополнение к комбинированному отоплению.
Система охлаждения.
Состоит из:
1- компрессора, приводимого в действие электродвигателем мощностью 13 кВт;
2- конденсатора, охлаждаемого вентилятором с электродвигателем мощностью 1,7 кВт;
3- ресивера емкостью 36 л.;
4- воздухоохладителя ;
5- влагоотделитель – предназначен для задержки влаги, увлекаемой воздухом, и представляет собой вертикально расположенные пластины, на которых вода, содержащаяся в воздухе, конденсируется и затем отводится в поддон, установленный под испарителем. В систему охлаждения заправляется 40 кг. Хладона-12. в компрессор 4 кг. Масла ХФ-12.;
6- двух терморегулирующих вентилей;
7- реле высокого давления осуществляет защиту от повышенного давления на нагнетательной стороне компрессора
Принцип работы .
Из ресивера жидкий хладон, очищенный от механических примесей и влаги в трех параллельно , соединенных фильтрах- осушителях, под высоким давлением и с высокой температурой поступает в воздухоохладитель, через запорный вентиль, соляноидные вентили, терморегулирующие вентили и распределители. После дросселирования хладон в воздухоохладителе « кипит» за сет теплоты наружного воздуха, нагнетаемого вентилятором внутрь вагона. Образовавшиеся при « кипении» хладона пары по трубопроводу через всасывающий вентиль отсасываются и сжимаются компрессором, а затем через нагнетательный вентиль и гибкий патрубок выталкиваются в конденсатор, в котором они вентилятором охлаждаются и, конденсируясь, превращается в жидкость. Вентилятор приводится в действие электродвигателем, а компрессор – электродвигателем. Из конденсатора жидкий хладон вновь поступает в ресивер, и процесс повторяется.
Контроль за работой установки осуществляется по манометру всасывания, манометру нагнетания и манометру давления масла, смонтированных на панели, расположенной в служебном купе. На этой же панели установлены реле высокого давления, запорные вентили манометров и дистанционный термометр, измеряющий температуру воздуха в нагнетательном канале воздуховода.
При нормальной работе установки:
1- манометр всасывания должен показывать давление кипения хладона – 0.215-0,319 МПа ( 2,15-3,19 кгс/см). что соответствует температуре кипения хладона от 0 до 9 С
2- манометр нагнетания – должен показывать давление конденсации хладона – 0.66-1,29 МПа ( 6,6- 12,9 кгс/см), что соответствует температуре конденсации хладона от 30 до 55 С ;
3- манометр давления масла – 0.3-0,45 МПа ( 3-4,5 кгс/см);
4- показания манометра масла обязательно должны быть больше на 0,8-0,13 МПа 9 0,8-1,3 кгс/см) показаний манометра всасывания. Если показания манометров отличаются незначительно, система принудительной смазки компрессора не работает и установку охлаждения воздуха необходимо отключить.
5- Реле высокого давления срабатывает при 1,7 МПа (17 кгс/см) и восстанавливается вручную нажатием кнопки после устранения неисправности и понижения давления до 1,4 МПа ( 14 кгс/см).