Указания по изучению основной и дополнительной литературы
Уважаемый студент!
Изучениеосновной и дополнительной литературы основано на работе с книгами, учебниками, справочниками, поэтому необходимо следовать правилам:
· Прежде всего нужно обратить внимание на аннотацию, которая печатается на обороте титульного листа. В ней авторы рассказывают о содержании книги или справочника, особенностях, которые необходимо учесть при работе
· Затем отыскать нужные сведения, воспользовавшись оглавлением или предметным указателем, чтобы определить в каком разделе, могут находиться интересующие сведения
· Определить по оглавлению, где находится нужный раздел
· Если сведения оформлены в виде таблицы, внимательно разобраться в ней
· Для уточнения какого-либо понятия можно воспользоваться предметным указателем
· Если в книге или справочнике имеются сокращения, то с целью их расшифровки необходимо обратиться к разделу "сокращения и обозначения" и внимательно их изучить.
Большая часть материала в справочниках изложена в виде таблиц, поэтому необходимо отрабатывать умения работы с таблицами. Язык таблиц – носит исследовательский характер. Составной частью научного текста являются таблицы, графики, диаграмм, схемы, формулы, карты. Информация, находящаяся в таблицах или на графиках приглашает к научному диалогу, к дискуссии.
Студенты должны правильно соотносить значения горизонтальных и вертикальных граф, наименование и значение вынесенных критериев, показателей как количественных, так и качественных.
Неязыковые знаковые системы дают представление о явлениях окружающего нас мира (например, шкала измерительного прибора, высота столбика ртути в термометре и т.д.) Человеческая речь, выраженная знаками-буквами, составляет естественный язык. Искусственные языковые системы используются в различных областях жизни и техники. К ним относятся системы математических, химических знаков, алгоритмические языки, графики и др.
Не исключая естественного языка, искусственные или символические языки упрощают изложение специальных вопросов определенной области знаний.
Например, график – это чертеж, на котором группы данных, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблицы в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание материала, делает его наглядным и доступным. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве.
При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований:
· График должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить показатели;
· График должен быть выразительным, доходчивым и понятным;
· График должен включать ряд основных элементов: графический образ; поле графика; пространственные ориентиры; масштабные ориентиры.
Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур с помощью которых изображаются показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых данных. Графическими являются лишь те образы, в которых свойства геометрических знаков – фигура, размер линий, расположение частей - имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа.
В работе над текстом:
· Выявляем признаки текста (научно-учебный, литературоведческий), его тему и основную мысль;
· Выделяем микротексты и ключевые слова;
· Составляем план;
· Пересказываем по плану, упрощая текст, перефразируя предложения, приближая их к конструкциям устной речи.
Работа над терминологической лексикой:
· Выявляются слова-термины
· Определяется область науки, к терминологии которой относится данный термин
· Определяется его значение, происхождение словообразование, особенности его правописания и произношения
· Определяем слова, относящиеся к общенаучной и узкоспециальной лексике.
Сокращения текста. Видами переработки текста и его представления являются: план, тезисы, конспект, реферат, аннотация.
Конспект– краткое изложение или краткая запись содержания.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования:
· Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты
· Составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте
· Составь простой план
· Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь
· Запись веди своими словами не переписывай текст
· Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста
· Прочитай конспект еще раз, доработай его.