Оперативное состояние электрического оборудования
Оперативное состояние электрического оборудования (генераторов, трансформаторов, синхронных компенсаторов, коммутационных аппаратов, токопроводящих частей, линий электропередач и пр.) определяется положением коммутационных аппаратов, с помощью которых оно отключается и включается под напряжение и в работу. При этом оборудование может находиться в одном из следующих оперативных состояний: в работе; в ремонте; в резерве; в автоматическом резерве; под напряжением.
Оборудование считается находящимся в работе, если все коммутационные аппараты в его цепи от источника питания до приемника включены. Вентильные разрядники, трансформаторы напряжения и другое оборудование, жестко (без разъединителей) подключенное к источнику питания и находящееся под напряжением, также считается находящимся в работе.
Оборудование считается находящимся в ремонте, если оно отключено коммутационными аппаратами или расшиновано и подготовлено в соответствии с требованиями ПТБ к производству ремонтных работ.
Оборудование считается находящимся в резерве, если оно отключено коммутационными аппаратами, но возможно его немедленное включение этими аппаратами в работу.
Оборудование считается находящимся в автоматическом резерве, если оно отключено только выключателями или отделителями с автоматическим приводом на включение и может быть введено в работу действием автоматических устройств.
Оборудование считается находящимся под напряжением, если оно подключено коммутационными аппаратами к источнику напряжения, но не находится в работе (силовой трансформатор на холостом ходу, линия электропередач, включенная со стороны питающей подстанции и т.д.).
Примеры оперативных переключений
В электроустановках
Ниже рассматриваются примеры практических схем, на которых показана последовательность выполнения операций с коммутационными аппаратами при переключениях в электроустановках.
2.4.1. Одиночная система шин(рис. 2.1)
Последовательность операций с коммутационными аппаратами при включении и отключении присоединений воздушных и кабельных линий должна быть следующей.
Включение: включить шинный разъединитель (1); включить линейный разъединитель (2); включить выключатель (3).
Отключение: отключить выключатель; отключить линейный разъединитель; отключить шинный разъединитель.
Последовательность операций в КРУ при включении присоединений воздушных и кабельных линий должна быть следующей.
Включение: проверить, отключен ли выключатель; переместить тележку выключателя из контрольного положения в рабочее; включить выключатель.
Рис. 2.1. Присоединение линии 10 кВ: 1 - шинный разъединитель; 2 - линейный разъединитель; 3 – выключатель | Отключение: отключить выключатель; проверить, отключен ли выключатель; переместить тележку с выключателем в контрольное (ремонтное) положение. Примечание. При отключении линий для производства работ вне КРУ (на линии) тележка с выключателем должна, как правило, выкатываться из шкафа (ремонтное положение). При наличии блокировки между заземляющими ножами и тележкой с выключателем допускается устанавливать тележку в контрольное положение после включения заземляющих ножей на линии. |
Двойная система шин
Пример 1. Переключения при переводе присоединений с одной системы шин на другую с использованием шиносоединительного выключателя. Пример такой схемы приведен на рис. 1.8. Последовательность операций и действий персонала при переводе всех присоединений, находящихся в работе, с рабочей системы шин (А 1) на резервную (А2) с помощью шиносоединительного выключателя (ШСВ) следующая.
1.Проверить отсутствие напряжения на шине А2.
2.Проверить уставки на защитах ШСВ (они должны соответствовать устав-
кам для режима "Опробование") и включить защиты с действием на отключе-
ние ШСВ.
3.Включить ШСВ и проверить наличие напряжения на шине А2.
4.Снять оперативный ток с привода и защит ШСВ.
5.Отключить "АПВ шин" (если оно предусмотрено).
6.Включить шинные разъединители всех переводимых присоединений на
шину А2 и проверить включенное положение разъединителей.
7.Отключить шинные разъединители всех переводимых присоединений от
освобождаемой системы шин и проверить отключенное положение разъеди-
нителей.
8.Переключить питание цепей напряжения защит, автоматики и измери-
тельных приборов на соответствующий трансформатор напряжения, если
питание цепей не переключается автоматически.
9.Подать оперативный ток на привод и защиты ШСВ.
10.Проверить по амперметру отсутствие нагрузки на ШСВ и отключить
ШСВ.
11.Проверить отсутствие напряжения на освобожденной системе шин.
12.Включить "АПВ шин".
Примечание: Для открытых РУ с большим числом: присоединений, шинные разъединители которых имеют электродвигательные приводы с дистанционным управлением, допускается перевод присоединений с одной системы шин на другую поочередно, по отдельным присоединениям. После перевода обязательна визуальная проверка положений шинных разъединителей переведенных присоединений на месте их установки.
Пример 2. Переключения при переводе присоединений с одной системы шин на другую без шиносоединительного выключателя. Такой перевод допускается при условии, когда резервная система шин не включена под напряжение и на нее переводятся все находящиеся в работе присоединения. Последовательность операций и действий персонала при переводе присоединений следующая.
1. Проверить наружным осмотром готовность резервной системы шин к
включению под напряжение (при этом особое внимание следует обратить на
проверку отсутствия на резервной системе шин защитных заземлений, зако-
роток и посторонних предметов).
2. Проверить отсутствие напряжения на резервной системе шин.
3. Отключить «АПВ шин» (если оно предусмотрено).
4. Включить шинные разъединители всех присоединений, находящихся в работе, на резервную систему шин и проверить положение разъединителей.
5.Переключить питание цепей напряжения защит, автоматики и измери-
тельных приборов на соответствующий трансформатор напряжения, если
питание не переключается автоматически.
6.Отключить шинные разъединители всех переводимых присоединений от
освобождаемой системы шин и проверить положение разъединителей.
7.Проверить по вольтметрам отсутствие напряжения на освобожденной
системе шин.
8. Включить «АПВ шин».
Примечание: Наряду с наружным осмотром резервной системы шин, она, в случае необходимости, может быть опробована напряжением, подаваемым от смежной подстанции по одной из линий, которую следует предварительно переключить на опробуемую систему шин. Непосредственно перед опробованием резервной системы шин напряжением необходимо отключить дифференциальную защиту шин (ДЗШ) или вывести токовые цепи трансформаторов тока линии, по которой будет подаваться напряжение на шины, из схемы ДЗШ, а на смежной подстанции ввести ускорение резервных защит.
Пример 3. В электроустановках с одной секционированной и резервной системами шин перевод присоединений с одной секции шин на другую при замкнутой реакторной связи между секциями выполняется переключением присоединений с секции на резервную систему шин, которая затем соединяется с помощью ШСВ с другой секцией шин. Последовательность операций при переводе линии Л1, питающейся от 1 секции шин, на питание от 2 секции шин (рис. 2.2).
1. Проверить отсутствие напряжения на резервной системе шин.
2. Проверить, включены ли защиты ШСВ 1 секции с уставками.
3. Включить ШСВ 1 секции и проверить по вольтметрам наличие напряже-
ния на резервной системе шин.
4. В зону действия ДЗШ первой секции ввести резервную систему шин.
5. Снять оперативный ток с привода и защит ШСВ 1 секции.
6. Проверить на месте положение ШСВ 1 секции.
7. Включить шинные разъединители переводимой линии Л1 на резервную
систему шин и проверить положение разъединителей.
8. Отключить шинные разъединители линии Л1 и от 1 секции шин и прове-
рить положение разъединителей.
9. Перевести цепи напряжения защит, автоматики и измерительных прибо-
ров линии Л1 на питание от трансформатора напряжения резервной системы
шин.
10. Включить ШСВ 2 секции, проверить по приборам наличие нагрузки на
выключателе.
11. В зону действия ДЗШ 2 секции ввести резервную систему шин.
12. Снять оперативный ток с привода и защит ШСВ 2 секции.
13. Подать оперативный ток на привод и защиты ШСВ 1 секции.
14. Отключить ШСВ 1 секции и проверить отсутствие на нем нагрузки.
15. Отключить ДЗШ; вывести резервную систему шин из зоны действия
ДЗШ 1 секции; перевести цепи линии Л1 в комплект ДЗШ 2 секции, ДЗШ проверить под нагрузкой и включить в работу.
Рис. 2.2. Схема электроустановки 10 кВ с включенной реакторной связью
между секциями перед выполнением операций по переводу линии Л1
с 1 секции шин на 2 секцию шин
Пример 4. Последовательность операций и действий персонала при переводе всех присоединений с одной из секций шин (например, со 2 секции шин) на резервную систему шин без шиносоединительного выключателя (ШСВ 2 секции находится в ремонте) с сохранением в работе межсекционной реакторной связи в схемах , имеющих секционный реактор с двумя развилками шинных разъединителей (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Схема электроустановки 10 кВ к началу выполнения операций
по переводу всех присоединений со 2 секции на резервную
систему шин без шиносоединительного выключателя
1. Проверить отсутствие напряжения на резервной системе шин.
2. Проверить, включены ли защиты на ШСВ 1 секции с уставками согласно
местной инструкции.
3. Включить ШСВ 1 секции (резервная система шин опробуется напряже-
нием от 1 секции шин).
4. Отключить ШСВ 1секции и проверить, что напряжение на резервной
системе шин отсутствует.
5. Включить шинные разъединители секционного выключателя со стороны
2 секции шин на резервную систему шин и проверить положение разъедини-
телей.
6. Включить шинные разъединители всех работающих присоединений
2 секции шин на резервную систему шин и проверить положение разъедини-
телей.
7. Отключить шинные разъединители всех работающих присоединений от
2 секции шин, кроме шинных разъединителей секционного выключателя, проверить отключенное положение разъединителей.
8. Перевести цепи напряжения защит, автоматики и измерительных прибо-
ров, питающихся от трансформатора напряжения 2 секции шин, на питание от трасформатора напряжения резервной системы шин.
9. Проверить по вольтметрам отсутствие напряжения на 2 секции. Отключить шинные разъединители секционного выключателя от 2 секции шин, проверить отключенное положение разъединителей.
10. Проверить по вольтметрам отсутствие напряжения на 2 секции шин.