Специальные средства отладчика

В операционной системе DOS можно использовать DEBUG для ввода команд Ассемблера так же, как и команд машинного языка. На практике можно пользоваться обоими методами.

Команда A

Команда отладчика A (Assemble) переводит DEBUG в режим приема команд Ассемблера и перевода их в машинные коды.

Команда U

Команда отладчика U (Unassemble) показывает машинные коды для команд Ассемблера. Необходимо сообщить отладчику адреса первой и последней команды, которые необходимо просмотреть

Ввод программы обычно используется на языке Ассемблера, когда машинный код неизвестен, а ввод в машинном коде — для изменения программы во время выполнения. Однако в действительности программа DEBUG предназначена для отладки программ.

Сохранение программы из отладчика

Можно использовать DEBUG для сохранения программ на диске в следующих случаях:

1. После загрузки программы в память машины и ее модификации необходимо сохранить измененный вариант. Для этого следует:

uзагрузить программу по ее имени: DEBUG n:имя файла [Enter]

uпросмотреть программу с помощью команды D и ввести изменения по команде E

uзаписать измененную программу: W [Enter]

2. Необходимо с помощью DEBUG написать небольшую по объему программу и сохранить ее на диске. Для этого следует:

uвызвать отладчик DEBUG

uс помощью команд A (assemble) и E (enter) написать программу

uприсвоить программе имя: N имя файла.COM [Enter].

Тип программы должен быть COM — так как только программист знает, где действительно кончается его программа, указать отладчику длину программы в байтах.

uзапросить регистр CX командой: R CX [Enter] — отладчик выдаст на этот запрос CX 0000 (нулевое значение)

uуказать длину программы — 6

uзаписать измененную программу: W [Enter]

В обоих случаях DEBUG выдает сообщение «Writing nnnn bytes» (Запись nnnn байтов). В случае, если nnnn равно 0, то произошла ошибка при вводе длины программы, и необходимо повторить запись cнова.

Важно: Отладчик DOS DEBUG это средство, полезное для отладки ассемблерных программ. Однако следует быть осторожным с ее использованием, особенно для команды E (ввод). Ввод данных в неправильные адреса памяти или ввод некорректных данных могут привести к непредсказуемым результатам.

На экране в этом случае могут появиться «странные» символы, клавиатура заблокирована или даже DOS прервет DEBUG и перезагрузит себя с диска. Какие-либо серьезные повреждения вряд ли произойдут, но возможны некоторые неожиданности, а также потеря данных, которые вводились при работе с отладчиком.

В случае, если данные, введенные в сегмент данных или сегмент кодов, оказались некорректными, следует, вновь используя команду E, исправить их. Однако, можно не заметить ошибки и начать трассиpовку программы. Но и здесь возможно еще использовать команду E для изменений. В случае, если необходимо начать выполнение с первой команды, то следует установить в регистре командного указателя (IP) значение 0100.

Введите команду R (register) и требуемый регистр в следующем виде:

R IP [Enter]

Отладчик выдаст на экран содержимое регистра IP и перейдет в ожидание ввода. Здесь следует ввести значение 0100 и нажать для проверки результата команду R (без IP). Отладчик выдаст содержимое регистров, флагов и первую выполняемую команду. Теперь можно, используя команду T, вновь выполнить трассировку программы.

В случае, если ваша программа выполняет какие-либо подсчеты, то возможно потребуется очистка некоторых областей памяти и регистров. Но yбедитесь в сохранении содержимого регистров CS, DS, SP и SS, которые имеют специфическое назначение.

Лекция 14.
Макросредства

Простое макроопределение

Для каждой закодированной команды Ассемблер генерирует одну команду на машинном языке. Но для каждого закодированного оператора компиляторного языка Pascal или C генерируется один или более (чаще много) команд машинного языка. В этом отношении можно считать, что компиляторный язык состоит из макрооператоров.

Ассемблер MASM также имеет макросредства, но макросы здесь определяются программистом. Для этого задается имя макроса, директива MACRO, различные ассемблерные команды, которые должен генерировать данный макрос и для завершения макроопределения — директива MEND. Затем в любом месте программы, где необходимо выполнение определенных в макрокоманде команд, достаточно закодировать имя макроса. В результате Ассемблер сгенерирует необходимые команды.

Использование макрокоманд позволяет:

uупростить и сократить исходный текст программы;

uсделать программу более понятной;

uуменьшить число возможных ошибок кодирования.

Примерами макрокоманд могут быть операции ввода-вывода, связанные с инициализацией регистров и выполнения прерываний преобразования ASCII и двоичного форматов данных, арифметические операции над длинными полями, обработка строковых данных, деление с помощью вычитания.

Макроопределение должно находиться до определения сегмента.

Директива MACRO указывает Ассемблеру, что следующие команды до директивы ENDM являются частью макроопределения.

Директива ENDM завершает макроопределение. Команды между директивами MACRO и ENDM составляют тело макроопределения.

Имена, на которые имеются ссылки в макроопределении должны быть определены где-нибудь в другом месте программы.

Макрокоманда INIT1 может использоваться в кодовом сегменте там, где необходимо инициализировать регистры. Когда Ассемблер анализирует команду INIT1, он сначала просматривает таблицу мнемокодов и, не обнаружив там соответствующего элемента, проверяет макрокоманды. Так как программа содержит определение макрокоманды INIT1 Ассемблер подставляет тело макроопределения, генерируя необходимые команды — макрорасширение.

Программа использует рассматриваемую макрокоманду только один раз, хотя имеются другие макрокоманды, предназначенные на любое число применений и для таких макрокоманд Ассемблер генерирует одинаковые макрорасширения.

Наши рекомендации