Измерение сопротивления обмоток электродвигателя
Состояние изоляции обмоток двигателя проверяют мегаомметром. При измерении сопротивления изоляции обмоток электрических машин относительно корпуса (рисунок 1) нулевой провод мегаомметра соединяют с заземленным корпусом машины, а высоковольтный вывод – с одним из выводов обмотки. Обмотки фаз, не участвующих в измерениях, заземляют.
Порядок подключения выводов мегаомметра к выводам обмотки при измерении сопротивления изоляции между ними показан на рисунке 2.
Измерение следует производить отдельно для каждой фазы относительно корпуса и между обмотками разных фаз.
Рисунок 1.1
Схема измерения Рисунок 1.2
Схема измерения
сопротивления изоляции обмоток сопротивления изоляции обмо-
к ЭД относительно корпуса ток ЭД между фазами
Сопротивление изоляции при рабочей температуре, соответствующей классу нагревостойкости изоляции, должно быть не менее значения, получаемого по формуле
(1.1)
где U – номинальное напряжение двигателя, В;
P – номинальная мощность, кВт.
Для двигателей с номинальным напряжением 380 В сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 0,5 МОм.
В случае если сопротивление изоляции измеряется при температуре ниже рабочей, значение сопротивление изоляции, полученное по формуле
(1) , следует удваивать на каждые 20°С разности между рабочей температурой и температурой, при которой выполнялись измерения.
Эту операцию можно выразить следующей математической зависимостью
где с округлением до целого.
При измерениях температура обмоток не должна отличаться от температуры окружающей среды, для чего двигатель выдерживают на месте испытания в течение 5…8 часов.
Измерение сопротивления обмоток по постоянному току в практически холодном состоянии
Практически холодным состоянием машины или агрегата называется такое их состояние, при котором температура любой части электрооборудования не отличается от температуры окружающей среды более чем на ±3 С.
Измерение сопротивления обмоток постоянному току позволяет выявить следующие технические неисправности: неправильное соединение схемы обмотки; несоответствие числа витков и сечения обмоточного провода каталожным данным; обрыв в параллельных ветвях обмотки; наличие большого числа замкнутых витков в отдельных катушках; плохое качество пайки межкатушечных соединений. Равенство сопротивления фаз и их соответствие каталожным данным свидетельствует об отсутствии перечисленных дефектов.
Испытание изоляции обмоток асинхронного двигателя
Повышенным напряжением
Согласно ГОСТ 183-74 изоляция обмоток асинхронных двигателей относительно корпуса и между обмотками после ремонта должна выдерживать в течение 1 минуты 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение машины, но не менее 1500 В.
Для испытания электрической прочности изоляции используется высоковольтная установка для испытаний изоляции , представляющая комплекс для сборки машин, испытания и транспортировки их на склад готовой продукции. В настоящее время оборудование для высоковольнных испытаний изоляции представлено широким перечнем приборов различных производителей :Актаком, Димрус, Динамика, Радиус и другие…..
Установка включает в себя пульт управления для проведения электрических испытаний электродвигателя в автоматическом режиме, площадку высоковольтных испытаний для предохранения обслуживающего персонала от случайного соприкосновения с электродвигателем, находящимся под высоким напряжением и верстак для машины и испытания ее нахолстом ходу.
Установки позволяет испытывать электродвигатели мощностью до 100 кВт.
Испытываемая обмотка двигателя подключается к высоковольтному выводу трансформатора с помощью кабеля и производят плавно подачу напряжения на высоковольтный трансформатор испытательной установки. На выходе трансформатора устанавливается требуемая величина испытательного напряжения (на разных установках от 1500 В , до 5000 В) и в течение 1 минуты изоляция подвергается проверке. По истечении заданного времени срабатывает реле времени , установка отключается, загорается сигнальная лампа «НОРМА».
Если в процессе происходит пробой изоляции, то срабатывает токовое реле и отключается сетевой питающий пускатель . Происходит заземление высоковольтного вывода трансформатора и высоковольтная установка теряет питание. Загорается сигнальная лампа «ПРОБОЙ».