Объемы, нормы и методика испытаний
Устанавливаются два вида испытаний после капитального ремонта - типовые и контрольные. Электрические машины, капитально отремонтированные без изменения паспортных данных завода-изготовителя, подвергаются контрольным испытаниям; отремонтированные с изменением паспортных данных - типовым испытаниям.
Объем типовых испытаний для синхронных машин включает:
1) измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками, термодетекторов, подшипников и доступных стяжных шпилек активной стали;
2) измерение сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;
3) испытание изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками на электрическую прочность;
4) испытание междувитковой изоляции обмоток переменного тока на электрическую прочность;
5) измерение зазоров между сталью ротора и статора;
6) измерение зазоров в подшипниках скольжения;
7) гидравлические испытания воздухоохладителя;
8) обкатку на холостом ходу;
9) измерение разбега ротора в осевом направлении;
10) испытание при повышенной частоте вращения;
11) определение характеристики холостого хода (для гeнератopов);
12) определение характеристики установившегося трехфазного коpoткoго замыкания;
13) определение тока третьей гармонической при соединении обмоток статора в треугольник;
14) определение V-образной характеристики (для двигателей);
15) определение регулировочной характеристики (для генераторов);
16) испытание на кратковременную перегрузку по току;
17) определение к. п. д.;
18) испытание на нагревание;
19) определение коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения (для генераторов);
20) опытное определение индуктивных сопротивлений и постоянных времени обмоток (для генераторов);
21) определение начального пускового вращающего момента (для двигателей) и начального пускового тока (для двигателей и компенсаторов, не имеющих пусковых двигателей);
22) измерение вибрации;
23) измерение электрического напряжения на концах вала.
При контрольных испытаниях исключаются пп. 13-22 включительно.
После текущего ремонта объем испытаний включает пп. 1, 3, 4 и 8.
Объем типовых испытаний для асинхронных электродвигателей включает:
1) измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса электродвигателя и между обмотками, термодетекторов, подшипников и доступных стяжных шпилек стали статора;
2) измерение сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;
3) испытание изоляции обмоток относительно корпуса электродвигателя и между обмотками на электрическую прочность;
4) испытание междувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность;
5) определение коэффициента трансформации (для двигателей с фазовым ротором);
6) измерение зазоров между сталью статора и ротора;
7) измерение зазоров в подшипниках скольжения;
8) обкатка на холостом ходу;
9) измерение разбега ротора в осевом направлении;
10) определение тока и потерь холостого хода;
11) определение тока и потерь короткого замыкания;
12) испытание при повышенной частоте вращения;
13) испытание на нагревание;
14) определение к. п. д., коэффициента мощности и скольжения;
15) испытание на кратковременную перегрузку по току;
16) определение максимального вращающего момента;
17) определение минимального вращающего момента в процессе пуска (для двигателей с короткозамкнутым ротором);
18) определение начального пускового вращающего момента и начального пускового тока (для двигателей с короткозамкнутым ротором);
19) измерение вибрации.
При контрольных испытаниях исключаются пп. 12-19 включительно.
После текущего ремонта объем испытаний включает пп.1, 3, 4 и 8.
Объем типовых испытаний электродвигателей постоянного тока включает.
1) измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;
2) измерение сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;
3) испытание изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками на электрическую прочность;
4) испытание междувитковой изоляций обмоток якоря на электрическую прочность;
5) измерение зазоров под главными и добавочными полюсами;
6) измерение зазоров в подшипниках скольжения;
7) обкатку на холостом ходу;
8) измерение разбега якоря в осевом направлении;
9) испытание при повышенной частоте вращения;
10) определение тока возбуждения генератора или скорости вращения электродвигателя при холостом ходе (для двигателей с последовательным возбуждением опыт производят при независимом возбуждении);
11) проверку номинальных данных машины;
12) проверку коммутации при номинальной нагрузке и кратковременной перегрузке по току;
13) определение характеристики холостого хода;
14) определение рабочей (скоростной) характеристики (для электродвигателя);
15) определение внешней характеристики (для генератора);
16) определение регулировочной характеристики генератора и электродвигателя;
17) испытание на нагревание;
18) определение области безыскровой работы (для машин с добавочными полюсами) и проверка качества коммутации;
19) определение к. п. д.;
20) измерение вибрации.
При контрольных испытаниях исключаются пп. 14-20 включительно.
После текущего ремонта объем испытаний включает пп. 1, 3, 4 и 7.
"Электродвигатели переменного тока. Причины выхода из строя"
На практике повсеместно используются трехфазные машины переменного тока. Работа этих машин основывается на принципе вращающегося магнитного поля, которое создается статорной обмоткой и вращается с частотой, кратной частоте сети (в нашей стране – 50 Гц). На рис. 1 показана условная схема вращения поля 2-х полюсной обмотки.
Рис. 1 - Условная схема вращения поля 2-х полюсной обмотки
Основываясь на синусоидальных кривых напряжения и тока, а также принимая во внимание, что фазы А, В, С отстают друг от друга на 120 град. электрич., можно смоделировать ток в обмотках статора и магнитное поле, создаваемое им. На рисунке для простоты восприятия показаны только начала и концы обмоток (условное допущение, что обмотки состоят из одного витка), так А – начало, х – конец фазы А. Красный цвет – ток течет от нас, синий – к нам. Соответственно токам будет и картина магнитного поля (красный – южный полюс, синий – северный).
Таким образом, видно как поле «вращается» в статоре, увлекая за собой ротор. Это справедливо для всех типов машин переменного тока, будь то синхронные, или асинхронные машины.
Основной причиной выхода из строя является нарушение токовой симметрии в обмотке статора. Факторов приводящих к этому множество, но стоит рассмотреть лишь основные.