Вопрос 1 «Диагностирование судовых синхронных генераторов»
ЛЕКЦИЯ №6
Тема: «Диагностирование источников электроэнергии».
Вопрос 1 «Диагностирование судовых синхронных генераторов»
На судах морского флота в качестве основных источников электроэнергии используются 3-х фазные синхронные генераторы (СГ) с самовозбуждением отечественного производства напряжением 400 В и 230 В, частотой электрического тока f = 50 Гц и с частотой вращения ротора n, равной частоте вращения магнитного потока статора n1, и определяемой числом пар полюсов р ротора из ряда:
n = n1 = 60f /p = 3000 / p = 3000; 1500; 600; 500 об/мин,
а также иностранного производства напряжением 450 В и 400 В частотой электрического тока f = 60 Гц с частотой вращения из ряда:
n = n1 = 60f /p = 3600 / p = 3600; 1800; 1200; 900; 720; 600 об/мин.
Основными элементами СГ являются: статор, ротор, обмотки статора и ротора, подшипники, система охлаждения, система возбуждения и система автоматического регулирования напряжения.
Системы возбуждения судовых СГ могут быть трех видов: с возбудителем постоянного тока, с питанием обмотки возбуждения от обмотки статора, с возбудителем переменного тока.
В системе возбуждения с возбудителем переменного тока в бесщеточных СГ обмотка возбуждения LG получает питание через выпрямитель VS от возбудителя в виде обращенного синхронного генератора, у которого обмотка переменного тока Е располагается на роторе, а обмотка возбуждения LE на статоре (рис.7.2). Управление напряжением бесщеточного СГ, как правило, осуществляется изменением тока в LE.
Рис.7.2.
Бесщёточный СГ может быть выполнен с самовозбуждением (рис.7.2а) или с подвозбудителемG1 (рис.7.2б).
При самовозбуждении обмотка возбуждения LE получает питание через выпрямитель V1 от возбудителя через устройство N, управляемое регулятором AVR и обеспечивающее получение необходимого напряжения для питания обмотки LE и поддержания напряжения СГ при изменении тока нагрузки.
В СГ с подвозбудителемG1 регулирование тока возбуждения СГ осуществляется изменением тока возбуждения возбудителя с помощью управляемого выпрямителя V1. Обмотка возбуждения LE возбудителя питается от подвозбудителяG1.
Начальное возбуждение в бесщеточных СГ обеспечивается за счет остаточного намагничивания статора возбудителя, создающего на его зажимах небольшое напряжение, что обуславливает протекание тока в обмотке LG при вращении СГ даже при отключенном возбуждении.
Опыт эксплуатации показывает, что СГ бесщеточной конструкции имеет существенные преимущества по сравнению с СГ с кольцами и щетками в части надежности и трудозатрат на техническое обслуживание и ремонт. Поэтому в настоящее время на судах морского флота наибольшее применение в качестве генераторов судовых электростанций находят бесщеточные СГ.
В табл.1. приведены основные характеристики выпускаемых в настоящее время АО «Электросила» синхронных генераторов для судовых электроэнергетических установок при частоте электрического тока f = 50 Гц.
Таблица 1.
Тип генератора | Мощность, кВт | Напряжение, В | Частота вращения, об/мин | Коэффициент мощности | КПД, % | Масса, кг |
БСГ-500-6 ОМ4 | 0,8 | 94,0 | ||||
БСГ-800-6 ОМ4 | 94,7 | |||||
БСГ-1000-6 ОМ4 | 95,0 | |||||
СБГ-800-750 ОМ4 | 94,4 | |||||
СБГ-1600-1500 ОМ4 | 95,0 | |||||
СБГ-800-750 ОМ4 | 95,0 | |||||
ГСБ-630-1500 ОМ4 | 93,0 | |||||
ГС-168 | 95,0 | |||||
ГМ-2000/1-2 ОМ4 | 95,0 | |||||
ГСС-2000-750М ОМ4 | 0,8 | 96,1 |
ЛЕКЦИЯ №6
Тема: «Диагностирование источников электроэнергии».
Вопрос 1 «Диагностирование судовых синхронных генераторов»
На судах морского флота в качестве основных источников электроэнергии используются 3-х фазные синхронные генераторы (СГ) с самовозбуждением отечественного производства напряжением 400 В и 230 В, частотой электрического тока f = 50 Гц и с частотой вращения ротора n, равной частоте вращения магнитного потока статора n1, и определяемой числом пар полюсов р ротора из ряда:
n = n1 = 60f /p = 3000 / p = 3000; 1500; 600; 500 об/мин,
а также иностранного производства напряжением 450 В и 400 В частотой электрического тока f = 60 Гц с частотой вращения из ряда:
n = n1 = 60f /p = 3600 / p = 3600; 1800; 1200; 900; 720; 600 об/мин.
Основными элементами СГ являются: статор, ротор, обмотки статора и ротора, подшипники, система охлаждения, система возбуждения и система автоматического регулирования напряжения.
Системы возбуждения судовых СГ могут быть трех видов: с возбудителем постоянного тока, с питанием обмотки возбуждения от обмотки статора, с возбудителем переменного тока.
В системе возбуждения с возбудителем переменного тока в бесщеточных СГ обмотка возбуждения LG получает питание через выпрямитель VS от возбудителя в виде обращенного синхронного генератора, у которого обмотка переменного тока Е располагается на роторе, а обмотка возбуждения LE на статоре (рис.7.2). Управление напряжением бесщеточного СГ, как правило, осуществляется изменением тока в LE.
Рис.7.2.
Бесщёточный СГ может быть выполнен с самовозбуждением (рис.7.2а) или с подвозбудителемG1 (рис.7.2б).
При самовозбуждении обмотка возбуждения LE получает питание через выпрямитель V1 от возбудителя через устройство N, управляемое регулятором AVR и обеспечивающее получение необходимого напряжения для питания обмотки LE и поддержания напряжения СГ при изменении тока нагрузки.
В СГ с подвозбудителемG1 регулирование тока возбуждения СГ осуществляется изменением тока возбуждения возбудителя с помощью управляемого выпрямителя V1. Обмотка возбуждения LE возбудителя питается от подвозбудителяG1.
Начальное возбуждение в бесщеточных СГ обеспечивается за счет остаточного намагничивания статора возбудителя, создающего на его зажимах небольшое напряжение, что обуславливает протекание тока в обмотке LG при вращении СГ даже при отключенном возбуждении.
Опыт эксплуатации показывает, что СГ бесщеточной конструкции имеет существенные преимущества по сравнению с СГ с кольцами и щетками в части надежности и трудозатрат на техническое обслуживание и ремонт. Поэтому в настоящее время на судах морского флота наибольшее применение в качестве генераторов судовых электростанций находят бесщеточные СГ.
В табл.1. приведены основные характеристики выпускаемых в настоящее время АО «Электросила» синхронных генераторов для судовых электроэнергетических установок при частоте электрического тока f = 50 Гц.
Таблица 1.
Тип генератора | Мощность, кВт | Напряжение, В | Частота вращения, об/мин | Коэффициент мощности | КПД, % | Масса, кг |
БСГ-500-6 ОМ4 | 0,8 | 94,0 | ||||
БСГ-800-6 ОМ4 | 94,7 | |||||
БСГ-1000-6 ОМ4 | 95,0 | |||||
СБГ-800-750 ОМ4 | 94,4 | |||||
СБГ-1600-1500 ОМ4 | 95,0 | |||||
СБГ-800-750 ОМ4 | 95,0 | |||||
ГСБ-630-1500 ОМ4 | 93,0 | |||||
ГС-168 | 95,0 | |||||
ГМ-2000/1-2 ОМ4 | 95,0 | |||||
ГСС-2000-750М ОМ4 | 0,8 | 96,1 |