Служебная масса секции как постройки (металлоконструкции)
(20)
где mуд – удельная строительная масса (металлоемкость) тепловоза, кг/кВт.
Значения металлоемкости mуд (кг/кВт) для отечественных магистральных тепловозов с электрической передачей можно оценить с помощью эмпирических формул:
Ø для грузовых тепловозов
(21)
Ø для пассажирских тепловозов
(22)
В качестве окончательного значения служебной массы mсл (т) принимают максимальную из двух полученных величин (mсл)сц и (mсл)стр , то есть
mсл = max [(mсл)сц ,(mсл)стр]. (23)
Примечание: если (mсл)сц > (mсл)стр , то секцию тепловоза догружают чугунным балластом массой mбал = (mсл)сц - (mсл)стр , т.
1.8. Осевая нагрузка тепловоза и число движущих осей
Значения осевой нагрузки 2П (кН) и числа движущих осей секции тепловоза nос взаимосвязаны друг с другом соотношением
(24)
Число движущих осей секции может составлять nос=2;3;4;6;8. Его необходимо подобрать таким, чтобы выполнялось ограничение 2П ≤ [2П], где [2П] – допустимая осевая нагрузка локомотива. Для грузовых тепловозов [2П]=226-245 кН, для пассажирских тепловозов [2П]=211-221 кН [4].
Если при nос=8 осевая нагрузка 2П превышает допустимую величину [2П], то необходимо выполнить пересчет основных технических параметров локомотива с увеличением числа его секций nс либо с увеличением значений расчетных коэффициентов сцепления ψкр и ψктр (по согласованию с консультантом курсового проекта).
Используя окончательные результаты, составляют осевую формулу проектируемого локомотива, отображающую число его секций, а также количество и назначение осей.
1.9. Ориентировочный диаметр колеса тепловоза
Ориентировочный диаметр колеса тепловоза Dк (мм) определяют по условию контактной прочности колеса и рельса, выражаемому неравенством [3,4]
(25)
где [2р] – допустимая по условию контактной прочности колеса и рельса удельная нагрузка, приходящаяся на 1 мм диаметра колеса ([2р]=0,20-0,24 кН/мм).
Полученное значение Dк округляют в большую сторону до ближайшего стандартного диаметра: 1050 мм, 1250 мм. Для тепловозов типа ТЭП70 с тяговым приводом III класса допускается использовать колеса с диаметром Dк=1220 мм.
Примечание: выбранное значение диаметра колеса уточняется в дальнейшем при разработке компоновочной схемы тягового привода проектируемого тепловоза
1.10. Ориентировочные размеры секции тепловоза
1) Длина секции по осям автосцепок Lа, м
(26)
где Lуд – удельная длина тепловоза, мм/кВт.
Значение Lуд (мм/кВт) для магистрального тепловоза можно оценить по эмпирической формуле
(27)
Длина секции по осям автосцепок Lа должна соответствовать ограничению по прочности искусственных сооружений пути [3]:
(28)
где [qп] – погонная нагрузка локомотива, допускаемая по условию прочности искусственных сооружений пути ([qп]=73,5-88,5 кН/м).
2) База локомотива Lб, м
Значение базы локомотива, то есть расстояния между шкворнями или геометрическими центрами тележек одной секции, можно оценить с помощью формулы [3,4]
(29)
где е – числовой коэффициент (е=0,50-0,54 при Lа≤20 м; е=0,55-0,60 при Lа>20 м).
3) База тележки Lт, м
Ориентировочное значение базы тележки – расстояния между крайними осями тележки – для двух- и трехосных тележек составляет
(30)
где nтос – число осей в тележке;
Lос – расстояние между смежными осями в тележке, мм (Lос=1850-2300 мм).
По результатам расчетов необходимо заполнить таблицу 1 с полученными значениями основных технических параметров проектируемого локомотива, а также выбрать локомотив-прототип из числа существующих магистральных тепловозов.
Таблица 1.
Основные технические параметры проектируемого локомотива
№ п/п | Название параметра | Значение параметра |
1. | Число секций | |
2. | Расчетная скорость, км/ч | |
3. | Конструкционная скорость, км/ч | |
4. | Расчетная касательная сила тяги секции, кН 1) | |
5. | Номинальная касательная мощность секции, кВт 2) | |
6. | Секционная мощность по дизелю, кВт | |
7. | Сцепной вес секции, кН | |
8. | Служебная масса секции, т | |
9. | Осевая нагрузка локомотива, кН | |
10. | Осевая формула | |
11. | Диаметр колеса, мм | |
Серия локомотива-прототипа |
Примечания:
1) расчетная касательная сила тяги секции определяется как Fкр/nс;
2) номинальная касательная мощность секции определяется как Nк/nс