Расчет параметров и элементов электродвигателя.
Если, например, в паспорте электродвигателя указано напряжение его питания 220/380, то двигатель включают в однофазную сеть по схеме, представленной на рис. 1
Рис. 1Принципиальная схема включения трехфазного электродвигателя в сеть 220 В : С р - рабочий конденсатор; С п - пусковой конденсатор; П1 - пакетный выключатель |
После включения пакетного выключателя П 1 замыкаются контакты П1.1 и П1.2, после этого необходимо сразу же нажать кнопку "Разгон". После набора оборотов кнопка отпускается. Реверсирование электродвигателя осуществляется путем переключения фазы на его обмотке тумблером SA 1. Емкость рабочего конденсатора Ср в случае соединения обмоток двигателя в "треугольник" определяется по формуле:
, где | Ср - емкость рабочего конденсатора в мкФ; I - потребляемый электродвигателем ток в А ; U -напряжение в сети, В |
А в случае соединения обмоток двигателя в "звезду" определяется по формуле:
, где | Ср - емкость рабочего конденсатора в мкФ; I - потребляемый электродвигателем ток в А ; U -напряжение в сети, В |
Потребляемый электродвигателем ток в выше приведенных формулах, при известной мощности электродвигателя, можно вычислить из следующего выражения:
, где | Р - мощность двигателя в Вт, указанная в его паспорте; h - КПД; cos j - коэффициент мощности; U -напряжение в сети, В |
Емкость пускового конденсатора Сп выбирают в 2..2,5 раза больше емкости рабочего конденсатора. Эти конденсаторы должны быть рассчитаны на напряжение в 1,5 раза больше напряжения сети. Для сети 220 В лучше использовать конденсаторы типа МБГО, МБПГ, МБГЧ с рабочим напряжением 500 В и выше. При условии кратковременного включения в качестве пусковых конденсаторов можно использовать и электролитические конденсаторы типа К50-3, ЭГЦ-М, КЭ-2 с рабочим напряжением не менее 450 В. Для большей надежности электролитические конденсаторы соединяют последовательно, соединяя между собой их минусовые выводы, и шунтируют резистором R 1 с сопротивлением 200...300 Ом (рис. 2)
Рис. 2Принципиальная схема соединения электролитических конденсаторов для использования их в качестве пусковых конденсаторов. |
Резистор R 1 необходим для "стекания" оставшегося электрического заряда на конденсаторах. Общая емкость соединенных конденсаторов составит (С 1 +С2)/2.
На практике величину емкостей рабочих и пусковых конденсаторов выбирают в зависимости от мощности двигателя по табл. 1
Таблица 1.Значение емкостей рабочих и пусковых конденсаторов трехфазного электродвигателя в зависимости от его мощности при включении в сеть 220 В.
Мощность трехфазного двигателя, кВт | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,1 | 1,5 | 2,2 |
Минимальная емкость рабочего конденсатора Ср , мкФ | 40 | 60 | 80 | 100 | 150 | 230 |
Минимальная емкость пускового конденсатора Ср , мкФ | 80 | 120 | 160 | 200 | 250 | 300 |
Следует отметить, что у электродвигателя с конденсаторным пуском в режиме холостого хода по обмотке, питаемой через конденсатор, протекает ток на 20...30 % превышающий номинальный. В связи с этим, если двигатель часто используется в недогруженном режиме или вхолостую, то в этом случае емкость конденсатора С р следует уменьшить. Может случиться, что во время перегрузки электродвигатель остановился, тогда для его запуска снова подключают пусковой конденсатор, сняв нагрузку вообще или снизив ее до минимума. Емкость пускового конденсатора С п можно уменьшить при пуске электродвигателей на холостом ходу или с небольшой нагрузкой. Для включения, например, электродвигателя АО 2 мощностью 2,2 кВт на 1420 об/мин можно использовать рабочий конденсатор емкостью 230 мкФ, а пусковой - 150 мкФ. В этом случае электродвигатель уверенно запускается при небольшой нагрузке на валу.
1.3. Переносной универсальный блок для пуска трехфазных электродвигателей мощностью около 0,5 кВт от сети 220 В.
Для запуска электродвигателей различных серий, мощностью около 0,5 кВт, от однофазной сети без реверсирования, можно собрать переносной универсальный пусковой блок (рис. 3)
Принципиальная схема переносного универсального блока для пуска трехфазных электродвигателей мощностью около 0,5 кВт от сети 220 В без реверса. |
При нажатии на кнопку SB 1 срабатывает магнитный пускатель КМ 1 (тумблер SA 1 замкнут) и своей контактной системой КМ 1.1, КМ 1.2 подключает электродвигатель М1 к сети 220 В. Одновременно с этим третья контактная группа КМ 1.3 замыкает кнопку SB 1. После полного разгона двигателя тумблером SA 1 отключают пусковой конденсатор С 1 . Остановка двигателя осуществляется нажатием на кнопку SB 2.
Детали.
В устройстве используется электродвигатель А471А4 (АО2-21-4) мощностью 0,55 кВт на 1420 об / мин и магнитный пускатель типа ПМЛ, рассчитанный на переменный ток напряжением 220 В. Кнопки SB 1 и SB 2 - спаренные типа ПКЕ612. В качестве переключателя SA 1 используется тумблер Т2-1. В устройстве постоянный резистор R 1 - проволочный, типа ПЭ-20, а резистор R 2 типа МЛТ-2. Конденсаторы С 1 и С2 типа МБГЧ на напряжение 400 В. Конденсатор С2 составлен из параллельно соединенных конденсаторов по 20 мкФ 400 В. Лампа HL 1 типа КМ-24 и 100 мА. Пусковое устройство смонтировано в металлическом корпусе размером 170х140х50 мм (рис. 4)
Рис. 4Внешний вид пускового устройства и чертеж панели поз.7.
1- корпус | 2 - ручка для переноски | 3 - сигнальная лампа | 4 - тумблер отключения пускового конденсатора |
5 -кнопки "Пуск" и "Стоп" | 6 - доработанная электровилка | 7- панель с гнездами разъема |
На верхней панели корпуса расположены кнопки "Пуск" и "Стоп" - сигнальная лампа и тумблер для отключения пускового конденсатора. На передней панели корпуса устройства находится разъем для подключения электродвигателя. Для отключения пускового конденсатора можно использовать дополнительное реле К 1 , тогда надобность в тумблере SA 1 отпадает, а конденсатор будет отключаться автоматически (рис.5)
Рис. 5Принципиальная схема пускового устройства с автоматическим отключением пускового конденсатора . |
При нажатии на кнопку SB 1 срабатывает реле К 1 и контактной парой К1.1 включает магнитный пускатель КМ1, а К1.2 - пусковой конденсатор С п . Магнитный пускатель КМ 1 самоблокируется с помощью своей контактной пары КМ 1.1, а контакты КМ 1.2 и КМ 1.3 подсоединяют электродвигатель к сети. Кнопку "Пуск" держат нажатой до полного разгона двигателя, а после отпускают. Реле К 1 обесточивается и отключает пусковой конденсатор, который разряжается через резистор R 2. В это же время магнитный пускатель КМ 1 остается включенным и обеспечивает питание электродвигателя в рабочем режиме. Для остановки электродвигателя следует нажать кнопку "Стоп". В усовершенствованном пусковом устройстве по схеме рис.5, можно использовать реле типа МКУ-48 или ему подобное.