В лаборатории электромеханики

До начала работы студенты обязаны изучить правила техники безопасности при работе с электроустановками. Об изучении правил техники безопасности и получении инструктажа студенты расписываются в специальном журнале. Студенты, не изучившие правила техники безопасности и не прошедшие инструктаж, к выполнению лабораторных работ не допускаются.

Учебная группа (или подгруппа) разбивается на бригады, число которых указывается преподавателем, а состав бригад комплектуется студентами на добровольных началах. Список группы (подгруппы), разбитой на бригады, староста предоставляет преподавателю, ведущему лабораторные занятия.

Каждая из бригад выполняет лабораторную работу в соответствии с графиком, находящемся в лаборатории.

Перед каждым занятием студент обязан подготовиться к выполнению лабораторной работы по данному методическому пособию и рекомендуемой литературе. Перед началом работы преподаватель проверяет знания студентов по содержанию выполняемой работы. Плохо подготовленные студенты к выполнению лабораторной работы не допускаются.

Работая в лаборатории, необходимо соблюдать следующие правила:

К выполнению лабораторной работы следует приступать только после полного уяснения ее содержания и получения допуска к ней.

2. Начинать работу следует с ознакомления с приборами и оборудованием, применяемыми в данной работе.

3. На лабораторном столе должны находиться только предметы, необходимые для выполнения данной работы.

4. Расположение аппаратуры на рабочем столе должно быть таким, чтобы схема соединений получилась наиболее простой, наглядной и работа с аппаратурой была удобной.

5. Желательно, чтобы схему собирал один из членов бригады, а другие контролировали.

6. При сборке сложных схем следует вначале соединить главную, последовательную цепь, начиная сборку от одного зажима источника тока и заканчивая на другом, а затем уже подключить параллельные цепи.

7. После того как схема будет собрана, необходимо убедиться в правильной установке движков реостатов, автотрансформаторов и рукояток других регу­лирующих устройств.

8. Собранная схема обязательно должна быть проверена преподавателем или старшим лаборантом и только с их разрешения может быть включена под напряжение.

9. При включении схемы особое внимание следует обратить на показания амперметров и других измерительных приборов. В случае резкого движения стрелки амперметра к концу шкалы схему необходимо немедленно отключить от источника напряжения.

10. Необходимо бережно относиться к аппаратуре, используемой в работе. Обо всех замеченных неисправностях или повреждениях студент должен немедленно сообщить преподавателю или лаборанту.

11. После выполнения работы студент обязан не разбирая схемы показать полученные данные преподавателю. Если результаты измерений верны, то преподаватель их подписывает. Эксперимент с неправильными результатами следует повторить.

12. Схему следует разбирать только после ее отключения от сети.

Правила техники безопасности при

выполнении лабораторных работ

1. Категорически запрещается:

- трогать руками оголенные провода и части приборов, находящиеся под

напряжением, даже если оно невелико;

- производить изменения в схеме при подключенном источнике питания;

- заменять или брать оборудование или приборы с других рабочих мест

без разрешения преподавателя или лаборанта;

- отходить от приборов и машин, находящихся под напряжением или оставлять схему под напряжением при обработке результатов измерений;

- перегружать приборы током или напряжением, превышающим номинальное значение.

Проверку наличия подаваемого к схеме или элементам схемы напряжения необходимо производить только контрольной лампочкой или вольтметром, соблюдая правила техники безопасности.

При работе в лаборатории следует строго соблюдать меры предосторожности, так как электрический ток, проходящий через тело человека, величинойв 0,025 А уже является опасным для жизни.

Лабораторные работы по теме:

«Исследование трансформатора»

Цель работ: освоить методику определения коэффициента трансформации трансформатора, методику проведения опыта холостого хода, опыта короткого замыкания, определения группы соединения обмоток трехфазного трансформатора, условий параллельной работы трансформаторов.

Краткие сведения из теории

Трансформатор - это статический электромагнитный аппарат, предназначенный для преобразования переменного тока одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения при неизменной частоте.

Так как электрическая энергия на пути от источника до потребителя несколько раз трансформируется, то установленная мощность всех трансформаторов в несколько раз превышает суммарную мощность всех источников электроэнергии.

По назначению трансформаторы подразделяются на силовые, сварочные и измерительные, по конструкции - на стержневые и броневые.

По числу фаз трансформаторы подразделяются на однофазные и трехфазные, а по способу охлаждения - на сухие и масляные.

Простейший однофазный трансформатор состоит из двух основных частей: магнитопровода (сердечника) и обмоток. Сердечник набирается из листов электротехнической стали толщиной 0,5мм, с обеих сторон покрытых электротехническим лаком для уменьшения потерь в стали на вихревые токи. Кроме того, электротехническая сталь имеет повышенное удельное сопротивление и малые потери на гистерезис. Сердечник служит для усиления электромагнитной связи между обмотками.

На сердечнике располагаются обмотки. Обмотка, подключаемая к питающей сети, называется первичной, а обмотка, к которой подключаются потребители переменного тока, называется вторичной обмоткой (рис. 1).

Если к первичной обмотке, имеющей число витков w1 подвести переменное напряжение u1=U1msinωt, то по ней начнет протекать ток i1, который будет отставать от u1на 90º, этот ток создаст в сердечнике переменный магнитный поток, также изменяющийся по синусоидальному закону В лаборатории электромеханики - student2.ru.

В лаборатории электромеханики - student2.ru

Рис. 1. Схема трансформатора

Магнитный поток, замыкаясь по сердечнику, будет наводить в первичной и вторичной обмотках э.д.с., пропорциональные числам витков:

В лаборатории электромеханики - student2.ru В лаборатории электромеханики - student2.ru .

Действующие значения этих э.д.с. будут равны:

В лаборатории электромеханики - student2.ru В лаборатории электромеханики - student2.ru

Отношение этих э.д.с. называется коэффициентом трансформации:

В лаборатории электромеханики - student2.ru .

Если U2 > U1, то трансформатор повышающий, а если U2 < U1 – то понижающий. В паспорте трансформатора указывается обычно не коэффициент трансформации, а отношение высшего напряжения к низшему.

При построении векторных диаграмм напряжений и токов трансформатора могут возникнуть затруднения с выбором масштаба напряжений первичной и вторичной обмоток, т.к. U1 = кU2, а диаграммы должны быть в одном масштабе. Поэтому вместо реального трансформатора обычно рассматривают так называемый приведенный трансформатор, у которого одна обмотка (обычно вторичная) приведена к другой, т.е. её параметры пересчитаны таким образом, чтобы это не отразилось на энергетических процессах в трансформаторе. Приведенное напряжение и другие параметры вторичной обмотки обозначаются В лаборатории электромеханики - student2.ru В лаборатории электромеханики - student2.ru В лаборатории электромеханики - student2.ru В лаборатории электромеханики - student2.ru В лаборатории электромеханики - student2.ru

Если В лаборатории электромеханики - student2.ru и В лаборатории электромеханики - student2.ru , то ток В лаборатории электромеханики - student2.ru определится из условия постоянства потокосцеплений В лаборатории электромеханики - student2.ru , откуда

В лаборатории электромеханики - student2.ru .

Аналогично, приведенное сопротивление В лаборатории электромеханики - student2.ru определяется из равенства потерь мощности во вторичной обмотке до приведения и после приведения:

В лаборатории электромеханики - student2.ru ,

откуда В лаборатории электромеханики - student2.ru .

Аналогично, В лаборатории электромеханики - student2.ru и В лаборатории электромеханики - student2.ru .

Сумма В лаборатории электромеханики - student2.ru называется активным сопротивлением короткого замыкания, а В лаборатории электромеханики - student2.ru - индуктивным сопротивлением короткого замыкания и В лаборатории электромеханики - student2.ru - полным сопротивлением короткого замыкания.

Режим работы, при котором вторичная обмотка разомкнута, т.е. нагрузка трансформатора отсутствует, называется режимом холостого хода. При этом магнитный поток создается намагничивающей силой первичной обмотки: В лаборатории электромеханики - student2.ru ,

где I0 – ток холостого хода.

Величина намагничивающей силы Fо является постоянной и зависит от размеров и материала сердечника.

Режим работы, при котором во вторичную обмотку включена нагрузка, называется рабочим режимом или режимом нагрузки. При работе в режиме нагрузки каждая из обмоток трансформатора создает свою намагничивающую силу, причем намагничивающая сила вторичной обмотки будет направлена навстречу намагничивающей силе первичной обмотки:

В лаборатории электромеханики - student2.ru или В лаборатории электромеханики - student2.ru .

Таким образом, магнитный поток, создаваемый вторичной обмоткой, размагничивает магнитный поток, созданный первичной обмоткой. Так как магнитный поток трансформатора по величине постоянен, то намагничивающая сила первичной обмотки увеличивается только на такую величину, чтобы геометрическая сумма В лаборатории электромеханики - student2.ru и В лаборатории электромеханики - student2.ru оставалась практически постоянной. Следовательно, при увеличении тока во вторичной обмотке ток первичной обмотки увеличивается настолько, чтобы намагничивающая сила В лаборатории электромеханики - student2.ru поддерживалась постоянной. При увеличении нагрузки трансформатора напряжение вторичной обмотки снижается на величину В лаборатории электромеханики - student2.ru которое у малых трансформаторов может быть определено путем испытаний под нагрузкой трансформатора и непосредственным измерением В лаборатории электромеханики - student2.ru. Трансформатор большой мощности нагрузить и испытать под нагрузкой очень сложно и неэкономично, поэтому для них В лаборатории электромеханики - student2.ruопределяют расчетным путем. Нагрузка трансформатора может быть чисто активной (освещение), при которой cos φ2 = 1, 0, и смешанной – активно-индуктивной (R-L) или активно-емкостной (R-С), при которых cos φ2 < 1,0. Зависимость напряжения вторичной обмотки от тока нагрузки, т.е. U2=f (I2), при постоянном по величине напряжении первичной обмотки U1 и постоянном значении коэффициента мощности cos φ2, называется внешней характеристикой трансформатора (рис. 2).

Напряжение на вторичной обмотке при холостом ходе, т.е. при I2 = 0, называется номинальным напряжением. При нагрузке напряжение будет изменяться на величину В лаборатории электромеханики - student2.ru:

В лаборатории электромеханики - student2.ru .

В лаборатории электромеханики - student2.ru В лаборатории электромеханики - student2.ru

Рис.2. Внешняя характеристика трансформатора

Для определения величины В лаборатории электромеханики - student2.ru расчетным путем необходимо выполнить два опыта: опыт холостого хода и опыт короткого замыкания.

Опыт холостого хода выполняется для определения номинального напряжения вторичной обмотки U2H , тока холостого хода I0 и потерь мощности холостого хода Р0. Так как при холостом ходе ток I2 = 0 , а ток I1 = I0 и составляет несколько процентов от тока I, то потери в обмотке при холостом ходе малы и можно считать, что потери холостого хода – это потери в стали сердечника.

Опыт короткого замыкания, при котором вторичная обмотка замкнута накоротко (zН = 0), выполняется при пониженном напряжении U1КН . При этом напряжение повышается от нуля до значения U1КН , при котором ток замкнутой накоротко вторичной обмотки равен номинальному току I. Так как это напряжение составляет несколько процентов от номинального, то и магнитный поток, пропорциональный напряжению, очень мал и потерями в стали можно пренебречь и считать, что потери при опыте короткого замыкания – это потери в меди обмоток трансформатора.

Зная U1КН и потери РКН можно определить zК , rК , xК :

В лаборатории электромеханики - student2.ru ; В лаборатории электромеханики - student2.ru ; В лаборатории электромеханики - student2.ru ,

где В лаборатории электромеханики - student2.ru и В лаборатории электромеханики - student2.ru - активное и реактивное сопротивления короткого замыкания.

Изменение напряжения под нагрузкой В лаборатории электромеханики - student2.ru можно определить по формуле:

В лаборатории электромеханики - student2.ru ,

где В лаборатории электромеханики - student2.ru - активная составляющая напряжения короткого замыкания;

В лаборатории электромеханики - student2.ru - реактивная составляющая напряжения короткого замыкания;

В лаборатории электромеханики - student2.ru - коэффициент нагрузки трансформатора;

значениями cosφ2 и sin φ2 задаемся.

Зная U и В лаборатории электромеханики - student2.ru при различных значениях β и заданном характере нагрузки, можно определить значение U2 при нагрузке и построить внешние характеристики трансформатора расчетным путем.

Важной характеристикой трансформатора является его КПД:

В лаборатории электромеханики - student2.ru .

КПД можно определить путем непосредственного измерения мощностей Р2 и Р1 или расчетным путем, зная одну из его мощностей и сумму потерь в нем. Первый метод применяют при испытании маломощных трансформаторов, т.к. в этом случае нет проблем с нагрузкой трансформатора реостатами. В мощных трансформаторах КПД определяют путем измерения или расчета потерь в нем и полезной нагрузочной мощности В лаборатории электромеханики - student2.ru . Величина КПД зависит от нагрузки (рис 3).

КПД имеет максимум при относительной нагрузке В лаборатории электромеханики - student2.ru , когда постоянные потери (Р0) равны переменным потерям (РК).

В лаборатории электромеханики - student2.ru
В лаборатории электромеханики - student2.ru
В лаборатории электромеханики - student2.ru

Рис. 3. Зависимость КПД трансформатора от нагрузки

Лабораторная работа №1

Наши рекомендации