Ликвидация аварий, связанных с исчезновением напряжения на шинах, повреждением шин
21.1Шины электростанции или подстанции или одна из секций этих шин могут оказаться без напряжения вследствие следующих основных причин:
а)короткого замыкания на шинах или на присоединениях к ним (на участках от шин до выключателя включительно);
б)короткого замыкания на отходящей линии (кабеле) и отказа защиты или выключателя на поврежденной линии (кабеле) и последующей работе УРОВ;
в)неполнофазного отключения выключателя блока или линии и работы УРОВ;
г)неправильной работы защиты шин;
д)отключения питающих линий, от которых односторонне питались погашенные шины;
е)действия ПА (АЧР, ДАРН, САОН и т.п.).
21.2Основным методом ликвидации аварий на шинах станций и подстанций является автоматическая (от АПВ шин или АВР) подача напряжения на шины толчком, а при отсутствии или отказе этих устройств – подача напряжения вручную.
21.3Подача напряжения на шины электростанций и подстанций, от которых нет отходящих транзитных ВЛ, производится толчком при включенном положении тех выключателей, которые при исчезновении напряжения не отключились.
Подача напряжения на шины электростанций и подстанций, от которых отходят транзитные ВЛ, производится от одной из транзитных ВЛ, на которой имеется напряжение, при отключенных выключателях остальных транзитных ВЛ. Включение остальных транзитных ВЛ производится в соответствии с разделом «ликвидация аварии на линиях» настоящей инструкции.
Подачу напряжения на шины генераторного напряжения и собственных нужд следует по возможности производить от источников питания через реактивность (трансформатор, секционный реактор и т.д.).
21.4Если при подаче напряжения на шины толчком амперметр присоединения, через которое подается напряжение, указывает на короткое замыкание (бросок стрелки амперметра до упора и резкое снижение напряжения, дым, гул, взрыв, огонь), выключатель этого присоединения нужно немедленно отключить, не ожидая действия защиты. Если нет признаков, что короткое замыкание произошло в РУ, должны быть отключены все оставшиеся включенными выключатели присоединений, и напряжение должно быть подано только на шины. Необходимо иметь в виду, что при успешной подаче напряжения на шины толчком, на амперметре присоединения, через которое подается напряжение, возможен бросок стрелки, обусловленный самозапуском двигателей потребителей; поэтому надо учитывать, что основным признаком короткого замыкания является резкое понижение напряжения одновременно с броском тока.
21.5При отсутствии связи с диспетчером включение транзитных ВЛ дежурным персоналом электростанций и подстанций производится самостоятельно в соответствии с Порядком включения после успешного опробования подачей напряжения на обесточившуюся систему шин (секцию) и восстановления питания потребителей, питающихся по тупиковым связям.
21.6Если обесточение шин произошло от ДЗШ, а АПВ (АВР) шин были успешными, дежурный персонал с уведомления и разрешения вышестоящего диспетчера, в чьем оперативном ведении находятся шины, должен произвести осмотр шин и оборудования присоединений, входящих в зону действия ДЗШ (шинных разъединителей, выключателей, трансформаторов тока, напряжения, разрядников) и о результатах осмотра доложить этому диспетчеру.
21.7В случае обесточения системы шин (секции) от действия ДЗШ с нарушением электроснабжения потребителей или собственных нужд, или потерей значительной генерирующей мощности при отсутствии АПВ (АВР) шин или отказе его в действии дежурный персонал энергообъекта должен немедленно самостоятельно подать напряжение на обесточенные шины толчком без их осмотра.
Данное указание не распространяется на тот случай, когда в распредустройстве производятся ремонтные работы или переключения или действие ДЗШ сопровождалось действием УРОВ.
При обесточении одновременно обеих систем шин (секций) необходимо предварительно отключить шиносоединительный (секционный) выключатель и произвести поочередное опробование каждой системы шин (секций).
21.8В случае обесточения системы шин (секции) от действия ДЗШ, вызвавшего обесточение или значительную потерю генерирующей мощности, а АПВ (АВР) шин или ручное опробование шин было неуспешным, оперативно-диспетчерский персонал обязан по согласованию с диспетчером, в чьем оперативном ведении они находятся, произвести осмотр шин и оборудования присоединений, входящих в зону действия ДЗШ (шинных разъединителей, выключателей, трансформаторов тока и напряжения, разрядников и т. д.).
В случае повреждения шин следует отключить шинные разъединители присоединений с поврежденной системы шин, перевести присоединения на резервную или другую рабочую систему шин и доложить о выполненных операциях диспетчеру, в чьем оперативном ведении находятся шины. В некоторых случаях (если от погашенных шин питаются потребители, не терпящие перерыва энергоснабжения, а восстановление транзита осуществляется через эти шины) для ускорения подачи напряжения потребителям, питающимся по тупиковым схемам, целесообразно подключить на неповрежденную систему шин только тупиковые линии или трансформаторы с источником питания, дать по ним напряжение потребителям, а затем с разрешения вышестоящего оперативного лица заняться переключением транзитных линий и трансформаторов, связывающих электросети различных напряжений.
В случае повреждения какого-либо элемента присоединения, входящего в зону действия ДЗШ, необходимо отключить его разъединители и ввести в работу обесточенную систему шин.
21.9Если от действия ДЗШ произошло обесточение шин, не вызвавшее обесточение потребителей и прекращение питания собственных нужд, а потеря генерирующей мощности допустима по режиму энергосистемы, оперативно-диспетчерский персонал обязан с разрешения диспетчера произвести осмотр обесточенных шин независимо от того, отсутствовало или было неуспешным АПВ (АВР) шин. В случае обнаружения при осмотре поврежденных элементов эти элементы, а при невозможности – вся система (секция) шин выводится в аварийный ремонт.
21.10При обесточении шин от действия УРОВ в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений следует попытаться отключить отказавший выключатель дистанционно ключом управления или аварийной кнопкой. Если выключатель не отключается, то с разрешения вышестоящего оперативного лица необходимо с нарушением блокировки отключить линейные и шинные разъединители отказавшего в отключении выключателя, подать напряжение на шины, потребителям, питавшимся по тупиковым линиям, и на собственные нужды, замкнуть в транзит отключившиеся линии и трансформаторы, синхронизировать отключившиеся генераторы, находящиеся на холостом ходу или работающие с нагрузкой собственных нужд, подготовить к пуску отключившиеся генераторы, т.е. восстановить нормальную схему шин без поврежденного присоединения или с переводом его на обходной выключатель.
Следует иметь в виду, что обесточение шин может произойти от действия УРОВ и при затяжке времени отключения выключателя присоединения, на котором произошло КЗ. В этом случае:
а)при неуспешном АПВ (АВР) шин или отказе его в действии, если при этом нарушается электроснабжение потребителей или собственных нужд энергообъекта, теряется значительная генерирующая мощность, дежурный персонал должен немедленно подать напряжение на обесточенные шины толчком без их осмотра, убедившись предварительно, что выключатели всех присоединений отключены. В случае успешного ручного опробования шин, дежурный персонал должен по сработавшим устройствам РЗА и ОМП определить присоединение с затяжкой времени отключения выключателя, разобрать схему дефектного выключателя разъединителями, восстановить нормальную схему РУ без присоединения с неисправным выключателем. После восстановления нормальной схемы РУ определить предполагаемое место КЗ на присоединении с дефектным выключателем и вывести в ремонт это присоединение и дефектный выключатель.
б)при успешном АПВ (АВР) шин дежурный персонал должен определить место самоустранившегося КЗ, организовать его осмотр, вывести в ремонт дефектный выключатель.
21.11Если обесточение системы шин (секций) или обеих систем шин (секций) произошло при отсутствии (отказе) ДЗШ и УРОВ (а на электростанциях - выключатели трансформаторов связи, блоков генератор-трансформатор отключились при этом от максимальных защит, что могло быть вызвано повреждением как на самих шинах, так и на одном из присоединений т.к. при к.з. на СШ и недействии ДЗШ или при к.з. на присоединении и отказе выключателя этого присоединения и отказе УРОВ обесточении этой СШ произойдет за счет отключения выключателей присоединений на противоположной стороне ПС) , дежурный персонал должен осмотреть панели защит.
Если по работе защит и другим признакам определено неотключившееся короткое замыкание на одном из присоединений, необходимо попытаться отключить отказавший выключатель ключом или аварийной кнопкой с места, а при невозможности отключения отказавшего выключателя с разрешения диспетчера необходимо отключить все выключатели обесточенной системы шин (секции), разобрать схему дефектного выключателя разъединителями и принять напряжение на шины.
При отсутствии у дежурного персонала возможности принять напряжение на обесточенные шины (нет напряжения на транзитных ВЛ), он должен доложить об этом диспетчеру и действовать по его указанию.
Если по анализу работы защит неясен характер повреждения, то при обесточении потребителей или собственных нужд, или потере большой генерирующей мощности необходимо с разрешения вышестоящего диспетчера произвести разделение систем шин (секций) отключением ШСВ (секционного выключателя) и поставить обесточенные шины под напряжение толчком.
При отсутствии погашения потребителей или собственных нужд и при условии, что потеря генерирующей мощности допустима по режиму энергосистемы, перед опробованием систем шин напряжением производится их осмотр.
При повреждении системы шин необходимо отключить от нее все выключатели и действовать по указанию вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала.
21.12В случае обесточения системы шин от действия защиты трансформатора (автотрансформатора) от внутренних повреждений (газовой, дифференциальной, отсечки) в схемах, где трансформаторы (автотрансформаторы) включаются на шины жестко без выключателя через разъединитель, следует предварительно отключить разъединитель трансформатора (автотрансформатора), а затем выключателем линии поставить под напряжение шины и включить остальные выключатели обесточившейся системы шин.