Алгоритмы проверки технического состояния
Алгоритм проверки технического состояния представляет собой преобразования и логические условия, действующие в определенном порядке, записанные на каком-либо формальном языке и позволяющие производить проверку технического состояния.
Алгоритмы проверки технического состояния электрооборудования и электрических систем различаются принципами учитывающими особенности формирования диагностической модели и заключения о техническом состоянии.
Наиболее характерными являются параметрический, критериальный и характеристический принципы построения алгоритмов.
Рис. 4.9. Схема алгоритма контроля работоспособности по совокупности диагностических параметров (ДП).
Параметрический принцип. Основан на результатах контроля диагностических параметров, установленных на базе симптомной диагностической модели, т. е. с учетом структуры системы в явном виде. Техническое состояние системы определяется сравнением измеренных значений контролируемых параметров с их допусками. При выходе за пределы допуска хотя бы одного из них система становится неработоспособной.
Структурная схема алгоритма диагностирования путем контроля диагностических параметров показана на рис. 4.9, а на рис. 4.10 приведена схема устройства, работающего по данному алгоритму и выполненного на базе унифицированных типовых элементов.
В устройстве оцениваемые диагностические параметры объекта N1…Nk преобразуются первичными преобразователями ПП1,…ППk и нормализаторами Н1,...,Hk к одному пределу изменения напряжения постоянного тока 1-10 В. Нормализованные напряжения поступают в блок сравнения БС. При отклонении какого-либо параметра за допустимые пределы блок сигнализации С подает соответствующий сигнал. Многошкальный измерительный прибор позволяет выборочно измерять текущие значения любого из параметров.
Основные элементы устройств контроля работоспособности по совокупности диагностических параметров реализованы в судовых системах автоматического контроля (САК) параметров главной энергетической установки, СЭЭС и общесудовых систем. В САК отклонение параметров за допустимые пределы устанавливается сравнением их измеренных значений с допусками. Результаты контроля высвечиваются на индикаторе и представляются оператору на специальных бланках.
Практически все суда постройки последних лет оснащены САК. По сравнению с неавтоматизированными средствами контроля они позволяют значительно увеличить объем анализируемой информации, повысить оперативность и достоверность контроля и уменьшить трудозатраты вахтенного персонала на проведение контроля.
Рис. 4.10. Структурная схема устройства работоспособности по совокупности параметров
Схема САК для контроля работы главных двигателей и СЭЭС, разработанная итальянской фирмой „Фиат", представленная на рис.4.11, входит в состав судовой системы контроля и управления SEPA-6701.
Рис. 4.11. Структурная схема системы автоматизированного контроля фирмы «Фиат» (Италия)
В соответствии со схемой блок обегания БО коммутирует 360 первичных датчиков и нормализует их сигналы, поступающие на вход аналого-цифрового преобразователя АЦП, с которого измеренные в двоично-десятичном коде значения параметров последовательно подаются в регистры цифрового индикатора ЦИ, блок сравнения БС с допуском и блок записи БЗ для подготовки к регистрации. Печатающее устройство ПУ, управляемое БЗ, периодически или по сигналу оператора регистрирует значения контролируемых параметров на бумажной ленте. В случае выхода какого-либо параметра за пределы допуска устройство запоминания и сигнализации УЗС неработоспособных состояний включает аварийную звуковую и световую сигнализацию АС и аварийную регистрацию АР. Сигнализация предусмотрена в ЦПУ, четырех точках машинного отделения, в ходовой рубке, кают-компании и каютах механиков. Частота и направление вращения гребного вала определяются электротахометром ЭТ, а устройство контроля и имитации УКН служит для проверки работы САК при остановленных дизелях. Управляющее устройство УУ в виде генератора сигналов времени согласует работу всех блоков САК.
Контролируемые параметры и признаки состояний главного двигателя и дизель-генераторов разделены на две группы: первая-давление смазочного масла, образование взрывоопасной смеси в картере, температура некоторых подшипников; вторая-температура масла, охлаждающей воды или выхлопных газов, обратная мощность и др. При отклонениях параметров первой группы УЗС выдает сигнал в систему дистанционного автоматического управления ДАУ дизель-генератора на его немедленное отключение и остановку. При отказах параметров второй группы к сети подключается резервный дизель-генератор, а затем отключается и останавливается отказавший.
Критериальный принцип. Техническое состояние системы определяется нахождением обобщенного показателя состояния в поле допуска. Показатель вычисляется с учетом измеренных значений контролируемых параметров системы. Диагностическая модель представляется в виде аналитической модели без учета структуры системы.
На рис. 4.12 и 4.13 показаны соответственно схема алгоритма диагностирования и схема устройства контроля работоспособности по обобщенному параметру.
Рис. 4.12. Схема алгоритма контроля работоспособности по обобщенному показателю (ОП).
Рис 4.13. Структурная схема устройства контроля работоспособности по обобщенному показателю.
В устройстве значения контролируемых диагностических параметров Ni преобразуются датчиками Дi в значения напряжения постоянного тока и поступают на делители ДЛi„ где нормализуются, т. е. приводятся к одному пределу изменения напряжения.
Нормированные величины ai поступают в блоки логарифмирования BЛi, а затем в блоки умножения БУi,где величина ln ai- умножается на коэффициент веса . Величина = 0...1, поэтому блоки БУi представляют собой делители напряжения. Сигналы с выходов БУi поступают в сумматор СМ, откуда суммарный сигнал подается в блок потенцирования БП. На выходе БП формируется величина Q:
которая представляет собой средневзвешенный показатель, используемый в качестве обобщенного показателя работоспособности объекта. С выхода БП величина Q поступает в блок БИ дающий световую индикацию обобщенного показателя работоспособности, и в блок сравнения БС, где величина Q сравнивается с установленными допусками. При отклонении показателя за допустимые пределы БС выдает соответствующий сигнал.
Подобные устройства являются универсальными и используются для оценки работоспособности различных электронных приборов.
Характеристический принцип. Техническое состояние системы оценивают по показателю рассогласования выходных диагностических характеристик реальной системы и ее модели с учетом структуры системы в неявном виде при заданных входных параметрах. Заключение о техническом состоянии составляется на основе сравнения показателя рассогласования (отклонения) реальной системы и ее модели(идеальной системы) с допустимым значением отклонения.
В качестве диагностических могут использоваться как статические, так и динамические характеристики объектов. Рассогласование характеристик реального и идеального объектов в зависимости от типа объекта может оцениваться в отдельных точках, или участках, или во всем диапазоне характеристик. Структурная схема алгоритма контроля работоспособности но рассогласованию диагностических характеристик и схема устройства, реализующего подобный алгоритм, показаны на рис. 4.14и 4.15 соответственно.
Устройство оценивает работоспособность объекта диагностирования ОД по динамическим характеристикам и построено по дискретному принципу обработки информации. Работоспособность ОД определяют по отклонениям выходных функций реального и идеального объектов в отдельных точках в соответствующей зоне допустимых значений. Универсальность устройства повышается посредством нормирования выходных характеристик ОД нормализатором H, который приводит характеристики к одному пределу изменения, и шифровки характеристик двоичным кодом в преобразователе напряжения (код ПНК).
Рис. 4.14. Схема алгоритма контроля работоспособности по рассогласованию диагностических характеристик (ДХ) идеального (ИО) и реального (РО) объектов.
Рис 4.15. Структурная схема устройства контроля работоспособности по рассогласованию характеристик
Количество точек отдельной характеристики, в которых осуществляется измерение, и интервал между ними задается программным блоком ПБ. Значения допусков и идеальных характеристик ОД вырабатываются в формирователе эталонов ФЭ, представляющем комбинационную схему, построенную по заданной таблице.
Арифметическим блоком АБ вычисляют значения степени работоспособности где отклонение выходных характеристик в момент времени t; верхний или нижний допуск в зависимости от знака
С АБ значение Ct(t) в последовательном коде поступает на классификатор К, состоящий из регистров сдвигов, для формирования оценки „неработоспособен" по числу Zmax значений характеристик, выходящих за допустимые пределы, и дешифратора, распределяющего результаты по зонам в поле допуска. Результат оценки состояния поступает на регистратор Р и индикатор И. Достоверность оценки состояния ОД повышается за счет блока самоконтроля СК, обеспечивающего проверку устройства подачей таких и , при которых
Основной задачей при построении алгоритмов проверки является получение заключения о техническом состоянии системы (объекта) с минимальной вероятностью ошибки. В одном случае эта задача может решаться из условия минимума вероятности ошибочного решения о нахождении параметров в поле допуска, в другом- минимизацией условного риска (условных потерь при фиксированном входном и выходном сигналах системы), в третьем- оценкой близости характеристик реальной системы и ее модели в заданном интервале по величине, например, максимального, среднего или среднеквадратического отклонения.