Цифровые и микропроцессорные устройства
ЦИФРОВЫЕ И МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ УСТРОЙСТВА
Лабораторный практикум
для учащихся специальностей
2-45 01 03 – Сети телекоммуникаций
2-45 01 02 – Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения
В 4 частях
Часть 3
Минск
УДК 81.332
ББК 32.97
Ц75
Рекомендовано к изданию
кафедрой информатики и вычислительной техники
«19» июня 2012 г., протокол № 10
Составитель
В. И. Богородов, преподаватель высшей категории кафедры информатики и вычислительной техники
Рецензент
Е. В. Новиков, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, канд. техн. наук
Ц75 | Цифровые и микропроцессорные устройства : лабораторный практикум для учащихся специальностей 2-45 01 03 – Сети телекоммуникаций, 2-45 01 02 – Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения. В 4 ч. Ч.3 / сост. В. И. Богородов. – Минск : ВГКС, 2012. - 97с. ISBN Приводятся методические указания к лабораторным работам № 12…20 по микропроцессорной технике , в которых рассматриваются основы программирования на языке Ассемблер для восьмиразрядных микропроцессоров и микроконтроллеров. Предназначено для учащихся и преподавателей колледжа. УДК 81.332 ББК 32.97 |
© Учреждение образования
«Высший государственный
колледж связи», 2012
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания к лабораторным работам №12…20 предполагают использование восьмиразрядных микропроцессоров КР580ВМ80 либо K1821ВМ85А. В первом случае задания выполняются на учебной микроЭВМ УМК-80 либо с использованием эмулятора микропроцессора КР580ВМ80. Во втором случае следует использовать эмулятор микропроцессора K1821ВМ85А Sim8085 Microprocessor Simulator и при подготовке в лабораторным работам использовать [3] или [4].
Пример выполнения задания на эмуляторе Sim8085 Microprocessor Simulator приведен в приложении А.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12
СОСТАВЛЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ И ЦИКЛИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
НА ЯЗЫКЕ АССЕМБЛЕР
Цель работы
1 Изучить приемы программирования последовательных и циклических вычислительных процессов в микропроцессорных системах (МПС), построенных на микропроцессоре (МП) К1821ВМ85А.
2 Приобрести практические навыки составления линейных и циклических программ на языке Ассемблер для МП К1821ВМ85А.
Подготовка к выполнению работы
1 Повторить по [4] систему команд микропроцессора К1821ВМ85А, форматы данных и команд, способы адресации.
2 Изучить по [4] примеры составления линейной программы инвертирования содержимого ячейки памяти и циклической программы суммирования однобайтных двоичных чисел на языке Ассемблер.
3 Подготовить ответы на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля
1 Поясните, как формируется адрес следующей команды в линейных программах?
2 Поясните, как формируется адрес следующей команды в циклических программах при выполнении команд условных переходов на примере команды JC 0A10H, если условие перехода выполняется либо не выполняется?
3 Поясните, что понимают под способом адресации? Укажите, какие способы адресации используются в МП К1821ВМ85А и поясните их сущность?
4 Укажите выполняемую операцию, способы адресации, формат, число циклов и тактов, машинный код, а также действия МП в каждом машинном цикле для следующих команд:
а) MOV C,D; б) ANA M; в) SUB 10H;
г) MVI A, 10H; д) JNZ 0B50H; е) CALL 0950H;
е) CALL 0950H; ж) RET; з) CNC 0900H;
и) LXI B, 0920H.
Порядок выполнения работы
1 Проверка подготовки учащихся к занятию по вопросам для самоконтроля в виде фронтального или программированного опроса.
2 Выполнить индивидуальное задание № 1. Составить схему алгоритма и программу линейного вычислительного процесса на языке Ассемблер для МП К1821ВМ85А, которая реализует последовательности арифметических или логических операций согласно варианту, заданному в таблице 1 (номер варианта выбирается в зависимости от номера учащегося в списке учебного журнала группы).
Таблица 1 – Исходные данные к индивидуальному заданию № 1
№ варианта | Последовательность операций | Значения операндов (P = 16) | ||||||
(A) | (B) | (C) | (D) | (E) | (M1) | (M2) | ||
M2 = 2((C) + (D)) – (M1) | – | – | 1A | – | – | |||
M1 = ( ) (A) (M2) | – | – | – | – | F0 | |||
M2 = ((M1) – (A)) : 2 + 05H | 15H | – | – | – | – | 25H | – | |
M1 = (( ) (M2)) (A) | 2D | – | E1 | – | – | – | ||
M2 = (D) – 2 (M1) + 10 H | – | – | – | – | – | |||
M1 = ( ) (A) ( ) | – | – | – | 1F | – | |||
M2 = ((C) – (A)) : 4 – (M1) | – | 2D | – | – | – | |||
M1 = ( ) ((A) (M2)) | 1E | – | – | – | – | A0 | ||
M2 = 4((D) – (M1)) + (A) | 10H | – | – | 0A | – | – | ||
M1 = ((B) ( )) ( ) | – | – | – | – | 2F | |||
Примечания 1 M1 – ячейка памяти по адресу 09XXH, где XX – номер по списку в учебном журнале в шестнадцатеричной системе счисления. 2 M2 – ячейка памяти по адресу 0AXXH. 3 Начальный адрес программы 08XXH. |
2.1 Составить алгоритм решения задачи с учетом программной загрузки исходных данных. При составлении алгоритма следует помнить, что в МП КР51821ВМ85А умножение и деление на 2 выполняется с помощью команд циклического сдвига влево RLC и вправо RRC соответственно.
2.2 Составить программу на языке Ассемблер в виде таблицы (таблица 2).
Таблица 2 – Линейная программа на языке Ассемблер
Адрес | Метка | Команда | Операнд | Машинный код | Комментарий |
2.3 Определить ожидаемый результат вычисления. Для этого при выполнении арифметических операций следует подставить в заданное уравнение значения переменных в десятичной системе счисления и выполнить указанные арифметические операции в десятичной системе счисления. Порядок расчета и ожидаемый результат записать в отчет в десятичной и шестнадцатеричной системах счисления.
Логические операции следует выполнять в двоичной системе счисления поразрядно, при этом следует помнить, что логические операции обладают приоритетом. Порядок расчета и ожидаемый результат записать в отчет в двоичной и шестнадцатеричной системах счисления.
3 Выполнить индивидуальное задание № 2. Составить программу циклического вычислительного процесса на языке Ассемблер для МП К1821ВМ85А, которая реализует умножение двух восьмиразрядных двоичных чисел без учета знака (кодовое умножение) согласно варианту, заданному в таблице 3.
Таблица 3 – Исходные данные к индивидуальному заданию № 2
Номер варианта | Значения операндов (P = 16) | Начальный адрес программы | |
(DE) | (A) | ||
00A3 | B2 | ||
00B4 | C3 | ||
00D5 | |||
00E6 | |||
00F1 | DA | ||
00D4 | |||
00B2 | |||
00C3 | 5B | ||
00B3 | |||
00D2 | A3 | 080A |
Пусть множимое хранится в паре регистров DE, где оно занимает младший регистр E, старший регистр D пары регистров установлен в нуль. Множитель хранится в аккумуляторе A. 16-разрядное произведение будем формировать в паре регистров HL. Счетчик числа повторений цикла организуем на регистре B.
Процесс умножения организуем следующим образом. Будем анализировать разряды множителя, начиная с его старшего разряда. Поэтому частичные произведения будут формироваться, начиная со старшего частичного произведения. Накопление суммы частичных произведений будем производить в паре регистров HL, т.е. к содержимому предварительно сброшенной в нуль пары регистров HL вначале прибавим восьмое частичное произведение. Затем, сдвинув на один разряд влево содержимое пары регистров HL, прибавим седьмое частичное произведение и так далее, пока не будут просуммированы все частичные произведения.
Таким образом, процесс умножения носит циклический характер. Цикл, содержащий операции сдвига влево содержимого пары регистров HL, формирования и прибавления к содержимому пары регистров HL очередного частичного произведения, должен быть повторен восемь раз.
Алгоритм решения задачи представлен на рисунке 1.
Блок 1(рисунок 1) производит загрузку множимого в пару регистров DE и множителя в регистр A. Блок 2 производит загрузку нулевого значения в пару регистров HL. Блок 3 устанавливает в регистре B (счетчике циклов) начальное значение 8. Блок 4 производит сдвиг на один разряд влево содержимого пары регистров HL. Эта операция выполняется путем удвоения содержимого пары регистров: HL (HL) + (HL). Блок 5 предназначен для анализа очередного разряда множителя. Для этого содержимое аккумулятора сдвигается влево, в результате чего очередной разряд множителя пересылается в триггер TC регистра признаков. Блок 6 производит разветвление (условный переход) по содержимому триггера TC. При (TC) = 1 в блоке 7 выполняется операция суммирования множимого к сумме предыдущих частичных произведений в паре регистров HL. При (TC) = 0 операция суммирования не выполняется, по команде условного перехода JNC M1 осуществляется переход к команде блока 8. Блок 8 производит вычитание единицы из содержимого регистра B, после чего блок 9 выполняет условный переход по содержимому триггера TZ регистра признаков. Если (TZ) = 0 (содержимое регистра B не равно нулю), то команда условного перехода JNZ M2 производит переход к команде блока 4, вызывая очередное повторение выполнения тела цикла. Если (TZ) = 1 (содержимое регистра B равно нулю), то происходит выход из цикла и переход к очередной команде.
Рисунок 1 – Схема алгоритма кодового умножения восьмиразрядных двоичных чисел
3.1 Составить циклическую программу умножения восьмиразрядных двоичных чисел на языке Ассемблер в форме таблицы 2.
3.2 Определить время выполнения операции умножения для тактовой частоты равной 2 МГц. Для этого определить количество тактов, требуемое для однократного прохождения цикла алгоритма и полученный результат умножить на восемь. Суммарное число тактов умножить на длительность тактового периода (0,5 мкс).
4 Ответить на контрольные вопросы.
5 Оформить отчет и сдать зачет.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1 Наименование и цель лабораторной работы.
2 Выполненные индивидуальные задания № 1, 2 (условия, алгоритмы и программы).
3 Расчет ожидаемого результата выполнения линейной программы.
4 Расчет времени выполнения операции умножения двух восьмиразрядных двоичных чисел.
5 Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1 Поясните, как проверить переполнение разрядной сетки при выполнении операции суммирования в МП К1821ВМ85А?
2 Поясните, как умножить на два в К1821ВМ85А?
3 Поясните, как выполнить суммирование двух 16-разрядных двоичных чисел в МП К1821ВМ85А? Укажите необходимую команду и ее особенности.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате выполнения лабораторной работы учащийся должен знать:
– систему команд МП К1821ВМ85А;
– приемы составления линейных и циклических программ.
Должен уметь:
– составлять линейные и циклические программы на языке Ассемблер;
– расшифровывать команды МП К1821ВМ85А;
– определять время выполнения программы.
ЛАБОРОТОРНАЯ РАБОТА № 13
Цель работы
1 Изучить структуру, назначение органов управления, ввода и индикации учебного микропроцессорного комплекта (УМК) на микропроцессорном комплекте (МПК) серии КР580.
2 Приобрести практические навыки включения и запуска УМК.
3 Приобрести практические навыки выполнения команд системной программы МОНИТОР УМК.
Подготовка к выполнению работы
1 Повторить по [2] структурную схему, форматы данных и команд, способы адресации, принцип работы и систему команд микропроцессора (МП) КР580ВМ80.
2 Подготовить ответы на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля
1 Поясните назначение МП БИС КР580ВМ80 (далее по тексту МП БИС).
Кратко опишите назначение узлов, входящих в МП БИС.
2 Поясните процессы в МП БИС после начального запуска (сброса).
3 Поясните процессы в МП БИС при отсутствии сигнала на входе Ready.
Порядок выполнения работы
1 Проверка подготовки учащихся к занятию по вопросам для самоконтроля в виде фронтального или программированного опроса и инструктаж по технике безопасности.
2 Произвести внешний осмотр УМК и убедиться визуально в отсутствии каких-либо повреждений и дефектов.
3 Помните, что выключение питания УМК в процессе работы вызывает стирание программы, записанной в ОЗУ. Повторное включение УМК допускается не ранее, чем через 20 секунд.
4 Изучить назначение и структурную схему УМК, назначение органов управления, ввода и индикации, а также порядок включения и запуска (см. методические указания к данной лабораторной работе).
5 Подготовить УМК к работе.
6 Выполнить команды системной программы МОНИТОР УМК. Рекомендации по выполнению этого задания приведены в методических указаниях к данной лабораторной работе. В отчет записывать результаты выполнения задания по каждой команде.
7 После проверки преподавателем результатов выключить питание УМК, вынуть вилку шнура питания из розетки.
8 Ответить на контрольные вопросы.
9 Оформить отчет и сдать зачет.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1 Наименование и цели лабораторной работы.
2 Структурную схему УМК.
3 Основные технические данные УМК.
4 Результаты выполнения задания по каждой команде системной программы МОНИТОР.
5 Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1 Укажите основные функции системной программы МОНИТОР.
2 Поясните, что означает термин «модификация содержимого ячейки памяти или регистра».
3 Поясните, как осуществляется инициализация системной программы МОНИТОР.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате выполнения лабораторной работы учащиеся должны знать:
- структуру, назначение органов управления и индикации УМК, а также основные технические данные;
- назначение системной программы МОНИТОР;
- возможные режимы работы УМК и условия их обеспечения.
Должны уметь:
- готовить к работе УМК;
- вводить и выполнять команды системной программы МОНИТОР.
Методические указания
Структурная схема УМК
УМК состоит из следующих составных частей:
- микроЭВМ;
- пульта оператора;
- блока питания.
МикроЭВМ является основной составной частью и управляет работой всего УМК. Все обращения к памяти, операции ввода-вывода, вычисления выполняются микроЭВМ или ею же инициируются.
Пульт оператора предназначен для взаимодействия оператора с микроЭВМ.
Блок питания обеспечивает постоянными стабилизированными напряжениями микроЭВМ и пульт.
МикроЭВМ состоит из операционного устройства (ОУ), оперативного запоминающего устройства (ОЗУ), постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) и устройства пошагового выполнения программ (рисунок 2).
Пульт оператора состоит из клавиатуры, шестиразрядного дисплея, светодиодных индикаторов и управляющих кнопок сброс "СБ", прерывание "ПР", шаг "ШГ", а также переключателей работа/шаг "РБ/ШГ" и команда/цикл "КМ/ЦК".
Включение и запуск УМК
Для включения УМК необходимо:
а) отжать (выключить) кнопку СЕТЬ, если она была включена;
б) подключить сетевой шнур к сети переменного тока напряжением 220 В и частотой 50 Гц;
в) нажать кнопку СЕТЬ, она должна остаться в нажатом состоянии. При этом не должны загораться светодиоды защиты +5В, -5В, +12В. Повторное включение УМК должно производиться не менее, чем через 20 секунд после выключения. В противном случае сработает защита блока питания и загорятся соответствующие светодиоды защиты. В этом случае необходимо выключить УМК и дождаться, когда светодиоды защиты погаснут, и только после этого можно повторно включать УМК.
Для запуска УМК необходимо:
- отжать кнопки РБ/ШГ и КМ/ЦК, тем самым перевести УМК в автоматический режим работы;
- нажать кнопку СБ. При этом в левой части дисплея появится символ "–", что означает, что УМК готов к работе и находится в состоянии приема команд.
Команда СТАРТ ПРОГРАММЫ
Эта команда используется для запуска и отладки программ пользователя. Для выполнения этой команды необходимо предварительно записать в память машинные коды программы, например, коды последовательности пустых команд NOP – 00H:
а) в ячейки памяти с адресами от 800H до 80EH запишите 00H, код команды NOP, используя команду МОНИТОРА ЗАПОЛНЕНИЕ МАССИВА ПАМЯТИ КОНСТАНТОЙ или ПРОСМОТР И МОДИФИКАЦИЯ СОДЕРЖИМОГО ЯЧЕЙКИ ПАМЯТИ;
б) в ячейку с адресом 80FH запишите FFH, код команды RST7, выполняющей функцию программного прерывания для прекращения выполнения программы;
в) выполните программу с помощью команды СТАРТ ПРОГРАММЫ. Для этого необходимо:
- нажать клавишу СТ;
- ввести стартовый адрес программы – 800H;
- нажать РАЗДЕЛИТЕЛЬ, на дисплее появится символ "–";
- введите конечный адрес программы 80FH;
- нажмите клавишу ВП.
На дисплее появится адрес 80F и символ "–" в разряде данных. Программа выполнена.
Задание:
1 Запишите в ячейки памяти (830H – 83EH) – 00H.
2 Запишите в ячейку памяти 83FH – FFH.
3 Выполните программу.
Цель работы
1 Изучить команды загрузки регистров в микропроцессоре (МП) КР580ВМ80.
2 Приобрести практические навыки составлять программы, содержащие команды загрузки регистров МП КР580ВМ80.
3 Приобрести практические навыки ввода программы в учебный микропроцессорный комплект (УМК), ее отладки и выполнения в автоматическом режиме.
Подготовка к выполнению работы
1 Повторить по [2] команды загрузки регистров.
2 Изучить методические указания к данной лабораторной работе и составить проверочные программы для заданий №1…5. Подготовить бланк отчета.
3 Подготовить ответы на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля
1 Назовите регистры, входящие в состав МП КР580ВМ80, и укажите их назначение.
2 Поясните назначение разрядов регистра признаков F.
3 Назовите пары регистров в МП КР580ВМ80, которые используются для хранения 16-разрядных данных.
4 Укажите выполняемую операцию для нижеследующих команд:
а) MOV M,A; б) MVI D,10H; в) LXI D, 0900H; г) LXI SP, 0B10H;
д) SPHL; е) PCHL.
Порядок выполнения работы
1 Проверка подготовки учащихся к занятию по вопросам для самоконтроля в виде фронтального или программированного опроса.
2 Включить и привести в рабочее состояние УМК.
3 Установить автоматический режим работы УМК. Для этого отжать клавиши РБ/ШГ и КМ/ЦК.
4 Выполнить поочередно последовательности команд загрузки регистров общего назначения, загрузки пар регистров 16-разрядными данными, загрузки регистра указателя стека, пересылки и загрузки счетчика команд. Вначале следует выполнять контрольную последовательность команд, а затем задание. Методические рекомендации по выполнению этих заданий приведены в методических указаниях к данной лабораторной работе.
5 После проверки преподавателем результатов выключить питание УМК, вынуть вилку шнура питания из розетки.
6 Ответить на контрольные вопросы.
7 Оформить отчет и сдать зачет.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1 Наименование и цели лабораторной работы.
2 Условия заданий, проверочные программы и результаты выполнения заданий №1…5.
3 Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1 Поясните, для чего используется пара регистров HL при выполнении команд MOV M,A и MVI M,20H в МП КР580ВМ80?
2 Поясните назначение указателя стека SP в МП КР580ВМ80.
3 Поясните, какими командами и как загрузить в указатель стека SP число 0B10H?
4 Поясните назначение счетчика команд PC в МП КР580ВМ80.
5 Поясните, какими командами и как загрузить в счетчик команд PC число 0A09H?
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате выполнения лабораторной работы учащиеся должны знать:
- систему команд МП КР580ВМ80;
- назначение команд системной программы МОНИТОР.
Должны уметь:
- составлять программы, содержащие последовательности команд загрузки регистров;
- готовить к работе УМК;
- вводить и выполнять программы в автоматическом режиме.
Методические указания
Теоретическое обоснование
В микропроцессоре КР580ВМ80 для программирования доступны следующие регистры:
- 16-разрядный счетчик команд (PC), содержит адрес выполняемой команды;
- 16-разрядный регистр-указатель стека (SP), определяет адрес специализированной области ОЗУ–стека;
- 8-разрядный регистр-аккумулятор (A), используется для хранения и накопления результата в арифметических, логических операциях, а также операциях ввода-вывода и сдвига. Кроме того он может быть использован в качестве регистра общего назначения для хранения данных;
- шесть 8-разрядных регистров общего назначения: B, C, D, E, H, L;
- 8-разрядный регистр признаков (F) содержит биты условий:
C – перенос,
AC – вспомогательный перенос,
S – знак,
Z – нуль,
P – четность,
которые устанавливаются в зависимости от результата операций при выполнении арифметических, логических команд, команд сдвига и сравнения. Распределение битов условий в байте признаков следующее:
7 разряд | 0 разряд | ||||||
S | Z | AC | P | C | |||
Регистры общего назначения могут использоваться для манипуляции
16-разрядными данными. Для этого регистры объединяются в пары следующим образом: BC, DE, HL – соответственно, первый регистр используется для хранения старшего байта (например, B), а второй – для хранения младшего байта (C), а также PSW – (F+A).
Команды пересылки
Общий вид команды:
MOV ri, rj,
где ri – идентификатор регистра-приемника: A, B, C, D, E, H, L;
rj – идентификатор регистра-источника: A, B, C, D, E, H, L.
5.1 Записать в память, начиная с адреса 0840H, коды последовательности команд, которые указаны в таблице 9.
Таблица 9 – Контрольная последовательность команд пересылки
Адрес | Команда | Операнд | Машинный код | Комментарий |
MVI | A, 0FH | 3E 0F | ; Загр. рег. A=0FH | |
MOV | B, A | ; Пересылка B (A) | ||
MOV | C, B | ; Пересылка C (B) | ||
MOV | D, C | ; Пересылка D (C) | ||
MOV | E, D | 5A | ; Пересылка E (D) | |
MOV | H, E | ; Пересылка H (E) | ||
MOV | L, H | 6C | ; Пересылка L (H) | |
HLT | ; Останов |
5.2 Выполнить эту последовательность команд:
СТ0840 0848ВП.
5.3 Проверить содержимое регистров. Их значения должны быть равны 0FH.
Задание 4:
1 Написать и выполнить программу пересылки, предварительно загрузив регистры H (значением 3EH), C (7AH), D (5BH):
B H (3EH), E C (7AH), L D (5BH).
Последовательность команд записать в таблицу, аналогичную по форме таблице 9 (начальный адрес проверочной программы 0940H).
2 Проверить содержимое регистров и записать в отчет.
Цель работы
1 Изучить команды работы с памятью в микропроцессоре (МП) КР580ВМ80.
2 Приобрести практические навыки составлять программы, содержащие команды работы с памятью.
3 Приобрести практические навыки ввода программы в учебный микропроцессорный комплект (УМК), ее отладки и выполнения в автоматическом режиме.
Подготовка к выполнению работы
1 Повторить по [2] команды работы с памятью.
2 Изучить методические указания к данной лабораторной работе и составить проверочные программы для заданий №1…5. Подготовить бланк отчета (см. содержание отчета).
3 Подготовить ответы на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля
1 Укажите методы адресации к памяти в МП КР580ВМ80 и поясните их суть.
2 Укажите какие методы адресации используются в нижеуказанных командах:
а) MOV A,M; б) MVI M,10H; в) STA 0910H; г) LDA 0A00H;
д) STAX B; е) LDAX B?
3 Укажите выполняемую операцию для вышеуказанных команд.
Порядок выполнения работы
1 Проверка подготовки учащихся к занятию по вопросам для самоконтроля в виде фронтального или программированного опроса и инструктаж по технике безопасности.
2 Включить и привести в рабочее состояние УМК.
3 Установить автоматический режим работы УМК. Для этого отжать клавиши РБ/ШГ и КМ/ЦК.
4 Выполнить поочередно последовательности команд работы с памятью. Вначале следует выполнить контрольную последовательность команд, а затем задание для каждого вида команды.
5 После проверки преподавателем результатов выключить питание УМК и вынуть вилку шнура питания из розетки.
6 Ответить на контрольные вопросы.
7 Оформить отчет и сдать зачет.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1 Наименование и цели лабораторной работы.
2 Условия, проверочные программы и результаты выполнения заданий №1…5 в виде таблиц.
3 Краткие пояснения по ходу выполнения и результатам для каждого задания.
4 Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1 Поясните разницу между командами STA 0B10H и SHLD 0B10H.
2 Поясните разницу между командами LDA 0B10H и LHLD 0B10H.
3 Укажите за сколько циклов и тактов выполняется команда MOV M, A и поясните какие действия выполняет МП в каждом цикле.
4 Поясните разницу между командами STAX B и LDAX B.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате выполнения лабораторной работы учащиеся должны знать:
- систему команд МП КР580ВМ80;
- методы адресации к памяти;
- назначение команд системной программы МОНИТОР УМК.
Должны уметь:
- составлять программы, содержащие последовательности команд работы с памятью;
- готовить к работе УМК;
- вводить и выполнять программы в автоматическом режиме.
Методические указания
Теоретическое обоснование
Память представляется как последовательность ячеек размером в один байт. Каждая ячейка имеет свой адрес в диапазоне от 0 до 65535. Для удобства обычно используется шестнадцатеричное значение адреса, тогда диапазон адресации составляет 0000H…FFFFH.
В микропроцессорной системе применяется два метода адресации к памяти: прямая и косвенная.
При прямой адресации адрес ячейки памяти указывается в самой команде во втором и третьем байтах. В общем виде команда выглядит следующим образом:
КОП <B3B2>,
где КОП – код операции (чтение или запись), первый байт кода команды B1;
<B3B2> – адрес ячейки памяти;
<B3> – ст. байт адреса;
<B2> – мл. байт адреса.
В памяти такая команда будет размещена:
B1 (КОП),
B2,
B3,
т. е. после байта кода операции располагается сначала младший байт адреса, а затем – старший.
Косвенная адресация предполагает, что адрес ячейки памяти будет располагаться в регистровых парах HL, BC, DE. Для каждой конкретной команды работы с памятью закреплена своя регистровая пара. Таким образом, прежде чем выполнить такую команду, необходимо сначала задать адрес в соответствующей регистровой паре. Например:
1 LXI H, 0800H
MOV M, A ; запись в память содержимого регистра A по адресу в HL.
2 LXI D, 0900H
STAX D ; запись в память содержимого регистра A по адресу в DE.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ КОМАНДЫ
Цель работы
1 Изучить по [2] арифметические команды в микропроцессоре (МП) КР580ВМ80.
2 Приобрести практические навыки составления программ, содержащих арифметические команды.
3 Приобрести практические навыки ввода программы в учебный микропроцессорный комплект (УМК), ее отладки и выполнения в автоматическом режиме.
Подготовка к выполнению работы
1 Повторить по [2] арифметические команды в МП КР580ВМ80.
2 Изучить методические указания к данной лабораторной работе и составить проверочные программы для заданий №1…4.
3 Подготовить ответы на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля
1 Укажите, какие арифметические операции выполняются в МП КР580ВМ80?
2 Укажите, где размещаются операнды и куда пересылается результат операции при выполнении арифметических операций над 8-разрядными данными?
3 Укажите, где размещаются операнды и куда пересылается результат операции при выполнении сложения 16-разрядных чисел?
4 Укажите выполняемую операцию, машинный код и способ адресации, которые используются в нижеуказанных командах:
а) ADD B; б) ADC M; в) SUB C; г) SBB M;
д) ADI, F0H; е) SUI, 3BH; ж) DAD B; з) DAD D.
5 Укажите, за сколько машинных циклов выполняются команды, указанные выше (см. 4.4), и поясните, какие действия выполняет МП в каждом цикле.
Порядок выполнения работы
1 Проверка подготовки учащихся к занятию по вопросам для самоконтроля в виде фронтального или программированного опроса и инструктаж по технике безопасности.
2 Включить и привести в рабочее состояние УМК.
3 Установить автоматический режим работы УМК. Для этого отжать клавиши РБ/ШГ и КМ/ЦК.
4 Выполнить программы, содержащие арифметические команды. Вначале следует выполнить контрольную программу, а затем задание для каждого вида команды. Методические рекомендации по выполнению этого задания приведены в методических указаниях к данной лабораторной работе.
5 После проверки преподавателем результатов выключить питание УМК и вынуть вилку шнура питания из розетки.
6 Ответить на контрольные вопросы.
7 Оформить отчет и сдать зачет.
Содержание отчета
1 Наименование и цель работы.
2 Условия, проверочные программы и результаты выполнения заданий № 1…4 в виде таблиц.
3 Ручной расчет ожидаемого результата.
4 Краткие пояснения по ходу выполнения и результатам для каждого задания.
5 Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1 Поясните разницу между командами ADD E и ADC E.
2 Поясните разницу между командами ADI 50H и ACI 50H.
3 Укажите, какой командой выполняется сложение 16-разрядных чисел?
4 Укажите, за сколько циклов и тактов выполняется команда SBB M и поясните, какие действия выполняет МП в каждом цикле?
5 Укажите, за сколько циклов и тактов выполняется команда ACI 0FH и поясните, какие действия выполняет МП в каждом цикле?
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате выполнения лабораторной работы учащиеся должны знать:
- систему команд МП КР580ВМ80;
- арифметические команды;
- назначение команд системной программы МОНИТОР УМК.
Должны уметь:
- составлять программы, содержащие арифметические команды;
- готовить к работе УМК;
- вводить и выполнять программы в автоматическом режиме.
Методические указания
Теоретическое обоснование
В микропроцессоре КР580ВМ80 предусмотрены следующие команды двоичной арифметики:
1) сложение 8-разрядных чисел;
2) сложение 16-разрядных чисел;
3) вычитание 8-разрядных чисел;
4) инкремент;
5) декремент.
Все арифметические операции с 8-разрядными операндами предполагают, что один из операндов размещается в регистре-аккумуляторе, а другой – либо в регистре, либо в памяти (при этом адрес ячейки задается в регистровой паре HL), либо является непосредственным числом, заданным в самой команде. Вычитание производится всегда из регистра-аккумулятора. Результат арифметической операции пересылается в регистр-аккумулятор. Кроме того по результату арифметических операций сложения и вычитания устанавливаются биты признаков: С – переноса, Z – нуля, S – знака, P – четности, AC – вспомогательного переноса.
Команды сложения 16-разрядных чисел, так называемые команды двойного сложения, предусматривают, что один из операндов находится в регистровой паре HL, а второй – либо в DE, либо в BC. Результат записывается в HL. Кроме того по результату операции устанавливается либо сбрасывается бит переноса – C.
Команды инкремента увеличивают содержимое регистров, ячейки памяти по адресу в HL и регистровых пар на 1. Команда инкремент регистра и памяти изменяет биты признаков: Z, S, P, AC. Инкремент регистровой пары не затрагивает биты признаков.
Команды декремента уменьшают содержимое регистров, ячейки памяти по адресу в HL и регистровых пар на 1. Затрагиваемые биты признаков аналогичны команде инкремента.
Команды двойного сложения
DAD H – сложение HL ← (HL) + (HL);
DAD B – сложение HL ← (HL) + (BC);
DAD D – сложение HL ← (HL) + (DE).
4.1 Записать в память, начиная с адреса 0820H, коды