Измерение сопротивления обмоток электродвигателя

Состояние изоляции обмоток двигателя проверяют мегаомметром. При измерении сопротивления изоляции обмоток электрических машин относительно корпуса (рисунок 1) нулевой провод мегаомметра соединяют с заземленным корпусом машины, а высоковольтный вывод – с одним из выводов обмотки. Обмотки фаз, не участвующих в измерениях, заземляют.

Порядок подключения выводов мегаомметра к выводам обмотки при измерении сопротивления изоляции между ними показан на рисунке 2.

Измерение следует производить отдельно для каждой фазы относительно корпуса и между обмотками разных фаз.

Измерение сопротивления обмоток электродвигателя - student2.ru

Рисунок 1.1

Схема измерения Рисунок 1.2

Схема измерения

сопротивления изоляции обмоток сопротивления изоляции обмо-

к ЭД относительно корпуса ток ЭД между фазами

Сопротивление изоляции при рабочей температуре, соответствующей классу нагревостойкости изоляции, должно быть не менее значения, получаемого по формуле

Измерение сопротивления обмоток электродвигателя - student2.ru (1.1) Измерение сопротивления обмоток электродвигателя - student2.ru

где U – номинальное напряжение двигателя, В;

P – номинальная мощность, кВт.

Для двигателей с номинальным напряжением 380 В сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 0,5 МОм.

В случае если сопротивление изоляции измеряется при температуре ниже рабочей, значение сопротивление изоляции, полученное по формуле

(1) , следует удваивать на каждые 20°С разности между рабочей температурой и температурой, при которой выполнялись измерения.

Эту операцию можно выразить следующей математической зависимостью

Измерение сопротивления обмоток электродвигателя - student2.ru

где Измерение сопротивления обмоток электродвигателя - student2.ru с округлением до целого.

При измерениях температура обмоток не должна отличаться от температуры окружающей среды, для чего двигатель выдерживают на месте испытания в течение 5…8 часов.

Измерение сопротивления обмоток по постоянному току в практически холодном состоянии

Практически холодным состоянием машины или агрегата называется такое их состояние, при котором температура любой части электрооборудования не отличается от температуры окружающей среды более чем на ±3 С.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току позволяет выявить следующие технические неисправности: неправильное соединение схемы обмотки; несоответствие числа витков и сечения обмоточного провода каталожным данным; обрыв в параллельных ветвях обмотки; наличие большого числа замкнутых витков в отдельных катушках; плохое качество пайки межкатушечных соединений. Равенство сопротивления фаз и их соответствие каталожным данным свидетельствует об отсутствии перечисленных дефектов.

Испытание изоляции обмоток асинхронного двигателя

Повышенным напряжением

Согласно ГОСТ 183-74 изоляция обмоток асинхронных двигателей относительно корпуса и между обмотками после ремонта должна выдерживать в течение 1 минуты 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение машины, но не менее 1500 В.

Для испытания электрической прочности изоляции используется высоковольтная установка для испытаний изоляции , представляющая комплекс для сборки машин, испытания и транспортировки их на склад готовой продукции. В настоящее время оборудование для высоковольнных испытаний изоляции представлено широким перечнем приборов различных производителей :Актаком, Димрус, Динамика, Радиус и другие…..

Установка включает в себя пульт управления для проведения электрических испытаний электродвигателя в автоматическом режиме, площадку высоковольтных испытаний для предохранения обслуживающего персонала от случайного соприкосновения с электродвигателем, находящимся под высоким напряжением и верстак для машины и испытания ее нахолстом ходу.

Установки позволяет испытывать электродвигатели мощностью до 100 кВт.

Испытываемая обмотка двигателя подключается к высоковольтному выводу трансформатора с помощью кабеля и производят плавно подачу напряжения на высоковольтный трансформатор испытательной установки. На выходе трансформатора устанавливается требуемая величина испытательного напряжения (на разных установках от 1500 В , до 5000 В) и в течение 1 минуты изоляция подвергается проверке. По истечении заданного времени срабатывает реле времени , установка отключается, загорается сигнальная лампа «НОРМА».

Если в процессе происходит пробой изоляции, то срабатывает токовое реле и отключается сетевой питающий пускатель . Происходит заземление высоковольтного вывода трансформатора и высоковольтная установка теряет питание. Загорается сигнальная лампа «ПРОБОЙ».

Наши рекомендации