Одно- и многопроходный Ассемблер
Мы показали, что в двухпроходном Ассемблере на 1-м проходе осуществляется определение имен, а на втором — генерация кода.
Можно ли построить однопроходный Ассемблер? Трудность состоит в том, что в программе имя может появиться в поле операнда команды прежде, чем это имя появится в поле метки/имени, и Ассемблер не может преобразовать это имя в адресное выражение, та как еще на знает его значение. Как решить эту проблему?
Запретить ссылки вперед. Имя должно появляться в поле операнда только после того, как оно было определено как метка при команде или данных или через директиву EQU. В этом случае построить Ассемблер легко, но накладываются ограничения, стесняющие действия программиста.
Если объектный модуль сохраняется в объектной памяти, то Ассемблер может отложить формирование кода для операнда — неопределенного имени и вернуться к нему, когда имя будет определено. При появлении в поле операнда команды неопределенного имени поле операнда не формируется (заполняется нулями). Таблица символов расширяется полями: признаком определенного/неопределенного имени, и указателем на список адресов в объектном модуле, по которым требуется модификация поля операнда.
При появлении имени в поле операнда Ассемблер ищет имя в таблице символов. Если имя найдено и помечено как определенное, Ассемблер транслирует его в адресное выражение, как и при 2-проходном режиме. Если имя не найдено, Ассемблер заносит имя в таблицу символов, помечает его неопределенным и создает первый элемент связанного с именем списка, в который заносит адрес в объектном модуле операнда данной команды. Если имя найдено, но помечено как определенное, Ассемблер добавляет в список, связанный с данным именем, адрес в объектном модуле операнда данной команды.
При появлении имени в поле метки команды или директивы Ассемблер определяет значение имени и ищет его в таблице символов. Если имя не найдено, Ассемблер добавляет имя в таблицу и помечает его как определенное. Если имя найдено и помечено как определенное, Ассемблер выдает сообщение об ошибке (неуникальное имя). Если имя найдено, но помечено как определенное, Ассемблер обрабатывает связанный с данным именем список: для каждого элемента списка по хранящемуся в нем адресу в объектном модуле записывается значение имени. После обработки список уничтожается, значение имени сохраняется в таблице символов и имя помечается как определенное.
После окончания прохода Ассемблер проверяет таблицу символов: если в ней остались неопределенные имена, выдается сообщение об ошибке.
Если объектный модуль выводится в файл по мере его формирования, алгоритм работы Ассемблера очень похож на предыдущий случай. Ассемблер не может при определении имени исправить уже сформированные и выведенные в файл операнды, но вместо этого он формирует новую запись объектного модуля, исправляющую старую. При загрузке будет сначала загружена в память запись с пустым полем операнда, но затем на ее место — запись с правильным полем операнда.
Для чего может понадобиться многопроходный Ассемблер? Единственная необходимость во многих проходах может возникнуть, если в директиве EQU разрешены ссылки вперед. Мы упоминали выше, что имя в директиве EQU может определяться через другое имя. В одно- или двухпроходном Ассемблере это другое имя должно быть обязательно определено в программе выше. В многопроходном Ассемблере оно может быть определено и ниже. На первом проходе происходит определение имен и составление таблицы символов, но некоторые имена остаются неопределенными. На втором проходе определяются имена, не определившиеся во время предыдущего прохода. Второй проход повторяется до тех пор, пока не будут определены все имена (или не выяснится, что какие-то имена определить невозможно). На последнем проходе генерируется объектный код.
Лекция 11.
Логика и организация программы
Команда JMP
Большинство программ содержат ряд циклов, в которых несколько команд повторяются до достижения определенного требования, и различные проверки, определяющие, какие из нескольких действий следует выполнять. Обычным требованием является проверка — должна ли программа завершить выполнение.
Эти требования включают передачу управления по адресу команды, которая не находится непосредственно за выполняемой в текущий момент командой. Передача управления может осуществляться вперед для выполнения новой группы команд или назад для повторения уже выполненных команд.
Некоторые команды могут передавать управление, изменяя нормальную последовательность шагов непосредственной модификацией значения смещения в командном указателе. Ниже приведены четыре способа передачи управления:
Безусловный переход
JMP
Цикл:
LOOP
Условный переход:
J nnn (больше,меньше,равно)
Вызов процедуры:
CALL
Заметим, что имеется три типа адресов: SHORT, NEAR и FAR. Адресация SHORT используется при циклах, условных пеpеходах и некоторых безусловных переходах. Адресация NEAR и FAR используется для вызовов процедур (CALL) и безусловных переходов, которые не квалифицируются , как SHORT. Все три типа передачи управления воздействуют на содержимое регистра IP; тип FAR также изменяет регистр CS.
Одной из команд обычно используемых для передачи управления является команда JMP. Эта команда выполняет безусловный переход, то есть, обеспечивает передачу управления при любых обстоятельствах.
Команда LOOP
Команда JMP реализует бесконечный цикл. Но более вероятно подпрограмма должна выполнять определенное число циклов. Команда LOOP, которая служит для этой цели, использует начальное значение в регистре CX. В каждом цикле команда LOOP автоматически уменьшает содержимое регистра CX на 1. Пока значение в CX не равно нулю, управление передается по адресу, указанному в операнде, и если в CX будет 0, управление переходит на следующую после LOOP команду.
Аналогично команде JMP, операнд команды LOOP определяет расстояние от конца команды LOOP до адреса метки, которое прибавляется к содержимому командного указателя. Для команды LOOP это расстояние должно быть в пределах от -128 до +127 байт. В случае, если операнд превышает эти границы, то Ассемблер выдаст сообщение:
«Relative jump out of range» (превышены границы перехода)
Для проверки команды LOOP рекомендуется изменить соответствующим образом программу, выполнить ее ассемблирование, компоновку и преобразование в COM-файл. Для трассировки всех циклов используйте отладчик DEBUG. Когда в значение регистре CX уменьшится до нуля, содержимое регистpов AX, BX и DX будет соответственно шест. 000B, 0042 и 0400. Для выхода из отладчика введите команду Q.
Дополнительно существует две разновидности команды LOOP — это LOOPE (или LOOPZ) и LOOPNE (или LOOPNZ). Обе команды также уменьшают значение регистра CX на 1. Команда LOOPE передает управление по адресу операнда, если регистр CX имеет ненулевое значение и флаг нуля установлен (ZF=1). Команда LOOPNE передает управление по адресу операнда, если регистр CX имеет ненулевое значение и флаг нуля сброшен (ZF=0).
Флаговый регистр
Флаговый регистр содержит 16 бит флагов, которые управляются различными командами для индикации состояния операции. Во всех случаях флаги сохраняют свое значение до тех пор, пока другая команда не изменит его. Флаговый регистр содержит следующие девять используемых бит (звездочками отмечены неиспользуемые биты):
Номер бита: 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Флаг: * * * * O D I T S Z * A * P * C
Рассмотрим эти флаги в последовательности справа налево.