Линейная токовая нагрузка тягового синхронного генератора, А/м
(59)
где I1ф – действующее значение тока статора, А;
z – число пазов статора;
Dа – диаметр сердечника статора, м;
2а – число параллельных ветвей обмотки статора.
При параллельном соединении двух обмоток статора (звезд), характерном для отечественных тяговых синхронных генераторов, значение I1ф определяют в следующей последовательности [8]:
Ø выпрямленный ток, приходящийся на одну обмотку статора (звезду), А
(60)
Ø выпрямленное напряжение, приходящееся на одну обмотку статора (звезду), В
(61)
Ø действующее значение фазной ЭДС, В
(62)
Ø угол коммутации вентилей выпрямительной установки
(63)
Примечание: полученное значение угла γо не должно превышать 600 для продолжительного режима работы тягового синхронного генератора
Ø действующее значение тока статора, А
(64)
Предельное допустимое значение линейной токовой нагрузки для тяговых синхронных генераторов тепловозов [Аг∞]=68500 А/м, для тяговых агрегатов мощных тепловозов [Аг∞]=90600 А/м.
4.2. Номинальная частота вращения ротора тягового генератора
После выбора серии тягового генератора необходимо определить его номинальную частоту вращения nг ном (об/мин), которая должна соответствовать условию
nг min ≤ nг ном ≤ nг max ,
где nг min - минимальная возможная частота вращения ротора ТГ, требуемая для реализации номинальных значений мощности и напряжения;
nг max - максимальная допустимая частота вращения ротора ТГ.
1) Минимальная возможная частота вращения ротора ТГ на номинальном режиме определяется из уравнения
(65)
где Кд – требуемый для проектируемого тепловоза коэффициент регулирования напряжения, питающего тяговые двигатели (значение Кд определено в пункте 2.5);
kтг – коэффициент, значение которого зависит от конструкции ТГ и режимов его работы на проектируемом тепловозе.
(66)
где ατ – коэффициент полюсного перекрытия (для синхронного ТГ ατ=0,72-0,74; для ТГ постоянного тока ατ=0,64-0,71);
Ко – обмоточный коэффициент (для синхронного ТГ Ко=0,972-0,976; для ТГ постоянного тока Ко=0,91);
Кв – коэффициент формы кривой поля (Кв=1,11);
Аг∞ - линейная токовая нагрузка ТГ в продолжительном режиме, А/м;
(Вδ)max – магнитная индукция в воздушном зазоре при работе ТГ с максимальным напряжением, Тл (для тепловозных тяговых генераторов (Вδ)max=0,80-1,05 Тл);
Dа и Lа – диаметр и длина сердечника якоря ТГ, м (для синхронных ТГ якорем является статор, то есть элемент, на котором расположена рабочая обмотка);
Рэм∞ - номинальная электромагнитная мощность генератора.
Номинальную электромагнитную мощность ТГ определяют следующим образом:
Ø для ТГ постоянного тока
(67)
где ηтг – к.п.д. тягового генератора в продолжительном режиме;
Ø для синхронного ТГ
(68)
где cos φ – коэффициент мощности.
В продолжительном режиме значение коэффициента мощности составляет [8]
, (69)
где γо – угол коммутации вентилей выпрямительной установки.
2) Максимальная допустимая частота вращения ротора ТГ на номинальном режиме определяется по условию механической прочности ротора:
(70)
где [Va] – предельная допустимая линейная скорость на поверхности ротора ТГ
(по условию механической прочности [Va] = 65-70 м/с [6]);
Dр – диаметр ротора ТГ, м (для генераторов постоянного тока Dр = Dа ; для тяговых синхронных генераторов Dр=(0,98÷0,99).Dа ).
Для коллекторного ТГ постоянного тока значение nг max также ограничивается по условию нормальной коммутации, выражаемому уравнением В.Т. Касьянова [8]:
(71)
Тогда для ТГ постоянного тока величина nг max выбирается как минимальное значение из двух, полученных расчетами по формулам (70) и (71).
Теперь, когда определены граничные значения nг min и nг max , можно приступить к выбору номинальной частоты вращения дизель-генераторной установки. Эта задача решается совместно с выбором технических параметров дизеля проектируемого тепловоза.