Максимальное напряжение между коллекторными пластинами при конструкционной скорости, В
(40)
где 2р – число главных полюсов ТЭД (см. таблицу 2);
δвз – эффективный воздушный зазор под главным полюсом ТЭД, мм (для тепловозных ТЭД δвз=7,7-8,2 мм);
kвз – коэффициент воздушного зазора (kвз=1,25-1,35).
Для выбранного ТЭД должны выполняться следующие проверки условий нормальной коммутации:
еср ≤ [еср]; еmax ≤ [еmax],
где [еср], [еmax] – предельные допустимые величины напряжений между коллекторными пластинами ТЭД (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Предельные допустимые величины межламельных напряжений
для некомпенсированных тяговых двигателей
Толщина миканита между коллекторными пластинами | ||
1,2 мм | 1,5 мм | |
[еср], В | ||
[еmax], В |
Примечание: для компенсированных тяговых двигателей значения [еср], [еmax] можно увеличить на 2-3 В.
2.8. Реактивная ЭДС в якорной обмотке тягового двигателя при
движении тепловоза с конструкционной скоростью
Помимо межламельных напряжений еср и еmax, на условия коммутации ТЭД оказывает влияние и реактивная ЭДС в якорной обмотке ер (В). Величину ер (В), также как и значения еср и еmax, вычисляют при конструкционной скорости движения тепловоза. Для этого используют формулу [7]
(41)
где ξ – коэффициент рассеяния якорной обмотки (для тепловозных ТЭД ξ ≈ 4).
Для обеспечения нормальной коммутации ТЭД должна выполняться следующая проверка:
ер ≤ [ер],
где [ер] – предельная допустимая величина реактивной ЭДС в якорной обмотке тягового электрического двигателя.
Для локомотивных тяговых двигателей [ер]=6-8 В.
По итогам расчетов пункта 2 необходимо выбрать для локомотива серию ТЭД с известными техническими параметрами (Da, La, 2p и др.), а также подобрать значения параметров, характеризующих режимы работы ТЭД на проектируемом тепловозе (Va max, A∞, Kд). При этом должны выполняться ограничения по тепловой напряженности якорной обмотки, по насыщению магнитной системы, а также по условиям нормальной коммутации ТЭД.
3. РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
НА ПРОЕКТИРУЕМОМ ТЕПЛОВОЗЕ
3.1. Частота вращения якоря тягового двигателя в режиме
конструкционной скорости, об/мин
(42)
3.2. Частота вращения якоря тягового двигателя
в продолжительном режиме, об/мин
(43)
где δ – диапазон рабочих скоростей тепловоза.
3.3. Сила тока тягового двигателя в продолжительном режиме, А
(44)
где N – число проводников якорной обмотки ТЭД.
Для тепловозных ТЭД с простой петлевой обмоткой N=2.К, где К – число коллекторных пластин ТЭД (см. таблицу 2).
3.4. Напряжение питания тягового двигателя
в продолжительном режиме, В
(45)
3.5. Магнитный поток возбуждения тягового двигателя
в продолжительном режиме, Вб
(46)
где Се – электрическая постоянная ТЭД.
(47)
где р – число пар главных полюсов ТЭД;
а – число пар параллельных ветвей якорной обмотки ТЭД.
Для тяговых двигателей с петлевой обмоткой а=m.p, где m – число заходов якорной обмотки (для тепловозных ТЭД m=1).
Примечание: в продолжительном режиме значение магнитного потока возбуждения тепловозного ТЭД составляет Фд∞ ≤ 0,10-0,12 Вб.
3.6. Максимальное напряжение питания тягового двигателя, В
(48)
Для выбранного ТЭД должна выполняться проверка
Uд max ≤ [Uд],
где [Uд] – предельное допустимое напряжение питания ТЭД, В.
(49)
где [еср] – предельное допустимое напряжение между коллекторными пластинами;
К – число коллекторных пластин выбранного ТЭД (см. таблицу 2).
3.7. Минимальная сила тока тягового двигателя при работе с номинальной мощностью, А
(50)
3.8. Максимальная сила тока тягового двигателя, А
По опыту проектирования электрических передач тепловозов, значение максимальной силы тока ТЭД Iд max (А) можно задавать на уровне
Iд max = (1,25÷1,35).Iд∞ . (51)
Для выбранного ТЭД должна выполняться проверка
Iд max ≤ [ Iд ],
где [ Iд ] – предельная допустимая сила тока тягового двигателя, А.
[ Iд ] = [ ia ] . 2a, (52)
где [ ia ] – предельная допустимая сила тока в параллельной ветви якорной обмотки;
2а – количество параллельных ветвей якорной обмотки ТЭД (для тепловозных ТЭД с простой петлевой обмоткой 2а = 2р).
Значение [ ia ] для ТЭД проектируемого тепловоза можно задать на уровне:
Ø при изоляции якорной обмотки класса F [ ia ] = 250 А;
Ø при изоляции якорной обмотки класса Н [ ia ] = 310-315 А.
3.9. Минимальное напряжение питания тягового двигателя при работе с номинальной мощностью, В
(53)
3.10. Электрическая мощность тягового генератора, кВт
Ø для генератора постоянного тока
(54)
Ø для генератора переменного тока (тягового синхронного генератора)
(55)
где nос – число движущих осей секции тепловоза;
ηву – к.п.д. выпрямительной установки на номинальном режиме (ηву=0,98-0,99).
3.11. Напряжение и сила тока тягового генератора
в продолжительном режиме
Напряжение Uг∞ (В) и сила тока Iг∞ (А) тягового генератора зависят от схемы соединения тяговых двигателей в электрической передаче тепловоза.
(56)
(57)
где b – количество параллельно-соединенных групп тяговых двигателей в схеме электрической передачи проектируемого тепловоза.
У отечественных магистральных тепловозов обычно b=nос, то есть все тяговые двигатели соединены параллельно.
Результаты расчета режимов работы тяговых электрических машин следует оформить в виде графиков, приведенных на рисунке 1.
Рис.1. Режимы работы тягового электрического двигателя на проектируемом тепловозе |