Глава 3. эксплуатационная надежность
Классификация отказов
Виды отказов. Основные виды отказов классифицируют по следующим признакам:
характеру изменения параметров объекта - внезапный, постепенный;
связи с отказами других объектов - независимый, зависимый;
стадии возникновения причины отказа - конструкционный, производственный, эксплуатационный;
устойчивости неработоспособности - самоустраняющийся, перемежающийся;
возможности предупреждения отказа - предотвращаемый, непредотвращаемый.
Внезапный (или постепенный) отказ характеризуется скачкообразным (или постепенным) изменениям значений одного или нескольких заданных параметров объекта.
Деление отказов на внезапные и постепенные носит достаточно условный характер и определяется в основном возможностями контроля параметров объекта. Отказ классифицируется как внезапный, если ему не предшествует направленное изменение какого-либо из наблюдаемых эксплуатационных параметров и, значит, практически невозможно прогнозировать время возникновения такого отказа. Постепенному отказу предшествует закономерное изменение заданного эксплуатационного параметра, что позволяет прогнозировать время возникновения отказа. Для ряда элементов постепенные отказы составляют значительную часть всех отказов (табл. 3.1).
Независимый (или зависимый) отказ - отказ объекта, не обусловленный (или обусловленный) отказом другого объекта. Такое разделение отказов позволяет установить зависимость (или независимость) отказа элемента электрической системы (или СЭО) от отказов элементов этой же системы.
Отказы подразделяют на конструкционные, производственные и эксплуатационные, в зависимости от стадии создания или существования объекта, на которой следует провести мероприятия по устранению их причины.
Таблица3.1.
Вероятность появления постепенных и внезапных отказов
Элемент | Отказы, % | |
полупроводниковые приборы трансформаторы, реле резисторы конденсаторы | постепенные 70…80 50…60 20…30 7…10 | внезапные 20…30 40…50 70…80 90…93 |
Конструкционные отказы возникают в результате несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм конструирования объекта.
Производственные отказы возникают в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполняющегося на ремонтном предприятии.
Эксплуатационные отказы возникают в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта.
В СЭО и ЭСА могут возникать отказы, после которых работоспособность самовосстанавливается. Отказы такого типа называются самоустраняющимися. Например, при включении аварийный дизель-генератор (АДГ) может не запуститься после реализации всех трех попыток пуска - отказ системы пуска АДГ, а при повторном включении АДГ запускается - самовосстановилась работоспособность системы пуска АДГ. Самоустраняющийся отказ одного и того же характера может возникать в СЭО и ЭСА несколько раз через относительно короткие интервалы времени. Многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера называется перемежающимся.
В процессе эксплуатации представляется возможным обнаружить и устранить ряд повреждений, которые могли бы привести к отказам (предотвращаемые отказы). Некоторые повреждения СЭО и ЭСА не могут быть обнаружены и в конечном итоге приводят к отказам (непредотвращаемые отказы) (табл. 3.2).
К предотвращаемым отказам относятся в основном постепенные отказы, при которых удается контролировать предшествующее им изменение характеристик СЭО и ЭСА,
К непредотвращаемым отказам относятся те внезапные отказы, статистические закономерности возникновения которых неизвестны.
Таблица 3.2.
Соотношение между предотвращаемыми и непредотвращаемыми отказами элементов
Элемент | Доля отказов, % | |
предотвращаемых | непредотвращаемых | |
Электродвигатели Реле, переключатели Полупроводниковые приборы Резисторы, конденсаторы | 40.. .60 50.. .60 40.. .60 20. . .30 | 40.. .60 40.. .50 40. . .60 70.. .80 |
Следует иметь в виду, что не все постепенные отказы можно предотвратить, так как часто весьма трудно определить медленные изменения параметров ТС различных элементов СЭО и ЭСА. Не все внезапные отказы принадлежат к непредотвращаемым, так как появление некоторых внезапных отказов может быть предсказано на основе изучения статистических закономерностей их возникновения во времени. Например, известно, что время безотказной работы для реле, полупроводниковых приборов подчиняется закону распределения Вейбулла, а для ряда электромеханизмов - нормальному закону распределения.
Совершенствование методов и средств контроля приводит к тому, что все большая часть изменений параметров ТС может быть обнаружена, а значит и предупреждена. В связи с этим деление отказов на предотвращаемые и непредотвращаемые в определенной степени условно и вводится главным образом для оценки эффективности работ по техническому обслуживанию.
Признаки и причины отказов. При отказе объект переходит в неработоспособное состояние, поэтому отказ определяется по признакам этого состояния (выход значений параметров за пределы допуска, нарушение признаков нормальной работы и т. д.), установленным в нормативно-технической документации. Например, отказ судовых ЭСА может произойти в результате:
несрабатывания - выходной сигнал не достигает заданного уровня при подаче на вход соответствующего сигнала;
ложного срабатывания - выходной сигнал достигает заданного уровня при отсутствии соответствующего сигнала на входе;
ухода сигнала - выходной сигнал выходит за допустимые пределы при допустимом сигнале на входе, снижается сопротивление изоляции ниже допустимого уровня, искажается или неустойчив выходной сигнал выше допустимого уровня при соответствующем входном сигнале, контролируемый сигнал измеряется с погрешностью выше допустимой.
Причинами отказов СЭО и ЭСА могут быть нарушения правил и норм, допущенные при конструировании, производстве и технической эксплуатации, а также естественные процессы износа и старения. К последствиям отказа относятся явления, процессы, события и состояния, возникшие при отказе и находящиеся в непосредственной причинной связи с ним. Следует различать отказ элемента объекта (электрической системы) и отказ объекта в целом. При этом возможны случаи, когда отказ элемента будет одновременно означать и отказ объекта и когда отказ элемента не приводит к отказу объекта.
Внезапные отказы СЭО и ЭСА происходят в основном в результате короткого замыкания или обрыва электрической цели (обмоток электрических машин и аппаратов, жил кабеля и приводов, резисторов, конденсаторов, полупроводниковых приборов, электроламп и др.). Общими причинами внезапных отказов СЭО и СЭА являются конструктивные недостатки, низкое качество изготовления, неправильные действия судового обслуживающего персонала.
Постепенные отказы вызываются износом и старением элементов СЭО и ЭСА, особенно изоляции токоведущих частей и подвижных электрических и механических соединений. Старение изоляции, т. е. необратимое изменение структурного и химического состава изоляции, происходит под действием различных эксплуатационных факторов: температуры, влажности, вибрации, электродинамических сил и др. Износ элементов подвижных электрических контактов электрических машин (коллекторов, контактных колец и щеток) вызывается механическим трением, биением рабочих поверхностей, нагревом в контакте и искрением. На износ контактов электрических аппаратов (контакторов, реле и др.) оказывают влияние ток и напряжение, род тока, частота включения, вибрация, окружающая среда и др. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на износ контактов аппаратов, является действие электрической дуги.
Статистические данные показывают, что наиболее частыми причинами отказов вращающихся электрических машин являются нарушения работоспособности изоляции обмоток и подшипников; у электрических аппаратов приблизительно 60°/о отказов приходится на контакты, а остальные 40% распределяется примерно поровну между обмоткой и механической частью. Отказы электрорадиоэлементов, входящих в состав средств автоматизации, распределяются следующим образом: резисторы - 23% всех отказов электрорадиоэлементов средств автоматизации, конденсаторы - 3...6%, элементы с обмотками (трансформаторы, дросселы, катушки индуктивности и др.) - 3...7%, электрические реле и переключатели - 12 %.
Самоустраняющиеся отказы могут возникать вследствие кратковременного воздействия на некоторый элемент (или элементы) устройства или системы внешних помех, а также в результате кратковременного изменения параметров элементов (кратковременное нарушение контактов, подвижных связей и т. п.). После такого отказа объект может длительное время работать нормально.
Самоустраняющиеся и перемежающиеся отказы особенно опасны Для средств автоматизации с ЭВМ и диагностических систем. Установлено, что для цифровой вычислительной техники самоустраняющиеся отказы превышают другие виды отказов в 4. ..6 раз при использовании устройств на электровакуумных приборах и в 10...15 раз - при использовании полупроводниковых устройств.
Самоустраняющийся отказ ЭВМ сопровождается искажением информации при операциях передачи, хранения и обработки, поэтому, если не устранить последствия такого отказа, то задача может оказаться неправильно решенной из-за искажений данных, промежуточных результатов или непосредственно программ. При самоустраняющемся отказе ЭВМ нужно восстанавливать достоверность информации, например, путем повторного пуска программы или ее части; ремонт или регулировка аппаратуры не требуется.
Анализ отказов аппаратуры показывает, что примерно 40...45 % всех отказов происходит из-за ошибок, допущенных при конструировании; 20%- из-за ошибок в процессе производства; 30% - в результате неправильной эксплуатации и 5...10 % - вследствие естественного износа и старения.
Классификация отказов имеет важное значение в практике эксплуатации СЭО и ЭСА, так как способствует правильному определению отказа и его устранению.
Пути повышения надежности
Повышение надежности при проектировании, производстве и эксплуатации.Требуемый уровень надежности СЭО и ЭСА закладывается на этапе проектирования, обеспечивается в процессе производства и поддерживается в процессе эксплуатации.
При проектировании повышение надежности СЭО и ЭСА достигается схемными методами (выбор более простых схем с меньшим количеством элементов и с широкими допусками на параметры и внешние воздействия, применение резервирования и т. п.) и конструктивными методами (применение высоконадежных элементов и оптимизация режимов их работы, обеспечение ремонтопригодности, создание оптимальных условий для обслуживающего персонала и т. п.).
При проектировании имеется некоторая неопределенность относительно реальных внешних условий и режимов, действующих в процессе эксплуатации, вследствие чего спроектированные СЭО и ЭСА могут иметь недостатки, снижающие надежность. Поэтому до внедрения их в серийное производство производится доработка спроектированного и созданного объекта с целью достижения требуемого уровня надежности.
Процесс производства связывает этапы проектирования и эксплуатации СЭО и ЭСА и обеспечивает изготовление поступающих в эксплуатацию СЭО и ЭСА с уровнем надежности, заложенным при проектировании и достигнутым при доработке.
Повышение надежности СЭО и ЭСА в процессе производства достигается за счет совершенствования технологии и внедрения автоматизации производства, предварительной тренировки элементов и систем, улучшения качества контроля выпускаемого СЭО и ЭСА.
В процессе серийного производства и монтажа на судне действуют две основные группы факторов, приводящих к снижению надежности. К первой группе относятся грубые нарушения норм технологического процесса в виде ошибок монтажа, скрытых дефектов в комплектующих элементах, ко второй группе - возможные непредусмотренные изменения заданных свойств, снижающие показатели надежности элементов и материалов.
Дефекты, обусловленные действием первой группы факторов, обнаруживаются относительно просто при полной проверке СЭО и ЭСА на соответствие их параметров требованиям технических условий.
Возможность появления изготовленного СЭО и ЭСА с пониженной надежностью определяется в основном дефектами, обусловленными действием в процессе производства второй группы факторов. Обнаружение таких дефектов во многих случаях связано с необходимостью выработки значительной части ресурса (или с разрушением контролируемых элементов). Для обнаружения дефектов применяется сплошной контроль (проверяются все объекты), если контрольные операции не разрушительны, стоимость и трудоемкость их невелики, и выборочный контроль (проверяется только часть специальным образом отбираемых объектов), если контрольные операции носят разрушающий характер или велики затраты на их реализацию.
Достигнутый в процессе создания СЭО и ЭСА уровень надежности проявляется практически в процессе эксплуатации. На этапе эксплуатации решаются две группы основных задач, связанных с надежностью СЭО и ЭСА.
Первая группа задач связана с поддержанием показателей надежности СЭО и ЭСА в течение заданного времени эксплуатации, а вторая группа - с определением и контролем достигнутого уровня надежности по эксплуатационным данным.
Поддержание показателей надежности СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации осуществляется путем уменьшения отрицательного влияния на надежность объективных (факторов (влияние внешней среды и т. п.) и субъективных (квалификация обслуживающего персонала и т. п.), которые рассматривались ранее.
Влияние на надежность СЭО и ЭСА объективных факторов, обусловленных действием окружающей среды и режимов работы, в основном учитывается при создании СЭО и ЭСА.
Уменьшить отрицательное воздействие субъективных факторов на надежность СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации можно путем повышения квалификации обслуживающего персонала и строгого соблюдения им правил технической эксплуатации, совершенствования организации и технических средств ТО и ремонта.
Квалификация обслуживающего персонала сказывается на всех этапах технической эксплуатации: при ТО, ремонте и техническом использовании. Подготовка обслуживающего персонала имеет важное значение, электротехнический персонал должен хорошо знать СЭО и ЭСА и особенности их эксплуатации в соответствии со своими функциональными обязанностями. С ростом автоматизации влияние квалификации на надежность СЭО и систем уменьшается.
Организация ТО и ремонта должна обеспечивать поддержание уровня надежности СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации с минимальными затратами времени и средств путем оптимального планирования периодичности и объемов работ по ТО и ремонту, обеспечения средствами технической диагностики, своевременного обеспечения запасными элементами и материалами и т. п. Необходимо особо отметить применение средств технической диагностики, позволяющих эффективно решать вопросы, связанные с обнаружением отказа и поиском отказавших элементов.
Отраслевая информационная система по надежности.Сбор и обобщение информации о надежности СЭО и ЭСА в процессе эксплуатации выполняются согласно действующей на морском флоте отраслевой информационной системе по надежности судовых технических средств и конструкций.
Цель отраслевой системы - повышение качества судовых технических средств путем
выбора наиболее надежных изделий и технических решений, отвечающих современным требованиям эксплуатации;
устранения конструктивных недостатков и причин отказов судовых технических средств, выявленных в процессе эксплуатации;
обеспечения эффективной связи между эксплуатирующими предприятиями флота, предприятиями-разработчиками и фирмами-изготовителями судового оборудования для усовершенствования конструкций, сборки и методов контроля;
разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности ТО и ремонта, на снижение трудоемкости и стоимости.
Отраслевая система обеспечивает исходные данные для учета применяемости и степени унификация, оценки и обеспечения качества, оценки и прогнозирования ТС судовых технических средств, а также для контроля за расходом и нормирования запасных частей и совершенствования методов управления технической эксплуатацией.
Функционирование системы обеспечивается без введения дополнительных отчетных форм на основе документов судовой отчетности. Источниками первичной информации являются формуляр судовой (форма ЭД-3 - фактический состав технических средств по каждому судну, основные параметры и количество), технический отчет судна (форма ЭД-5 - основные характеристики работы судна, рейсы, стоянки, данные о ТО технических средств) и рекламационный акт - донесение об отказе (форма ЭД-5.1 - отказы, повреждения, дефекты, конструктивные недостатки технических средств).
Дополнительными источниками первичной информации могут служить судовые журналы, приемные акты судов, формуляры, отчеты об испытаниях судовых технических средств, акты Регистра, акты дефектации, акты инвентаризации, акты об агрегатном ремонте технических средств, планы-графики работ по ТО, ремонтные ведомости.
Головной организацией на морском флоте по сбору и обобщению информации о надежности является ЦНИИМФ, который выполняет функции координационного центра по надежности, осуществляет координацию и научно-методическое руководство в отрасли работами по качеству и надежности судовых технических средств, ведет накопление и обработку эксплуатационной информации, выпуск обобщенных материалов, контроль и оценку качества технических средств.
Собирают информацию о надежности на судах в процессе их технической эксплуатации.
Администрацией судна ФС передается в ЦНИИМФ в течение шести месяцев после приемки судна. В дальнейшем пароходство передает в ЦНИИМФ сведения из ТОС (форма ЭД-5) об изменениях характеристик судовых технических средств (СТС) для внесения их в ФС. Один экземпляр РАДО пароходство непосредственно направляет в ЦНИИМФ.
С дополнительными источниками информации представители ЦНИИМФ регулярно знакомятся непосредственно на судах, в пароходствах или при получении документов во временное пользование.
На основании сведений РАДО и судовых учетных документов ответственные по заведованиям на судах выявляют наименее надежные элементы, характерные отказы и повреждения, устанавливают рациональные режимы работы и ТО, обеспечивая оптимальный уровень надежности СТС и судна в целом; составляют обоснованные заявки на запасные части и ремонтные работы.
Службы судового хозяйства на основании обобщения и анализа поступившей информации выявляют изделия и технические решения, снижающие надежность СТС и судов и влияющие на организацию технической эксплуатации и трудоемкость ТО; разрабатывают мероприятия по улучшению организации технической эксплуатации конкретных видов СТС с учетом фактического уровня надежности и условий эксплуатации; разрабатывают обоснованные заявки на запасные части в масштабе пароходства с учетом их фактического расхода и уровня надежности СТС.
Определение показателей надежности на основе информации пароходств проводится в головной организации с использованием ЭВМ.
На основе анализа и обобщения результатов обработки информации ЦНИИМФ разрабатывает: технические требования по повышению надежности СТС, находящихся в эксплуатации, и к показателям надежности вновь создаваемых СТС; нормативно-методические документы по качеству и надежности и по определению экономической эффективности повышения надежности; рекомендации по совершенствованию технической эксплуатации СТС. Кроме этого, ЦНИИМФ рассматривает нормативно-технические документы на СТС, ограничивает или запрещает применение на судах изделий, отрицательно зарекомендовавших себя в эксплуатации, предъявляет поставщикам СТС обоснованные претензии к качеству и требования по повышению надежности.
Таким образом, отраслевая система сбора и обобщения информации о надежности оказывает влияние на ее повышение путем своевременного получения достоверной информации о показателях надежности СТС, выявления наименее надежных элементов и технических решений, разработки рекомендаций по повышению надежности и требований к показателям надежности.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику понятий: качество, надежность, живучесть, повреждение, отказ, дефект и неисправность.
2 По каким признакам производится классификация отказов СЭО и ЭСА?
3. Назовите параметры основных законов распределения случайных величин.
4. Какие единичные и комплексные показатели используются для количественной оценки надежности СЭО и ЭСА?
5. Как производится выбор номенклатуры и значений нормируемых показателей надежности?
6. Как учитывается влияние условий эксплуатации на показатели надежности СЭО и ЭСА в практических расчетах?
7. Поясните последовательность обработки эксплуатационных данных при оценке показателей надежности СЭО и ЭСА.
8. В каких случаях и почему целесообразно применять для расчета надежности электрических систем методы декомпозиции, табличный, логиковероятностный и логико-статистический?
9. Какие способы резервирования элементов в электрической системе наиболее эффективны?
10.Расскажите о назначении одиночного, группового и ремонтного комплектов ЗИП.
11.Как обеспечивается требуемый уровень надежности СЭО и ЭСА?
12.С помощью метода гипотез получите формулы для расчета вероятности безотказной работы для цепи из последовательно (параллельно) соединенных контактов.
13.Поясните особенности расчета показателей надежности программного обеспечения.
14. Какие расчетные соотношения используются для оценки показателей надежности активно отказоустойчивых ЭС?
Глава 3. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ
3.1. Основные понятия и определения
Основные понятия и определения в области надежности, используемые в пауке, технике и производстве, установлены применительно к техническому объекту (объекту), под которым в зависимости от подробности рассмотрения понимаются изделия, системы или элементы систем. В частности, под объектом может пониматься как СЭЭС в целом, так и конкретные СЭО, ЭСА или их элементы.
Объект обладает качеством, т.е. совокупностью свойств, обусловливающих его способность выполнять определенные функции в соответствии с назначением. Одним из свойств этой совокупности является надежность.
Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации состоит из сочетаний свойств:
безотказности (свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки);
долговечности (свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе ТО и ремонта);
ремонтопригодности (свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонтов);
сохраняемости (свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования).
От понятия надежность следует отличать понятие живучесть - такое свойство объекта, которое характеризует его способность сохранять во времени значения всех требуемых параметров при наличии воздействий (пожар, затопление, взрыв и т. п.), не предусмотренных нормальными условиями эксплуатации.
Живучесть системы как способность выполнять свои основные функции при неблагоприятных воздействиях внешней среды, предполагает возможность распределения основных функций элементов системы, вышедших из строя, между резервными элементами, либо перераспределением функций отказавших элементов между нормально функционирующими основными элементами.
К параметрам, характеризующим способность выполнять СЭО требуемые функции, могут относиться ток, напряжение, частота, сопротивление изоляции, температура нагрева, световой поток и т. п. С течением времени в процессе эксплуатации значения этих параметров могут изменяться, и СЭО будет переходить из исправного состояния в другие технические состояния. Если изменения параметров превышают допустимые пределы, то СЭО переходит в неработоспособное состояние.
Переход СЭО из одного состояния в другое обычно происходит вследствие повреждения или отказа.
Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.
При повреждении работоспособность объекта сохраняется, по повреждение может со временем перерасти в отказ, и тогда будет нарушено и работоспособное состояние. Например, царапина на изоляции обмотки электрической машины может сначала не нарушать работоспособность машины, но через определенное время под действием загрязнения, влаги и других факторов в этом месте может произойти замыкание обмотки, приводящее к отказу электрической машины.
Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. Критерием отказа являются признак или совокупность признаков неработоспособного состояния.
Наряду с понятиями повреждение и отказ в надежности и технической диагностике используются понятия дефект и неисправность.
Дефект - это каждое отдельное несоответствие объекта установленным требованиям. Если есть дефект, то по меньшей мере один из показателей качества или параметров объекта вышел за предельное значение или не выполняется одно из требований нормативной документации. Термин дефект в основном применяется при контроле качества продукции (объекта) на стадии изготовления, а также при ремонте, например, при дефектации СЭО и ЭСА, составлении ведомостей дефектов и контроле качества отремонтированного СЭО.
Дефект может быть конструктивный (при несоответствии требованиям технического задания или правилам разработки объекта) и производственный (при несоответствии требованиям нормативной документации на изготовление и поставку объекта). Примеры дефектов - выход размера детали за пределы допуска, неправильная сборка или регулировка аппарата, царапина на защитном покрытии и др.
Термин неисправность, означающий нахождение объекта в неисправном состоянии, применяется при использовании, хранении и транспортировании определенных объектов (изделий). Находясь в неисправном состоянии объект имеет один или несколько дефектов. Термин неисправность в отличие от термина дефект распространяется не на всякие объекты, так, не называют неисправностями недопустимые отклонения параметров материалов, топлива, химических продуктов.
Следует отметить, что отказ объекта может возникнуть в результате наличия одного или нескольких дефектов, но появление дефектов не всегда означает, что возник отказ. Таким образом, дефект, как и неисправность, в зависимости от их влияния на техническое состояние объекта может означать и повреждение, и отказ.
Уровень технического состояния СЭО и СА (рис, 3.1) снижается в результате воздействия эксплуатационных факторов, приводящих к повреждению, отказу и переходу в предельное состояние из-за неустранимого нарушения требований безопасности, снижения эффективности эксплуатации, морального старения и других факторов. Повышают уровень технического состояния путем проведения ТО и ремонта.
Электрооборудование может быть ремонтируемыми или неремонтируемыми в зависимости от возможности восстановления их ресурса путем ремонта, что обусловливается конструкцией и обеспечивается при разработке и изготовлении СЭО и ЭСА. Ремонтируемым (или неремонтируемым) является СЭО, для которого проведение ремонтов предусмотрено (или не предусмотрено) в нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Ремонтируемые СЭО и ЭСА л зависимости от особенностей или этапов эксплуатации могут быть восстанавливаемыми или восстанавливаемыми объектами.
Рис. 3.1. Схема основных переходов Рис. 3.2 Схема классификации объектов
технических состояний.1-повреждение,
2-отказ, 3- моральное старение,
нарушение требований техники безопасности и др.
Восстанавливаемым (или невосстанавливаемым) считается объект, для которого в рассматриваемой ситуации проведение восстановления работоспособного состояния предусмотрено (или не предусмотрено) в нормативно-технической и (или) конструктивной документации. Неремонтируемые СЭО и ЭСА всегда невосстанавливаемые (рис. 3.2). Так, тиристор, диод, электролампа всегда неремонтируемые невосстанавливаемые объекты, а генераторы, электродвигатели, трансформаторы, являющиеся ремонтируемыми объектами, могут быть восстанавливаемыми или невосстанавливаемыми в зависимости от возможности устранения отказа в конкретной ситуации, например в период автономного плавания судна.
Наработка - продолжительность или объем работы объекта. Она может измеряться в единицах времени или объема выполненной работы (объем, масса, площадь и т. д.). Наработка до отказа, т. е. от начала эксплуатации объекта до возникновения первого отказа рассматривается как для неремонтируемого, так и для ремонтируемого (восстанавливаемого) СЭО. Наработка между отказами, т. е. от окончания восстановления работоспособного состояния объекта, после отказа до возникновения следующего отказа, относится только к восстанавливаемому СЭО.
Технический ресурс (ресурс) - наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние. Для неремонтируемого СЭО ресурс совпадает с продолжительностью пребывания в работоспособном состоянии в режиме применения по назначению до возникновения отказа. Для ремонтируемого СЭО, отсчет ресурса возобновляется по окончании капитального ремонта, позволяющего восстанавливать ресурс. Полный ресурс отсчитывается от начала эксплуатации объекта до его перехода в предельное состояние, соответствующего окончательному прекращению эксплуатации.
Срок службы - календарная продолжительность от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние. Срок службы измеряется в единицах времени.
Срок сохраняемости - календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования объекта, в течение которой и после которой сохраняются значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в установленных пределах. Различаются срок сохраняемости до ввода в эксплуатацию и срок сохраняемости в период эксплуатации (при перерывах и работе). В последнем случае срок
сохраняемости входит составной частью в срок службы.
Количественной характеристикой одного или нескольких свойств, составляющих надежность объекта, является показатель надежности. Он может быть единичным (характеризующим одно из свойств, составляющих надежность объекта) и комплексным (характеризующим несколько свойств, составляющих надежность объекта).
Численное значение показателей надежности может изменяться в зависимости от условий эксплуатации объекта, стадии его существования. При нормировании значений показателей надежности в документации регламентируются конкретные условия определения и контроля этих показателей.
Классификация отказов
Виды отказов. Основные виды отказов классифицируют по следующим признакам:
характеру изменения параметров объекта - внезапный, постепенный;
связи с отказами других объектов - независимый, зависимый;
стадии возникновения причины отказа - конструкционный, производственный, эксплуатационный;
устойчивости неработоспособности - самоустраняющийся, перемежающийся;
возможности предупреждения отказа - предотвращаемый, непредотвращаемый.
Внезапный (или постепенный) отказ характеризуется скачкообразным (или постепенным) изменениям значений одного или нескольких заданных параметров объекта.
Деление отказов на внезапные и постепенные носит достаточно условный характер и определяется в основном возможностями контроля параметров объекта. Отказ классифицируется как внезапный, если ему не предшествует направленное изменение какого-либо из наблюдаемых эксплуатационных параметров и, значит, практически невозможно прогнозировать время возникновения такого отказа. Постепенному отказу предшествует закономерное изменение заданного эксплуатационного параметра, что позволяет прогнозировать время возникновения отказа. Для ряда элементов постепенные отказы составляют значительную часть всех отказов (табл. 3.1).
Независимый (или зависимый) отказ - отказ объекта, не обусловленный (или обусловленный) отказом другого объекта. Такое разделение отказов позволяет установить зависимость (или независимость) отказа элемента электрической системы (или СЭО) от отказов элементов этой же системы.
Отказы подразделяют на конструкционные, производственные и эксплуатационные, в зависимости от стадии создания или существования объекта, на которой следует провести мероприятия по устранению их причины.
Таблица3.1.
Вероятность появления постепенных и внезапных отказов
Элемент | Отказы, % | |
полупроводниковые приборы трансформаторы, реле резисторы конденсаторы | постепенные 70…80 50…60 20…30 7…10 | внезапные 20…30 40…50 70…80 90…93 |
Конструкционные отказы возникают в результате несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм конструирования объекта.
Производственные отказы возникают в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполняющегося на ремонтном предприятии.
Эксплуатационные отказы возникают в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта.
В СЭО и ЭСА могут возникать отказы, после которых работоспособность самовосстанавливается. Отказы такого типа называются самоустраняющимися. Например, при включении аварийный дизель-генератор (АДГ) может не запуститься после реализации всех трех попыток пуска - отказ системы пуска АДГ, а при повторном включении АДГ запускается - самовосстановилась работоспособность системы пуска АДГ. Самоустраняющийся отказ одного и того же характера может возникать в СЭО и ЭСА несколько раз через относительно короткие интервалы времени. Многократно возникающий самоустраняющий<