Создание базы данных в среде MS Access
Создание базы данных начинается с открытия файла, к котором она будет храниться. Для этого в MS Access нужно произвести следующие действия:
выполнить команду Файл → Создать БД → Новая БД;
→ в файловом окне указать путь и имя файла «ИС Приемная комиссия».
После этого на экране откроется основное окно с заголовком «Приемная комиссия: база данных». Дальнейшая работа состоит из двух этапов:
• построение структур таблиц;
• ввод данных в таблицы.
Сначала надо описать структуры таблиц. Следует начать с таблиц, которые создаются на первом, подготовительном этапе работы приемной комиссии. Главной здесь является таблица «ФАКУЛЬТЕТЫ».
Описать структуру таблицы — значит указать имена всех полей, а также тип и свойства каждого поля; назначить главный ключ (первичный ключ). В режиме Таблица надо выполнить команду → Создать. Из списка предлагаемых способов создания таблицы следует выбрать → Конструктор.
На экране откроется окно конструктора таблиц. На рис. 6 показано заполненное окно конструктора для таблицы «Факультеты».
Рис. 6. Конструктор таблиц.
Имена полей указываются в графе «Имя поля», соответствующие им типы — в графе «Типы данных».Графу «Описание» заполнять не обязательно. В нижней половине окна конструктора присутствует таблица «Свойства поля». В ней указываются размер поля, формат поля и некоторые другие свойства. Смысл каждого параметра поясняется комментирующим текстом. Кроме того, всегда можно обратиться к справочнику, нажав на клавишу F1. На рис. 6 отражены свойства поля «Факультет». Основным свойством текстового поля является его длина. Предельное значение длины — 255 символов. В данном случае выбрана длина 30. С одной стороны, длину текстового поля нужно задавать такой, чтобы в него поместилось любое возможное значение этого поля, с другой стороны, нужно помнить, что лишняя длина — это расход памяти компьютера, которая конечна.
Для поля КОД_ФК указан тип - счетчик. Такой тип счетчика удобно использовать как первичный ключ таблицы. Значениями этого поля будут числа. Числовой тип присваивают тем полям, со значениями которых возможны в дальнейшем какие-то вычислительные действия, полям, обозначающим размерные величины. Над кодом специальности (КОД_СПЕЦ) не имеет смысла выполнять вычисления, поэтому его можно определить как – счетчик. Все остальные поля имеют текстовый тип и длину 30 символов.
Выбор главного ключа производится следующим образом: указатель устанавливается на ключевое поле «КОД_ФК» и выполняется команда Правка → Ключевое поле.
В дальнейшем информацию о структуре каждой таблицы будем представлять в табличной форме. На примере таблицы «ФАКУЛЬТЕТЫ» она выглядит так:
Структура таблицы «ФАКУЛЬТЕТЫ»
Имя поля | Тип поля | Длина (формат) |
КОД_ФК | Счетчик | Длинное целое |
Название факультета | Текстовый | |
ЭКЗАМЕН_1 | Текстовый | |
ЭКЗАМЕН_2 | Текстовый | |
ЭКЗАМЕН_3 | Текстовый |
Далее с помощью конструктора описывается структура таблицы «СПЕЦИАЛЬНОСТИ».
Структура таблицы «СПЕЦИАЛЬНОСТИ»:
Имя поля | Тип поля | Длина (формат) |
КОД_СПЕЦ | Счетчик | Длинное целое |
КОД_ФК | Числовой | Длинное целое |
Специальность | Текстовый | |
План | Числовой | Целый |
После выполненных действий на вкладке «Таблицы» окна базы данных появятся названия созданных таблиц: «ФАКУЛЬТЕТЫ» и «СПЕЦИАЛЬНОСТИ».
В информационной системе формируются еще таблицы: «АНКЕТА» и «АБИТУРИЕНТЫ» и «ОЦЕНКИ» И «ИТОГИ».
Всего 6 таблиц.
Структурная схема таблицы «АНКЕТА»
Имя поля | Тип поля | Длина |
РЕГ_ НОМ | Числовой | Длинное целое |
ФАМИЛИЯ | Текстовый | |
ИМЯ | Текстовый | |
ОТЧЕСТВО | Текстовый | |
ДАТА_РОЖД | Дата | |
ГОРОД | Текстовый | |
УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ | Текстовый |
Структурная схема таблицы «АБИТУРИЕНТ»
Имя поля | Тип поля | Длина (формат) |
РЕГ_НОМ | Числовой | Длинное целое |
КОД СПЕЦ | Числовой | Длинное целое |
МЕДАЛЬ | Логический | |
СТАЖ | Числовой | Плавающий (одна цифра после запятой) |
Структурная схема таблицы «ОЦЕНКИ»
Имя поля | Тип поля | Длина (формат) |
РЕГ_НОМ | Числовой | |
Оценка_1 | Числовой | |
Оценка_2 | Числовой | |
Оценка_3 | Числовой |
Структурная схема таблицы «ИТОГИ»
Имя поля | Тип поля | Длина (формат) |
РЕГ НОМ | Текстовый | |
ЗАЧИСЛЕНИЕ | Логический |
9. Построение схемы.
Для связывания таблиц надо:
выполнить команду → Сервис → Схема данных;
→ откроется окно «Добавление таблицы»;
выделить название таблицы «Факультеты»; выполнить команду → Добавить;
→ выделить название таблицы «Специальности»;
выполнить команду → Добавить→ Закрыть.
В результате на поле окна «Схема данных» появятся образы двух таблиц. Нажав левую клавишу мыши, следует перетащить имя ключевого поля «КОД_ФК» из образа таблицы «ФАКУЛЬТЕТЫ» на это же имя в образе таблицы «СПЕЦИАЛЬНОСТИ»:
Рис. 7 Часть схемы данных в MS Access.
Откроется окно «Связи» рис.8. Надо последовательно активизировать флажки «Обеспечить целостность данных», «Каскадное обновление связанных полей» и «Каскадное удаление связанных записей».
Рис. 8. Создание связи в MS Access.
Тип связи «один ко многим» будет выбран автоматически. Далее следует выполнить команду → Создать. Схема готова
Рис 9. Схема БД «ПРИЕМНАЯ КОММИСИЯ»
Осталось ее сохранить и закрыть окно.
Теперь, чтобы вывести на экран любую из созданных таблиц, нужно щелкнуть мышью по ее имени на закладке «Таблицы» и выполнить команду → Открыть. Открытую таблицу можно просматривать, редактировать, можно добавлять в нее новые записи.
Ввод данных в таблицы.
Теперь организуется ввод данных в эти таблицы. Вводить данные можно непосредственно в бланк таблицы или в режиме формы.
Чтобы начать ввод данных в таблицу «ФАКУЛЬТЕТЫ», нужно выделить название таблицы на экране и выполнить команду → Открыть. Нa экране появится бланк таблицы, содержащий заголовки столбцов и пустую строку Рис. 10.
Рис. 10. Таблица «ФАКУЛЬТЕТЫ» в MS Access до ввода данных.
Далее следует заполнять таблицу. После заполнения она примет вид, представленный в рис. 11,.
Рис. 11. Таблица ФАКУЛЬТЕТЫ после заполнения в ACCESS.
Заполним созданные таблицы данными.
Ограничимся тремя факультетами и шестью специальностями для таблицы «ФАКУЛЬТЕТЫ». Теперь заполняется таблица «СПЕЦИАЛЬНОСТИ».
Таблица 1. ФАКУЛЬТЕТЫ
КОД_ ФК | ФАКУЛЬТЕТ | ЭКЗАМЕН_1 | ЭКЗАМЕН_2 | ЭКЗАМЕН_3 |
Экономический | Математика | География | Русский язык | |
Исторический | История | Иностранный язык | Сочинение | |
Юридический | Русский язык | Иностранный язык | Обществознание |
Таблица 2. СПЕЦИАЛЬНОСТИ
КОД_СПЕЦ | КОД_ФК | Специальность | План |
Финансы и кредит | |||
Бухгалтерский учет | |||
История | |||
Политология | |||
Юриспруденция | |||
Социальная работа |
Компьютерный практикум
Создание структуры и заполнение базы данных
Задание
Выполните все действия по работе с базой данных «ИС Приемная комиссия», описанные выше: создайте файл БД, опишите структуру таблиц «ФАКУЛЬТЕТЫ» и «СПЕЦИАЛЬНОСТИ», заполните таблицы, установите связь между таблицами.