Электротехнический персонал обязан пройти обучение с последующей проверкой знаний в следующих случаях.

Оплата труда водителя.

Трудовая заработная плата водителя складывается из часовой тарифной ставки (63,77 руб/час) и премиальные доплаты, исходящей из тарифной ставки (в %):

- малоопытность (или третий класс) 5 %.

- второй класс 10 %.

- первый класс 25 %.

- за разрывной график работы 10 – 15 %.

- ночная оплата 40 % (за один час).

- за вредность 4 %.

- за выходные и праздничные 100 %.

- за сверхурочно 100 %.

- кондукторские 5 – 15 %.

- за регулярность движения 30 %.

- районный коэффициент 15 %.

Охрана труда – создание на предприятии здоровых и безопасных условий труда в процессе трудовой деятельности.

Такие условия обеспечиваются:

. социально-экономическими.

. организационно-техническими.

. санитарно-гигиеническими.

. правовыми.

. реабилитационными.

Органы надзора – структура имеющая полномочия контролировать соблюдения законодательства в сфере охраны труда.

К ним относят:

- Трудовая инспекция.

- Ростехнадзор.

- Санпеденстанция.

- Пожарная охрана.

- Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения (ГИБДД).

- Министерство Гражданской обороны (ГО) и Черезвучайных ситуаций (ЧС).

- Прокуратура.

Инструкции по ОТ и ТБ.

Разработаны такие инструкции на основе территориальных норм и стандартов и пересматриваются они каждые пять лет. На таких документах ставится подписи лиц ответственных за ОТ, утверждается руководителем предприятия и ставится гербовая печать. Так же эти инструкции пересматриваются и чаще в случаях если:

- произошел несчастный случай на производстве.

- поступило новое оборудование, или произошла модернизация старого.

- появились новые нормативы и стандарты.

- при проверки были выявлены нарушение ОТ и ТБ.

- Правила уточняются и дополняются в зависимости от условий местного производства или труда. Все изменения в правила вносятся по приказам или распоряжениям и доводятся до сведения всех рабочих по данной профессии.

Требования к персоналу.

К эксплуатации электроустановок допускаются лица:

1. Достигшие возраста 18 лет, а для работы водителем 21 года.

2. Прошедшие медицинскую комиссию.

3. Прошедшие теоретическое и практическое обучение и подтвердившие свои знания сдачей квалификационных экзаменов.

4. Прошедшие стажировку на рабочем месте в объёме не менее 12 – 14 рабочих смен.

Допуск к самостоятельной работе разрешается только после выхода приказа по депо о принятии в качестве водителя, заверенной подписью руководителя данного предприятия. В дальнейшем медицинское переосвидетельствование водитель обязан проходить через каждые 2 года.

Электротехнический персонал обязан пройти обучение с последующей проверкой знаний в следующих случаях.

1. При приёме на работу.

2. При выявлении нарушений правил или инструкций по охране труда (ОТ) и требований безопасности (ТБ).

3. При переводе на другое место работы.

4. При перерыве в работе по специальности свыше одного года.

Во всех этих случаях после теоретического курса, персонал должен пройти практическое обучение и стажировку на рабочем месте с опытным наставником и сдать экзамены.

Электротехнический персонал в процессе работы обязан проходить периодические проверки знаний.

1. Очередная проверка. Проводится один раз в год у персонала непосредственно работающего на электрических установках или выполняющего ремонтно-наладочные работы на них. У руководителей и специалистов, несвязанных с эксплуатацией электрических установок, проводится один раз в три года.

2. Внеочередная проверка. Проводится со всеми категориями рабочих, в следующих случаях:

- при выявлении нарушений правил ОТ и ТБ.

- при внесении изменений в правила и инструкции по ОТ и ТБ.

- по требованию проверяющего инспектора.

3. Повторная проверка. Назначается работнику в случае получения неудовлетворительной оценки при сдаче очередной проверки. Проводится неранее чем через две недели и непозднее одного месяца, со дня последней проверки. Работник не сдавший повторную проверку переводится на другую работу или увольняется. Результаты проверок заносятся в специальный журнал и ставится отметка в удостоверении сотрудника.

Действия удостоверения может быть продлено, без проверки знаний по электробезопасности (ЭБ) на один месяц, в следующих случаях.

1. Окончание срока действия удостоверения приходится на время отпуска работника или заболевания, подтверждённое больничным листом.

2. Работник не прошел очередную проверку и готовится к повторной.

Виды инструктажей.

1. «Вводный». Его проходят все работники поступающие на работу.

2. «Первичный». Инструктаж на рабочем месте проводится при оформлении на самостоятельную работу после

окончание учебы водителем наставником.

3. «Повторный». Проходят все сотрудники независимо от стажа и квалификации раз в 3 месяца. Проводится

водителем наставником.

4. «Внеплановый». Проводится при поступлении новых инструкций, новой техники или технологии, а также при грубых нарушениях техники безопасности, повлекшие тяжелые травмы или смерть.

5. «Целевой». Проводится при переводе на другую работу, отличается от основной (временная), а также с группами людей, привлекаемыми на субботники, на экскурсию, либо со студентами – практикантами. Инструктажи заносятся в специальные журналы, где ставятся подписи инструктируемого и инструктирующего.

Правила электробезопасности (ПЭБ).

Электрический ток опасен для человека, величина тока опасная для жизни зависит от рода тока. Бывает постоянный и переменный, при этом переменный более опасный и чем выше чистота переменного тока тем он опаснее.

Сила тока опасно для жизни:

- При постоянном токе свыше 50 мА

- При переменном токе свыше 10 мА

- Смертельная сила тока свыше 100 мА.

Напряжение опасная для жизни зависит как от рода тока так и от категории помещения в которой эксплуатируется электроустановка:

В помещениях без повышенной опасности величина напряжения опасного для жизни состоит:

- для постоянного тока более 100 В

- для переменного тока более 50 В

В помещениях с повышенной опасностью либо особых опасных более 12 В.

Шаговое напряжения.

Возникает в случае падения на землю контактного провода, либо оголенного электрического провода, который находился под напряжением. В этом случае происходит «растекание» электрического тока по поверхности земли на расстоянии 8 – 10 метров, при чём с удалением от места падения источника опасность воздействия тока снижается. У человека который идет или стоит расставив ноги одна ступня заряжается на плюс другая на минус. При этом ток начинает проходить из одной ноги в другую, вызывая сокращение мышц. Чем шире шаг тем более сильным будет воздействия тока. Выходить в этом случае из опасной зоны следует плотно прижав ноги друг другу и не отрывать их от земли.

Если человек упал в опасной зоне, то запрещено пытаться вставать, опираясь рукой или ногой о землю, так как в этом случае электрический ток начинает проходить через жизненно важные органы.

Если человек в сознании он должен плотно прижать руки к туловищу, а ноги между собой и выкатываться из опасной зоны.

Требования к электроустановкам.

Действующей установкой называется электроустановка которая:

1. В данный момент времени находится под напряжением.

2. Может быть включена в любой момент.

3. Имеет автономный источник питания.

На все действие электроустановки распространяется Правила ТБ потребителей.

Основные требования к действующим электроустановкам предъявляются к изоляции токоведущих частей. Изоляция защищает людей, от поражения электротоком, от токов утечки и предотвращает возникновение пожаров. Сопротивление изоляции между любыми проводниками должно быть не менее 1 МОМ в силовых цепях и 0,5 МОМ в низковольтных цепях. Проверяется мегоометром неизолированные провода разрешается использовать только в качестве контактных, при усилении расположения их на высоте не менее 3,5 метра, где они будут недоступны людям.

Токоведущими называются те части электроустановки, которые в норме находятся под напряжением (контакты, шунты, провода, клеммы, катушки).

Нетоковедущими называются те части электроустановки, которые могут оказаться под напряжением при неисправности изоляции, короткого замыкания (корпус, каркас, приводы).

Все работы на электроустановках делятся на две категории:

1. Работы с полным снятием напряжения. Это такие работы при которых со всех токоведущих частей снято напряжение и нет незапертого входа в электроустановку находящимся под напряжением.

2. Работы без снятия напряжения. Такие работы требуют технических и организационных мероприятий предотвращающих возможность приближение к токоведущим частям ближе чем на 60 см при использовании защитных средств и приспособлений.

Плакаты по безопасности.

Для обеспечения безопасности в проведение работ используются специальные плакаты, они делятся:

1. Предупреждающие. Устанавливается на входах в закрытую рабочую электроустановку, для безопасности вывешиваются плакаты Стой высокое напряжение. Под напряжением опасно для жизни.

2. Запрещающие. Вывешивается при подготовки рабочего места, для отключеных электроустановоках для исключений их ошибочного включения (Не включать работают люди, токоприемники не ставить работают люди).

3. Указательные. Вывешиваются на месте производство работ, при выполнении всех необходимых требований по обеспечению их безопасности (Заземлено, обесточено).

4.Предписывающие. Вывешивается на подготовленном участке для производства работ (Работать здесь).

Защитное заземление.

Заземление – это преднамеренное электрическое соединение с землей металлических нетоковедущих частей электроучастки, которые могут оказаться под напряжением при неисправности.

В установленных до 1000 В сопротивление заземление кабеля не должно превышать 40 метров, что в 500 раз меньше чем сопротивление тела человека.

Принцип заземления основан на том, что электрический ток всегда идет по пути наименьшего сопротивления, поэтому проходит через тело человека, а по заземленному кабелю в землю.

В электроустановках заземлению подлежат:

1. Корпуса электромашин.

2. Приводы электромашин.

3. Каркасы расположенных шкафов или шейков.

4. Металлические конструкции связанные с установкой электрооборудования.

5. Металлические корпуса переносных и передвижных электроустановок.

Требования к переносному заземлению.

1. Заземляющий кабель выполняется из многожильного медного провода, сечением не менее 35 мм2 в изоляционной оплетке.

2. На концах кабеля должны быть зажимы для его надежного закрепления.

Переносной заземлитель всегда с начало подключают к контору земли и потом к оборудованию.

Защитные средства.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) на электроустановках защищают персонал от поражения:

1. Электрическим током.

2. Электрической дугой и продуктами её горения.

3. Электромагнитных и статических полей.

Все защитные средства делятся на основные и дополнительные. Основными защитными средствами называют средства, которые надёжно выдерживают рабочее напряжение электроустановкой, и в них можно прикасаться к токоведущим частям электроустановка находится под напряжением. Для работы в электроустановки до 1000 В предназначены следующие основные средства защиты.

1. Диэлектрические перчатки. Используются один раз в шесть месяцев

2. Изоляционные клещи, штанги. указатели напряжения. Используются один раз в год.

3. Монтерский инструмент с изоляционными рукоятками. Используется раз в год.

Дополнительными средства изоляционными защитами (СИЗ) – такие защитные средства, которые сами по себе не могут защитить от рабочего напряжения и поэтому применяется только в качестве дополнения к основным. (Способны обеспечить защиту от шагового напряжения).

1. Диэлектрические галоши. Используются раз в год.

2. Диэлектрические коврики и изоляционные подставки. Используются раз в два года.

3. Диэлектрические боты. Используются раз в три года.

Требования к средствам изоляционной защиты(СИЗ).

Диэлектрические перчатки являются основными защитными средствами, используются раз в шесть месяцев, после этого ставится штамп с указанием:

1. Номинальное напряжения при которой они выполняют свои функции

2. Даты последнего дня исполнения данной пары.

Водитель обязан проверять выданного ему пару перчаток.

1. При пополнении экипировки на складе

2. Вначале и в конце каждой смены

3. Перед каждом исполнении

4. Перед сдачей на склад

Запрещается использовать диэлектрические перчатки если:

1.Закончился срок их годности

2. Перчатки снимают механические повреждения (порезы, разрывы).

3. Проверка производится закатывание перчатки от манжеты к пальцам или надуванием.

Нельзя использовать перчатки грязные, мокрые, замазанные.

4. Запрещается использовать если длина перчаток менее 35 см.

Монтерские инструменты с изолированными рукоятками при использовании может оказаться под напряжением поэтому основные требования предъявляются к его изолированным рукояткам, проверка, которая производится раз в год.

1. Рукоятки должны быть изготовлены из твердых пород дерева или нехрупкой пластмассы. Деревянные рукоятки должны иметь покрытия из влагостойкого материала.

2. Поверхность этих рукояток делается рефленной во избежание со скальзования она не должна иметь сколов, трещин и заусенец.

3. Длина рукояток не должна быть менее 10 см

4. Вместе перехода на металлические рукоятка должна иметь упор высотой менее 1 см.

5. Металлические части должны плотно входить в рукоятки.

Указатели напряжения.

Используется для проверки отсутствия напряжения на обесточенной электроустановки. Испытание проводится раз в год. Перед использованием, работу указатели напряжения с начало проверяют на заведомо исправной и работающей электроустановке. Если звенит звонок, горит лампа значит он исправен и его можно использовать.

Условия хранения и транспортировки средства изоляционной защиты должны быть такими, чтобы обеспечить их сохранность и пригодность к использованию без предварительной подготовки.

Поэтому изолированные клещи и штанги, а также указатели напряжений хранят в специальных пеналах и чехлах в местах защитных от пыли и влаги.

Резиновые защитные средства должны храниться в шкафах отдельно от слесарного инструмента. При этом они должны быть защищены от воздействия солнечного света, пыли, влаги, нагревательных приборов, а также ГСМ.

Только диэлектрических перчатках водитель троллейбуса должен выполнить:

1. Снятие и постановка токоприемников

2. Замена предохранителей

Кроме дежурных диэлектрические перчаток водитель обеспечивается парой хлопчатобумажных рукавиц (выдаются на два месяца) и сигнальным жилетом (новый на 18 месяцев, а б/у - 6).

Требования ТБ к веревкам токопроводов и действия водителя по обеспечению их сохранности.

Веревки не должны иметь надрывов, потертостей и мест наращивания токопроводящими материалами. Они должны надежно крепиться к кольцам, которые в свою очередь должны легко перемещаться по всей длине штанги.

Исправность веревок водитель проверяет при приемке троллейбуса, после установки токоприемников на контактные провода, водитель обязан аккуратно уложить веревки на крыше (заправить), после чего закрыть на крышевой лестнице. Во время движения следует контролировать их положение и не допускать их сползание, свешивание, падение на землю и наматывание на колесо.

Кроме того следует необходимо следить, чтобы веревки не попадали и не зажимались крышевыми люками. Все работы с веревками проводятся только в диэлектрических перчатках.

Порядок смены ПП на линии.

При перегорании предохранителя водитель, выполнив пункты:

1. Остановиться, поставить троллейбус на стояночный тормоз и включить аварийную сигнализацию.

2. Предупредить пассажиров, чтобы все оставались на своих местах и не выходили из троллейбуса.

3. Отключить все низковольтные и силовые цепи, АВ, рукоятку реверсивную поставить на «0»и снять ее

положив в карман жилета.

4. Надеть сигнальный жилет и взять с собой хлопчатно-бумажные рукавицы и диэлектрические перчатки.

5. Выйти из кабины, закрыв дверь кабины.

6. При необходимости поставить под колеса башмаки взять их собой также как и знак авто остановки.

7. Выйти из троллейбуса держась за поручни. Запрещается спрыгивать с нижней подножки.

8. Двигаясь по проезжей части необходимо следить за двигающимся транспортом и соблюдать меры

безопасности.

Выйти и снять штанги, при замене высоковольтных ПП выключаются все силовые цепи, а при замене низковольтные ПП отключают АКБ и ту цепь, в которой производится замена только в диэлектрических перчатках.

Оплата труда водителя.

Трудовая заработная плата водителя складывается из часовой тарифной ставки (63,77 руб/час) и премиальные доплаты, исходящей из тарифной ставки (в %):

- малоопытность (или третий класс) 5 %.

- второй класс 10 %.

- первый класс 25 %.

- за разрывной график работы 10 – 15 %.

- ночная оплата 40 % (за один час).

- за вредность 4 %.

- за выходные и праздничные 100 %.

- за сверхурочно 100 %.

- кондукторские 5 – 15 %.

- за регулярность движения 30 %.

- районный коэффициент 15 %.

Охрана труда – создание на предприятии здоровых и безопасных условий труда в процессе трудовой деятельности.

Такие условия обеспечиваются:

. социально-экономическими.

. организационно-техническими.

. санитарно-гигиеническими.

. правовыми.

. реабилитационными.

Органы надзора – структура имеющая полномочия контролировать соблюдения законодательства в сфере охраны труда.

К ним относят:

- Трудовая инспекция.

- Ростехнадзор.

- Санпеденстанция.

- Пожарная охрана.

- Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения (ГИБДД).

- Министерство Гражданской обороны (ГО) и Черезвучайных ситуаций (ЧС).

- Прокуратура.

Инструкции по ОТ и ТБ.

Разработаны такие инструкции на основе территориальных норм и стандартов и пересматриваются они каждые пять лет. На таких документах ставится подписи лиц ответственных за ОТ, утверждается руководителем предприятия и ставится гербовая печать. Так же эти инструкции пересматриваются и чаще в случаях если:

- произошел несчастный случай на производстве.

- поступило новое оборудование, или произошла модернизация старого.

- появились новые нормативы и стандарты.

- при проверки были выявлены нарушение ОТ и ТБ.

- Правила уточняются и дополняются в зависимости от условий местного производства или труда. Все изменения в правила вносятся по приказам или распоряжениям и доводятся до сведения всех рабочих по данной профессии.

Требования к персоналу.

К эксплуатации электроустановок допускаются лица:

1. Достигшие возраста 18 лет, а для работы водителем 21 года.

2. Прошедшие медицинскую комиссию.

3. Прошедшие теоретическое и практическое обучение и подтвердившие свои знания сдачей квалификационных экзаменов.

4. Прошедшие стажировку на рабочем месте в объёме не менее 12 – 14 рабочих смен.

Допуск к самостоятельной работе разрешается только после выхода приказа по депо о принятии в качестве водителя, заверенной подписью руководителя данного предприятия. В дальнейшем медицинское переосвидетельствование водитель обязан проходить через каждые 2 года.

Электротехнический персонал обязан пройти обучение с последующей проверкой знаний в следующих случаях.

1. При приёме на работу.

2. При выявлении нарушений правил или инструкций по охране труда (ОТ) и требований безопасности (ТБ).

3. При переводе на другое место работы.

4. При перерыве в работе по специальности свыше одного года.

Во всех этих случаях после теоретического курса, персонал должен пройти практическое обучение и стажировку на рабочем месте с опытным наставником и сдать экзамены.

Наши рекомендации