Поселение родовых поместий «Ладное»
Поселение родовых поместий «Ладное»
ПРОГРАММА
«Занимательная радиоэлектроника»
Разработала:
Фенькина А.А.
Г. Ульяновск
Г.
Содержание:
Введение …………………………………………………………...……………….. 3
I. Вводный раздел ………………………………………………………..…..…..…4
1.1. Правила пользования конструктором …………………………………….….. 4
1.2. Таблица комплектности конструктора «Знаток» ….……………………… 6
1.3. Описание деталей ……………………………………………………….…….. 8
II. Основной раздел ……………………………………………………….……… 13
2.1. Задания ……………………………………………………………………….. 13
2.2. Опыты ………………………………………………………………………… 16
III. Развлекательно-игровой раздел ……………..………………………………. 40
3.1. Компьютерные игры по электричеству ……………..……………………… 40
3.2. Познавательные мультфильмы «Фиксики» ………………………………... 44
3.3. Дидактические игры по электричеству …………………………………….. 54
IV. Дополнительный раздел (опытно-экспериментальная деятельность) ….....57
4.1. Беседы «Расскажите детям об электроприборах» ……………….………… 57
4.2. Перспективное планирование «ОЭД» ……………………………………… 80
V. Обобщающий раздел …………………………………………………..……… 93
5.1. Перспективное планирование «Занимательная радиоэлектроника» …..…. 93
VI. Приложения ……………………………………………………...………….. 109
6.1. Физкультминутки, стихи …………………………………...……………… 109
6.2. Загадки ………………………………………………………………………. 114
Список информационных источников ………………………………………… 118
Введение.
Электроника окружает нас везде, это и современные автомобили, и компьютеры, и фотоаппараты, и мобильные телефоны – список будет очень длинным. Но каким бы сложным не было устройство, оно состоит из очень простых компонентов – как, например, Московский Кремль состоит из простых кирпичей.
Изучению таких «кирпичиков» и созданию из них сложных схем посвящена серия электронных конструкторов «Знаток».
Электронный конструктор «Электроник» предназначен:
- для самостоятельного изучения основ электротехники и радиоэлектроники;
- для развлекательно-познавательного экспериментирования малышей под руководством старших товарищей.
С помощью электронного конструктора вы сможете открывать, познавать и осваивать законы, действующие в электрических цепях, окунуться в таинственный и чудесный мир современно практической радиоэлектроники, без которой не обходиться ни одна из сфер человеческой деятельности.
Очень даже возможно, что тематика данного конструктора поможет осознанно выбрать будущую профессию, связанную с радиоэлектроникой. Однако навыки технического творчества, приобретённые в дошкольные годы, будут полезны в любой области деятельности, а знание основ радиоэлектроники позволит более полно реализовать ваши личные творческие возможности.
При изложении материала автор (Головин П.П., народный учитель СССР, кандидат педагогических наук, учитель Ишеевской средней школы Ульяновской области) старался придерживаться принципа «От простого к сложному, от известного к неизвестному». Работая с конструктором, кроме приятного времяпровождения, вы хотели бы получить теоретические и практические знания, умения и навыки. Для этого вам необходимо быть последовательными, опыты проводить друг за другом, не забегая вперед, к каждому эксперименту подходить как к исследованию. Под рукой желательно иметь тетрадь с ручкой, где можно записывать ваши наблюдения, открытия, рисовать электрические схемы конструкций и делать примечания по конкретным устройствам. В этом залог успеха.
Надеемся, что конструктор доставит вам радость и поможет лучше узнать потрясающий мир электроники!
I. Вводныйраздел.
Таблица комплектности конструктора «Знаток».
Таблица №1.
Код (Номер на корпусе) | Наименование элемента (Название детали) | Условное обозначение (графическое) | Количество | ||
| Провод 1 | ||||
| Провод 2 | ||||
| Провод 3 | ||||
| Провод 4 | ||||
| Кнопка | ||||
| Выключатель | ||||
| Красный светодиод | ||||
| Ламповый патрон 2,5V | ||||
| Батарейный отсек[1] | ||||
| Динамик | ||||
| Электродвигатель | ||||
| Усилитель мощности | ||||
| РадиоротёмникFM-диапазона | ||||
Пропеллер | |||||
Монтажная плата | |||||
Лампа 2,5 V |
Описание деталей.
Монтажная плата
Монтажная плата – платформа для сборки на ней деталей. Для удобства монтажа на ней есть специальные выступы, на которых крепятся элементы. Она является аналогом печатной платы, используемой в электронном оборудовании, либо аналогом стены, на которой монтируется электрическая проводка в вашем доме.
Провода
Синие жесткие провода используются для соединения деталей. Они используются для подачи электричества и не влияют на характеристики цепи. Провода различаются по длине для того, чтобы было удобно располагать детали на монтажной плате.
Батареи
В данном конструкторе применяются батареи размера АА, напряжением 1,5 V, или аккумуляторы аналогичного размера, напряжением 1,2 V (приобретаются отдельно). Максимальное напряжение может достигать 3V, что намного меньше напряжения, используемого в электрических сетях вашего дома.
Еще раз обращаем ваше внимание на недопустимость короткого замыкания батарей!
Выключатель
Имеет два положения – замкнуто (ON), когда ток течет через выключатель и разомкнуто (OFF), когда выключатель разрывает цепь и ток не течет. Похожие по принципу действия выключатели вы используете, когда включаете свет дома.
Кнопка
Пропускает ток только когда на неё нажимают – как в дверном звонке.
Лампа 2,5V с патроном
Ее еще называют «лампочка» - за маленький размер. Внутри стеклянной колбы можно увидеть вольфрамовую нить, которая при прохождении через нее электрического тока, нагревается и начинает светится. Цоколь с резьбой, для вкручивания в патрон, придумал Эдисон. Яркость свечения лампы зависит от величины прикладываемого напряжения.
Светодиод
Светодиод (светоизлучающий диод или LED - это не лампочка, это электронный полупроводниковый прибор с p-n переходом.Который начинает светиться при прохождении через него электрического тока. При включении необходимо соблюдать полярность. При включении светодиода необходимо использовать резистор. В нашем светодиоде резистор уже встроен (его можно увидеть на обратной стороне).
Электродвигатель
Его еще называют мотором. Он превращает электричество в механическое движение. Электрический ток, который протекает через мотор, заставляет вращаться вал. На валу электродвигателя имеется насадка для установки пропеллера.
Динамик
Динамик преобразует электрических колебаний в звуковые колебания. Динамики можно обнаружить в наушниках, телевизорах, компьютерах, музыкальных колонках и пр.
II. Основнойраздел.
Задания.
Задание №1.
Используя таблицу комплектности:
- ознакомьтесь с названиями деталей;
- рассмотрите их внешний вид;
- изучите их условно-графические обозначения, которые используются для составления принципиальных электрических схем;
- найдите заключенные в квадрат номера деталей и их количество сличите с количеством, указанным в таблице.
Задание №2.
Составление электрических схем.
Все предлагаемые электрические схемы собираются на макетной плате со штырями, сделанной из пластика. Для составления из деталей конструктора электрической цепи используются проводники с одним, двумя, тремя и более кнопочными разъемами. На рис. а показана макетная плата со штырями и установленными на ней проводниками с разным количеством кнопочных разъемов.
Рис. а
Потренируйтесь в установлении различных типов проводников под номерами 1, 2, 3, 4, 5 на макетной плате со штырями и соединении их между собой.
Внимание!
Чтобы не повредить детали конструктора и штыри монтажной платы, при монтаже деталей на плату нажимайте непосредственно на кнопки с обоих концов. Снятие производите также одновременно с обеих сторон детали.
Задание №3.
Электрическое питание конструктора.
Все изучаемые схемы питаются электрическим током от элементов типа «АА». В быту их называют «пальчиковыми». Элементы условно на электрических схемах обозначаются двумя параллельными черточками и маркируются латинской буквойG. Причем, длинная черточка всегда соответствует положительному выводу «+» источника питания, короткая – отрицательному «-».
Один элемент типа «АА» между выводами (по-другому электродами) «+» и «-» имеет напряжение 1,5 вольта, сокращенно это пишется «1,5 В».
Рис. б
Возьмите элемент питания и найдите на его корпусе знаки «+», «-« и «1,5V». Объясните, что они означают.
Задание №4.
Возьмите блоки источника электропитания 19 (их в комплекте 2 шт.) и установите по два элемента в каждый из них. Полярность расположения элементов указана на дне гнезда.
Рис. д Рис. е
Неправильное соединение двух элементов питания.
Как вы думаете, какое общее напряжение будет давать батарея составленная так, как показано на рис. д, е? Правильно. Ноль. Элементы друг с другом так соединять нельзя!
Советы.
1. В дальнейшем элементы из блоков питания предлагаем не вынимать.
2. По мере выполнения практических опытов с использованием блока питания энергия элементов постепенно будет иссякать. После этого оба элемента необходимо заменить новыми (свежими).
3. Для увеличения срока службы элементов рекомендуем изучаемые электрические схемы включать на короткое время.
Опыты.
ФОНАРИК С ЛАМПОЧКОЙ
Соберите схему, как показано на рисунке. Замкните выключатель (ON), лампочка загорится. При размыкании (OFF) выключателя лампочка погаснет.
По такой схеме работает простой фонарик, который состоит из батареек, лампочки и выключателя, только в корпусе и с отражателем.
Но у лампочек есть недостатки – они употребляют много энергии, боятся ударов и достаточно быстро перегорают. Поэтому им на смену пришли светодиодные фонари.
СВЕТОДИОДНЫЙ ФОНАРИК
Замените лампочку светодиодом положительный полюс поставьте вверх (плюс к плюсу), замкните выключатель (ON), светодиод загорится. При размыкании выключателя (OFF) светодиод погаснет.
Обратите внимание, что на принципиальной схеме нарисован резистор. Вы сможете увидеть его на обратной стороне пластины со светодиодом. Резистор нужен для ограничения тока – чтобы светодиод не сгорел.
Поменяйте полярность включения светодиода и убедитесь, что он перестал зажигаться.
Если у вас есть набор «А», то можно заменить выключатель 15 на геркон 13, и включить фонарик магнитом.
ВЕНТИЛЯТОР
Соберите схему. Сначала установите пропеллер, затем замкните выключатель (ON), вентилятор начнет вращаться.
Именно такую схему и такие элементы имеют простые вентиляторы, которые вы можете увидеть в магазине.
Если у вас есть набор «А», то вы можете заменить выключатель 15 на геркон 13 и замыкать цепь при помощи магнита.
При работе с пропеллером рекомендуется защита глаз!
СМЕШАННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЛАМПОЧКИ, СВЕТОДИОДА И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТ 1)
Соберите схему. После соединения цепи электродвигатель вращается, светодиод горит, и только лампочка не может гореть, потому что лампочка и светодиод соединены последовательно, а проходящий через лампочку ток слишком слаб. Как показано на схеме – лампочка и светодиод соединены последовательно относительно батареи. Электродвигатель же подсоединен к ним и к батарее параллельно.
Если выкрутить лампочку, какой из элементов будет работать, а какой перестанет?
Если в цепи часть элементов соединены последовательно, а часть параллельно, такое соединение называется смешанным.
СМЕШАННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЛАМПОЧКИ, СВЕТОДИОДА И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТ 2)
Соберите схему. После соединения цепи лампочка и светодиод горят, а двигатель не вращается. Теперь тока не хватает электродвигателю, по той же причине – большое падение напряжения на светодиоде. А лампочка подсоединена напрямую (параллельно) к батарее.
Нарисуйте принципиальную электрическую схему.
Здесь уже светодиод и электродвигатель соединены последовательно, а лампочка – параллельно.
СМЕШАННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЛАМПОЧКИ, СВЕТОДИОДА И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТ 3)
После соединения цепи горит светодиод, а лампочка и электродвигатель не могут нормально работать.
Нарисуйте принципиальную электрическую схему и найдите отличия от схемы в проекте №18.
Здесь лампочка и электродвигатель соединены параллельно, а светодиод подключен к ним последовательно. Падение напряжения на светодиоде делает ток в цепи маленьким – недостаточным для работы электродвигателя и лампочки.
ПРОВОЛДНИКОВЫЙ ЗОНД
Этот испытательный зонд способен определять, какие из используемых в повседневной жизни предметы являются проводниками, а какие нет. Нужно лишь подсоединить испытуемый предмет к выводам А и В. Если светодиод загорится, то это проводник, а если нет, то этот предмет не является проводником.
Хорошим проводником тока являются металлы. Но и они имеют разное сопротивление току. Например, золото, серебро, медь очень хорошо проводят электрический ток, а железо и алюминий, хотя и проводят электрический ток, но хуже, чем первые три металла. Те материалы, которые не проводят электрический ток, называются диэлектриками (пластмасса, резина, дерево, стекло).
Как вы думаете, что проводит электрический ток лучше – деревянный карандаш или ключ от замка?
FM-РАДИОПРИЁМНИК
Соберите схему и замкните выключатель 15. Коротко нажмите на кнопку выбора станции приемника FM (блок 55) «СН+ или СН- «. Приемник автоматически настроится на станцию в диапазоне 88-108 МНz (МГц). Нажимая на эти кнопки можно перенастраивать приемник на другие радиостанции.
Элемент 55, это частотно-модулированный радиоприемный блок. Он принимает радиосигнал на свою антенну и преобразует его в звуковые колебания. Так как эти колебания очень малы, то в схеме применяется усилитель мощность 29, который их усиливает и передает на динамик.
Приемник будет работать только в зоне FM радиостанций!
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Ссылка: http://igryi.ru/game/1751
Сыграй в логические игры, где тебе предстоит выстроить из проводов цепочки, по которым пройдет ток и лампочки загорятся. Главный рубильник ты найдешь внизу, он отмечен яркой желтой молнией. Как только ты будешь готов, приступай к выполнению задания – как только ты выстроишь цепочку, жми на рубильник, и проверь, работает система или нет. Если уж у тебя что-то не получилось, то тебя тут же ударит током – поверь там больше чем двести двадцать вольт. Именно поэтому тысячу раз проверь свою цепочку, прежде чем включить рубильник.
Игра №2.1
ЗАЖГИ ЛАМПЫ
Ссылка: http://ponga.ua/play/7774/light-the-lamps
Соедините между собой все положительно и негативно-заряженные узлы, чтобы создать электрическую цепь и зажечь все лампы. Соединения не могут пересекаться.
Игра №2.2
СУПЕР-ПОРЕЗКА
Ссылка: http://ponga.ua/play/7773/super-cut-it
Порежьте мышью фигуры так, чтобы электронный блок собрал на своём пути всю энергию и опустился на зелёную платформу. Забавная логическая игра стилизованная под зиму.
Игра №2.3
VOLTCONNECT 2
Ссылка: http://ponga.ua/play/6933/volt-connect-2
Ваша цель - соединить всех вольтов, разместив их в правильном порядке, учитывая их специальные способности.
***
Электричество – это перемещение и взаимное воздействие электрических зарядов. Ток же – это перемещение данных зарядов имеющее определенную направленность. Множество занимательных и познавательных физических задачек собраны в разделе онлайн игры электричество.
Игра №3.1
ЗАЖГИ ЛАМПУ
Ссылка: http://www.games-flash-online.com/game/13585/zazhgi_lampu.html
Зажгите все лампы, подключая их к батарейкам с помощью проводов. Чтобы повернуть провод жмите на него.
Игра №3.2
ЗАЖГИ ЛАМПУ 2
Ссылка: http://www.games-flash-online.com/game/13377/zazhgi_lampu_2.html
Переворачивайте провода, лампу и батарейку так, чтобы лампа загорелась.
Игра №3.3
ЗАЖГИ ЛАМПОЧКУ 2
Ссылка: http://www.games-flash-online.com/game/1345/zazhgi_lampochku_2.html
Суть проста, есть лампочка, источник энергии и проводники. У каждого есть радиус действия. Расставьте проводники так, чтобы лампочка загорелась.
Игра №3.4
ЗАМКНИ ЦЕПЬ
Ссылка: http://www.games-flash-online.com/game/1345/zazhgi_lampochku_2.html
Замкните цепь чтобы ток поступал от минуса к плюсу.
Игра №3.5
СВЕТ В ДЕРЕВНЕ
Ссылка: http://www.games-flash-online.com/game/4689/svet_v_derevne.html
После небольшого урагана в деревне пропал свет. Помогите ее жителям восстановить подачу электричества. Нажмите на любой дом чтобы включить или выключить свет. В то же время в соседних с ним домах также будет включен или выключен свет. Чтобы пройти уровень нужно зажечь свет во всех домах.
Игра №4
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Ссылка: http://osoyan.net/game/975-elektrichestvo.html
В этой игре вы будете играть с электричество на атомном уровне. Если вы не знаете как устроено электричество, то благодаря этой игре вы это узнаете. Подключите все положительные и отрицательные заряды, сделайте так, чтобы они не пересекались между собой, но чтобы они были связанны непрерывно. Электричество работает очень стабильно, потому что оно работает на атомном уровне. Ваша задача создать цепь, которая будет работать в правильном направлении и без сбоев. Для этого вам понадобиться очень хорошо напрячь мозги.
ФИКСИКИ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Фиксики - все серии про электричество в одном сборнике: Дверной звонок, Короткое замыкание, Железная дорога, Клавиатура, Ночник, Сигнализация, Солнечная батарея, Фен, Электрочайник, Гирлянда.
Мультфильм №2
ПУЛЬТ
Злая собачка Кусачка утащила пульт от телевизора и спрятала. Как его можно отыскать и спасти Нолика, который там прятался, - расскажет Симка... А еще вы узнаете, какой интересный опыт можно проделать, чтобы увидеть инфракрасный луч, идущий от телевизионного пульта!
Мультфильм №3
ПЫЛЕСОС
Нолика случайно засосало в пылесос. Никто не знает где он... Мася и Симка отправляются на поиски... Эх, ДимДимыч! Убрал бы ты вовремя игрушки - и не оказался бы твой лучший друг в такой опасности!
Мультфильм №4
ХОЛОДИЛЬНИК
Нолика надо спасать! К нему приклеилась коварная белая куча и не хочет отпускать! ДимДимыч хочет ему помочь, но удачный ли способ он выбрал? Вдруг Нолик замерзнет и погибнет?
Мультфильм №5
ЭЛЕКТРОЧАЙНИК
Симка и Нолик рассказывают ДимДимычу принцип работы электрочайника. А потом ДимДимыч угощает родителей овсянкой - ему же так часто говорили, какая она вкусная и полезная!
Мультфильм №6
МИКРОВОЛНОВКА
ДимДимыч не знает, как правильно пользоваться микроволновкой, и поставил еду разогреваться вместе с вилкой...
Микроволновка же может сломаться!!!
Мультфильм №7
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Как работает игрушечная железная дорога? Что заставляет двигаться паровозик? Фиксики расскажут!
Мультфильм №8
СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН
Мася с Папусом чинили мобильный телефон папы ДимДимыча... и потерялись вместе с ним! Как же их отыскать? Фиксики Нолик и Симка не отчаиваются. Ох, что бы вы делали, родители, если бы не ваши смышленые дети! Кстати, а почему телефон называется сотовым?..
Мультфильм №9
КЛАВИАТУРА
Димдимычу нужно поздравить бабушку с днём рождения, а клавиатура не работает. К нему спешат на помощь Симка и Нолик... тут-то и выясняется, что бывает, если есть и пить, не отходя от компьютера! Эх, люди, люди!..
Мультфильм №10
ФОНАРИК
ДимДимыч пытается послать подруге Кате сообщение с помощью световых сигналов, но фонарик неожиданно перестает работать. Фиксики приходят на помощь, заодно рассказывают всем об устройстве фонаря и маяка, - а потом, в память о своем героическом прадедушке, седлают Кусачку!
Мультфильм №11
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА
Мама ДимДимыча случайно закрыла Кусачку в стиральной машине. Собака же может захлебнуться! Но фиксики придут на помощь даже Кусачке, которая всегда на них охотится.
Мультфильм №12
РОБОТ
ДимДимыч мечтает получить на свой день рождения игрушку - радиоуправляемого робота. Родители хотели сделать ему сюрприз... но ведь папа когда-то тоже был маленьким! И кажется, не наигрался...
Мультфильм №13
ГИРЛЯНДА
ДимДимыч ждет прихода Деда Мороза. Уже и ёлку почти нарядили, вот только гирлянда перегорела! Надо срочно чинить! А то волшебства не будет! Кто же спасет праздник?..
Мультфильм №14
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА
В кабинете у папы ДимДимыча стоит деревянный ящичек, а из него слышатся непонятные шорохи. Может, в доме мыши завелись? Оказывается, все гораздо интереснее! Это старейший фиксик - Дедус - решил починить музыкальную шкатулку. А делать такие устройства люди научились еще лет 200 назад...
Мультфильм №15
КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ
Дим Димыч и Нолик играли в кабинете у папы - и тут в старом радиоприемнике произошло короткое замыкание. Электричество выключилось во всей квартире. Но родители Дим Димыча ничего не узнают - на помощь ДимДимычу снова придут фиксики!
Мультфильм №16
ФЕН
В серии «Фен» Дим Димыч хотел показать фокус фиксикам, но для этого нужен шарик с гелием, а он улетел под потолок. Чтобы достать шарик, Нолик предложил воспользоваться... феном. Но, как обычно, немного переоценил свои силы!
А пока ДимДимыч и Симка выручают Нолика, мы узнаем от фиксиков, как устроен фен. А еще - знаете ли вы, что с помощью фена можно избавиться от зловредной липкой наклейки или ценника, которые никак не хотели отклеиваться?
Мультфильм №17
ВЕНТИЛЯТОР
У ДимДимыча стал барахлить компьютер. Фиксики Симка и Нолик помогут устранить неисправность. Заодно мы разберемся, для чего в компьютере вентилятор, и почему так важно его беречь - а вот вопрос, существуют ли страшные злобные фиксоеды, остается открытым!
Мультфильм №18
СОЛНЕЧНАЯ БАТАРЕЯ
ДимДимыч никак не может понять - почему у него не работает калькулятор? Фиксики помогают разобраться и "починить" его - а мы узнаем, что такое фотоэлементы и как работает солнечная батарея!
Мультфильм №19
НОЧНИК
Дим Димыч насмотрелся перед сном ужастиков, и теперь боится спать в темноте. Но не может же лампа в комнате гореть всю ночь! Что же делать?
Мультфильм №20
МИКСЕР
Где, чем и почему питаются фиксики, как привередничает Нолик, какой прибор поможет ДимДимычу полюбить молоко, и с чего лучше начинать утро - все это мы узнаем в серии "Миксер"!
Мультфильм №21
СИГНАЛИЗАЦИЯ
ДимДимычу подарили двух шоколадных зайчиков. Но один из них куда-то бесследно исчез. Фиксики вместе с ДимДимычем теряются в догадках: кому мог понадобиться шоколадный заяц? Симка предлагает надежный способ поймать воришку: нужно сделать из электронного конструктора сигнализацию!
Мультфильм №22
МИКРОФОН
ДимДимычу надо поговорить с другом Васькой - а микрофона-то у него и нет! Тут фиксики и раскрыли ему секрет: оказывается, наушники можно использовать в качестве микрофона! Как же так? В микрофон говорят, а через наушники - слушают! Но и там, и там есть гибкая пластинка - мембрана...
Мультфильм №23
ДВЕРНОЙ ЗАМОК
Люди уехали, и фиксики остались в квартире одни. Самое время пригласить друзей! Но почему-то дверной звонок не работает, а кто же приходит в гости без звонка? Деятельный Файер рвется скорее устранить неисправность, а Игрек пытается проанализировать ситуацию -- и находит истинную причину поломки. Наконец звонок заработал... только не оглохните! Тыдыщ! В гости к Симке и Нолику пришел весь класс!
Мультфильм №24
ПРОВОДА
В лаборатории профессора Чудакова не осталось ни одной свободной розетки. И все провода перепутались! Фиксики пытаются помочь профессору, но удается это не сразу. Общими усилиями выход найден... ой, тут-то фикси-урок и заканчивается!
Мультфильм №25
ВИДЕОСВЯЗЬ
Симка, находясь в лаборатории профессора Чудакова, решила пообщаться с ДимДимычем с помощью видеосвязи... ах, какая неосторожность! Но все кончилось хорошо - и даже завязалось новое многообещающее знакомство!
Мультфильм №26
ДУХОВКА
Симка и Шпуля упали в приготовленный для выпечки пирог -- и оказались во включенной духовке! ДимДимыч бросается на поиски... Неужели слишком поздно?..
Мультфильм №27
БАТАРЕЙКИ
Батарейки - одно из величайших изобретений человечества. Но пользоваться ими нужно с умом! А еще важно помнить, что отслужившие батарейки нельзя просто выкидывать: в них содержатся опасные химические вещества, способные навредить растениям, людям и животным!
Мультфильм №28
ЛИФТ
ДимДимыч с родителями собирается в цирк. Симка и Нолик хотели тайком попасть на представление вместе с ним - но не тут-то было! Сломался лифт! Неужели цирка не будет?
Мультфильм №29
КИНО
Смотрим кино про фиксиков - о том, как фиксики снимали кино! И оказалось, это не так просто, как кажется на первый взгляд... Что же нужно, чтобы получился хороший фильм? Наконец-то мы это узнаем!
Мультфильм №30
ТЕЛЕВИЗОР
Папа предлагает ДимДимычу заменить его телевизор на новый, современный. ДимДимыч радостно соглашается… и только потом вспоминает, что старый телевизор был жилищем фиксиков!
Да и нет
Можно ли оставлять электроприборы включенными, уходя из дома? (нет)
Можно прикасаться к электроприборам сухими руками? (Да).
Можно ли включать в розетку неисправные электроприборы? (Нет).
Можно ли вытягивать шнур из розетки, держась за вилку? (Да).
Можно подходить к оголённым проводам и дотрагиваться до них? (Нет).
Можно ли класть на выключенную электроплиту какие-нибудь предметы? (Нет).
Можно гладить бельё утюгом? (Да).
Можно ли включать в розетку исправные электроприборы? (Да).
Воспитатель. Нужно знать правила безопасности и научить всех их выполнять.
А какие правила вы знаете?(Дети называют эти правила).
1. Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома необходимо выключать все электроприборы.
2. Нельзя трогать руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголённым проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
5. Нельзя стоять под деревом во время грозы.
6. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
Можно или нельзя
– Включать детям утюг без присмотра взрослых?
– Протирать включенный телевизор влажной тряпкой?
– Совать руку в стиральную машинку?
– Включать настольную лампу на батарейках?
– Тянуть электрический провод руками?
– Вставлять в розетку посторонние предметы?
– Дотрагиваться до оголенного провода?
– Играть с машинками на пульте управления?
Найди лишний предмет
Цель: побуждать детей самостоятельно находить и называть лишний предмет; закрепить знания о приборах энергообеспечения, тепла и воды.
Материал: четыре карточки с изображением предметов.
1-я — торшер, настольная лампа, бра (освещают помещение или какое-либо пространство — предметы рукотворного мира), солнце (объект неживой природы);
2-я — выключатель, розетка, провода (используют в электросети), отвёртка (рабочий инструмент электрика);
3-я — печь, костёр, камин (требуется уголь или дрова), батарея (вода);
4-я — вилка, электрический провод, настольная лампа (части настольной лампы), водопроводный кран.
Воспитатель показывает детям картинку, просит найти лишний предмет и объяснить, почему они так думают.
Ребусы
Команде 1:
Составить слово по первым буквам названия предметов, изображенных на картинках: тыква, огурец, картофель. Расставить буквы и составить слово (ток).
Команде 2:
Составить слово по последним буквам названия предметов, изображенных на картинках: фотоаппарат, облако, платок. Расставить правильно буквы и составить нужное слово (ток).
Узнай по описанию
Воспитатель описывает электроприбор, а дети должны отгадать, о чем он говорит и показать.
Что для чего нужно?
Воспитатель показывает электроприборы, а дети рассказывают об их назначении. Электроплита (для приготовления пищи). Фен (для сушки волос). Чайник (вскипятить воду). Пылесос (убирает квартиру) и так далее, по 4 на каждую команду.
Что есть, что было
– Ребята, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)
– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.
Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электрические приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Снова разделимся на команды. Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Раскладываются карточки, составляющие пару.)
Пылесос – веник;
Утюг – гладильная палка;
Швейная машина – игла;
Электролампа – свеча
Песочные часы – электронные часы
Камин – электрический обогреватель
Счеты – калькулятор
Печка – электрическая плита
Спицы – вязальный станок
IV. Дополнительный раздел
(опытно-экспериментальная деятельность).
НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА
Настольная лампа – электрический осветительный прибор, который ставится на стол. Отсюда и название предмета.
Настольные лампы бывают различной формы. Они состоят из нескольких частей: подставки, стержня и прикрепленного к нему плафона или абажура.
Можно сказать, что настольная лампа – наиболее древний осветительный прибор. Его прототипом можно считать лучину – тонкую деревянную палочку, которая вставлялась в специальную подставку и поджигалась. Свет лучины был весьма тусклым, поэтому ее использовали для местного освещения (например, при рукоделии).
На смену лучине приходят свечи, позже – лампады и лампы. В 1784 году швейцарец Арганд изобрел кенкетную лампу. У нее резервуар с маслом располагался сверху, отт