Выбор трансформаторов собственных нужд
Состав потребителей собственных нужд (с.н.) зависит от типа подстанции, электрооборудования, мощности силовых трансформаторов.
Потребителями с.н. подстанций являются электродвигатели обдува трансформаторов, обогреватели приводов отделителей и короткозамыкателей, шкафов КРУН, а также освещение.
Мощность трансформатора с.н.:
кВА
Выбираем трансформатор ТСЗ-400/10.
табл.3.6.5.1
Номин. мощностькВА | Номин. напр., кВ | Потери, кВт | Напряжение КЗ, % | Ток ХХ, % | Схема и группа соед. обмоток | ||
вн | Нн | ХХ | КЗ | ||||
0,4 | 1,3 | 5,4 | 5,5 | Y/YН-11 |
Для выбора выключателя трансформатора сн. рассчитаем рабочий ток:
Выбор выключателя представлен в таблице 3.6.5.2.
Табл.3.6.5.2
Расчетные величины | Каталожные данные вводного выключателя ВВЭ -10-31,5/630У3. | Условия выбора | ||
Uуст, кВ | Uн, кВ | |||
Iраб.max, А | 53,9 | Iн, А | ||
Iп.о, кА | Iоткл.н, кА | 31,5 | ||
iу, кА | iпр.с, кА | |||
Вк.рас., кА2с | 48,05 | Вкн, кА2с |
Выбор трансформатора тока представлен в таблице 3.6.4.3.
Табл.3.6.5.3
Расчетные величины | Каталожные данные трансформатора тока ТПЛК-10 | Условия выбора | ||
Uуст, кВ | Uн, кВ | |||
Iраб.max, А | 53,9 | Iн, А | ||
Z2, Ом | 0,324 | Z2ном, Ом | 0,4 | |
iу, кА | iпр.с, кА | 74,5 | ||
Вк.рас., кА2с | 48,05 | Вкн, кА2с | 210,3 |
Оперативный ток на подстанции
Источником постоянного оперативного тока служат аккумуляторные батареи, которые выбирают по необходимой емкости (типовому номеру), по уровню необходимого напряжения и схеме присоединения к шинам.
Типовой номер батареи (N) рассчитывается по формуле
,
где 1,05 – коэффициент запаса, учитывающий понижение энергии батареи при старении;
j=18A/N – допустимая нагрузка аварийного разряда приведенная к первому номеру аккумулятора в зависимости от температуры электролита;
Iав=60 А – нагрузка установившегося аварийного разряда;
Принимаем типовой номер аккумулятора N=4 и выбираем аккумуляторные батареи типа СК – 4. В таблице приведены технические данные выбранной аккумуляторной батареи, где представлены основные технические характеристики и параметры.
Табл.3.6.5.4
Тип | Номинальная ёмкость, А·ч | Номинальное напряжение, В | Ток заряда, А | Режим разряда | Конечное напряжение разряда, В, при длительности разряда,ч | ||||||||||
10ч | 3ч | 1ч | 0,5ч | 0,25ч | |||||||||||
Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | Ток, А | Емкость, А·ч | 3-10 | 0,25-2 | ||||
СК-4 | 14,4 | 7,2 |
Количество элементов (банок), присоединенных к шинам в режиме постоянного разряда определяем по формуле:
банок
где Uм=233 - напряжение на шинах;
Uпз=2,15 В - напряжение на элементе в режиме подзаряда;
В режиме дозаряда при повышенном напряжении на элементе (2,5В) к шинам присоединяется минимальное количество элементов, определяемое по формуле:
банки.
В режиме аварийного разряда при напряжении на элементе 1,75В, а на шинах ниже номинального (220В), максимальное количество элементов определяем по формуле:
банок.
В качестве подзарядных устройств используем выпрямительное устройство ВАЗП-380/260-40/80 на напряжение 260-380В и ток 40-80А.
3.6.6 Выбор шин
На РУВН выбираем гибкие шины типа АС.
Сечение гибких шин выбираем по нагреву рабочим током, проверяем по экономической плотности тока, по термическому действию тока к.з. и по условиям короны:
По экономической плотности тока
где Sэк– экономически целесообразное сечение шины, принимаем Sэк=150 мм2;
j=1А/мм2– экономическая плотность тока;
Шина является термически стойкой к токам к.з., если соблюдается условие
,
где S – выбранное сечение проводника, мм2;
Iк=4000 – установившийся ток к.з;
tк=tоткл=0,06 с – время прохождения тока к.з;
С=88 – коэффициент для алюминиевых шин;
мм2
По нагреву рабочим током
147 445А
где Iраб max=147 А– максимальный рабочий ток шины;
Iдоп=445 А– допустимый ток шины выбранного сечения;
По условиям коронирования минимальное стойкое сечение провода на напряжение 220 кВ – 240 мм2. Исходя, из этого принимаем окончательно провод марки АС 240/32.
На РУСН выбираем гибкие шины типа АС.
Сечение гибких шин выбираем по нагреву рабочим током, проверяем по экономической плотности тока, по термическому действию тока к.з. и по условиям короны:
По экономической плотности тока
где Sэк– экономически целесообразное сечение шины, принимаем Sэк=1000 мм2;
j=1А/мм2– экономическая плотность тока;
Шина является термически стойкой к токам к.з., если соблюдается условие
,
где S – выбранное сечение проводника, мм2;
Iк=25000 – установившийся ток к.з;
tк=tоткл=0,06 с – время прохождения тока к.з;
С=88 – коэффициент для алюминиевых шин;
мм2
По нагреву рабочим током
826 1180А
где Iраб max=826А– максимальный рабочий ток шины;
Iдоп=1180 А– допустимый ток шины выбранного сечения;
Исходя, из этого принимаем окончательно провод марки АС 1000/56.
На РУНН выбираем жесткие шины прямоугольного сечения.
Предварительно принимаем алюминиевые шины сечением 120×10 мм2 2 полосы на Фазу.
По нагреву рабочим током
2140 3900 А
где Iраб max=2140 А– максимальный рабочий ток шины;
Iдоп=3900 А– допустимый ток шины выбранного сечения;
По экономической плотности тока
где Sэк– экономически целесообразное сечение шины, принимаем Sэк=2×(120×10)=2400 мм2;
j=1 А/мм2– экономическая плотность тока;
Шина является термически стойкой к токам к.з., если соблюдается условие
,
где S – выбранное сечение проводника, мм2;
Iк=20000 А – установившийся ток к.з;
tк=tоткл=0,07 с – время прохождения тока к.з;
С=88 – коэффициент для алюминиевых шин;
мм2
Шина динамически устойчива, если
=140 МПа допустимое напряжение в материале медной шины.
Расчетное напряжение в шине определяется
, МПа,
где W– момент сопротивления шин;
м3
– изгибающий момент;
fрас – изгибающая сила, приходящаяся на единицу длины средней фазы, Н/м;
=0,8 м – расстояние между изоляторами вдоль шины, м;
Н/м,
где iу=60000 А– ударный ток при к.з. на шинах;
а=0,104 м расстояние между осями смежных фаз.
- усилие, приходящееся на 1 м длинны полосы, от взаимодействия между токами полос пакета, Н/м.
Н/м
МПа
Окончательно принимаем алюминиевые шины прямоугольного сечения 120×10.
3.6.7. Выбор изоляторов
Для РУВН 220 кВ выбираем следующие типы изоляторов:
-подвесной изолятор с гирляндой натяжного типа ПФ6-А, с восемью изоляторами в гирлянде.
-опорный изолятор типа С4-950 I УХЛ
Для РУСН 35 кВ выбираем следующие типы изоляторов
-подвесной изолятор с гирляндой натяжного типа ПФ6-А, с пятью изоляторами в гирлянде.
Для РУНН 6 кВ выбираем проходной изолятор наружно-внутренней установки ИП-10/3150-3000УХЛ1.
Проверим изолятор по рабочему току:
2140 3150 А
Проверим изолятор по допустимой механической нагрузке. Согласно ПУЭ расчетная нагрузка на изолятор не должна превышать 60% от разрушающей нагрузки:
Расчетная нагрузка определяется:
где kп – поправочный коэффициент на высоту шины;
Низ =510 мм– высота изолятора;
С=20 мм – высота шины по оси изолятора.
Н
Изолятор по механической прочности подходит.
Для ЗРУ принимаем опорные изоляторы внутренней установки типа И8-80 УХЛ3.
Проверим изолятор по допустимой механической нагрузке.
Расчетная нагрузка определяется:
где kп – поправочный коэффициент на высоту шины;
Низ =510 мм– высота изолятора;
С=120 мм – высота шины по оси изолятора.
Н
Изолятор по механической прочности подходит.