Серебряно-цинковые аккумуляторы
Серебряно-цинковые (СЦ) аккумуляторы представляют собой вариант щелочного аккумулятора с отрицательным цинковым электродом и положительным - серебряным. Электролитом служит раствор химически чистого едкого кали концентрации около 560 г/л (плотность электролита около 1.4).
Токообразующая реакция может быть представлена следующими уравнениями:
2Ag + Zn О заряд разряд Ag2 O +Zn
Ag 2O +Zn заряд разряд Ag + Zn О.
При заряде аккумулятора на положительных электродах происходит окисление металлического серебра Ag сначала до полуокиси Ag2O, а потом - до окиси Ag0 , на отрицательных - восстановление окиси цинка (Zn0) до металлического цинка (Zn).
Наличие двух стадий химической реакции обуславливает две ступени заряда и разряда СЦ аккумуляторов (см. рис. 1.3-1.4).
. Помимо основных реакций, при работе и хранении СЦ аккумуляторов возможно протекание ряда побочных реакций.
Одна из побочных реакций - саморастворение металлического цинка (коррозия), сопровождающееся выделением газообразного водорода. При температуре 20°С выделяется 0,3-0,4 мл водорода в сутки с одного ампер-часа емкости аккумулятора, при температуре 0°С -0,13 мл, при температуре 40°С - 2 мл.
Условное обозначение серебряно-цинковых аккумуляторов состоит из букв СЦ, определяющих их принадлежность, буквы, характеризующей конструктивную разновидность и времени разряда:
К - короткий (от 15-минутного до 1-часового);
С - средний (от 1-часового до 10-часового);
Д - длительный (от 10-часового и более);
К - средний, многоцикловой;
Б - буферный, многоцикловой,
и числа, условно показывающего емкость аккумулятора. Через дробную черту к условному обозначению аккумулятора указывается четырехзначный или пятизначный номер технологического варианта исполнения.
Например: СЦБ 70 /2С242,
где: СЦБ70 обозначает серебряно-цинковый аккумулятор с буферным режимом разряда, размера 70 а-часов;
2 — вариант изготовления" массы отрицательного электрода;
С - номер сборки без крепления пакета электродов;
2 - аккумулятор заливается электролитом Эщ-18;
4-4 слоя сепарации;
2. - вариант изготовления массы положительного электрода.
Соединенные последовательно аккумуляторы составляют батареи, которые образуют блок питания.
Основные технико-эксплуатационные характеристики:
Удельная энергия - <=130 Вт-ч/кг.
Ресурс - до 200 зарядно-разрядных циклов.
Срок службы - до 2-х лет.
Диапазон рабочих температур - от 0 до 40 С.
В чем причина установки серебряно-цинковых аккумуляторов на борт космических аппаратов?
1. Аккумулятор самый легкий из всех существующих. Удельная энергия СЦ до 130 Вт-ч/кг, а у свинцового всего - 22. Это объясняется тем, что у СЦ аккумуляторов используются пористые электроды, в которых работает вся масса электрода, а свинцовых сплошные.
2. Как видно из уравнения химической реакции в СЦ аккумуляторе реакция происходит без выделения и поглащения газов, что позволяет делать аккумуляторы герметизированными.
3. В процессе работы аккумулятора не расходуется электролит, что позволяет использовать небольшие количества электролита, который находится в пластинах электродов и сепараторе. Отсутствие «свободного» электролита позволяет использовать аккумулятор в любом пространственном положениии.
К недостаткам аккумулятора можно отнести:
1. Малый срок службы,
2. Двухступенчатость зарядно-разрядных характеристик, что усложняет и удорожает зарядное устройство, и неудобно для потребителей электроэнергии.
3. Высокая стоимость аккумулятора (серебро).
2. Конструкция серебряно-цинковых аккумуляторов
2.1. Положительный электрод серебряно-цинкового аккумулятора изготавливается из серебра. Характерной особенностью серебра является легкость его восстановления до металла из соединений. Благодаря этому и хорошей электропроводности на основе его соединений можно конструировать разные химические источники тока.
2.2. Положительные электроды аккумуляторов обычно изготавливаются из порошка серебра, который прессуется на каркас из серебряной проволоки, отрицательный электрод изготавливается из цинка. В серебряно-цинковых аккумуляторах используется нерастворимый отрицательный электрод. В этом электроде, благодаря применению высокопористого цинкового электрода и малого количества электролита, который в основном находится в порах электрода и сепараторного материала, обеспечиваются значительно лучшие условия для работы цинкового электрода.
Так как количество растворенного в электролите цинка невелико, осаждение его в виде дендритов происходит гораздо медленнее, что позволяет значительно увеличить срок службы аккумулятора.
В отечественных аккумуляторах отрицательные электроды изготавливаются так называемым намазным способом - паста из порошка цинка намазывается на каркас из освинцованной медной проволоки, затем осуществляется подпрессовка и прокалка.
2.3. Для современных серебряно-цинковых аккумуляторов электролит изготавливается из частого едкого кали, плотность щелочного электролита равна 1,4.
Практически электролит в аккумуляторе не расходуется, поэтому oбщее количество его обычно невелико - в порах активных масс и сепарации. При неплотно закрытых пробках он начинает поглощать углекислый газ из воздуха, что ведет к увеличению внутреннего сопротивления аккумулятора. С ростом числа разрядно-зарядных циклов уровень электролита начинает понижаться за счет разложения воды в конце заряда.
2.4. В ходе разработки серебряно-цинковых аккумуляторов одной из основных проблем явилась проблема сепарации, при маломэлектрическом сопротивлении и хорошей химической стойкости в щелочи, сепарация должна препятствовать продвижению через нее частиц серебра и дендритов цинка.
В настоящее время в серебряно-цинковых аккумуляторах получила применение сепарация из целлюлозы, в которую «одевается» отрицательный электрод (рис.1.2). Эта сепарация не имеет сквозных пор, через которые электролит мог он свободно диффундировать от одного электрода к другому.
Целлофановая сепарация после помещения ее в раствор щелочи впитывает в себя электролит, набухает и увеличивает свою толщину в 2-5 раза. Перенос ионов через такую сепарацию происходит принудительно (под влиянием электрического поля, возникающего в работающем аккумуляторе).
Целлофановая пленка довольно легко подвергается окислению окислами серебра и кислородом, выделяющимся на серебряном электроде при перезаряде (заряд свыше Qн) аккумулятора. Для предотвращения этого на положительный электрод одевается дополнительная сепарация из капроновой ткани – «капроновый чулок» (рис. 1.2).
Сборка аккумуляторных блоков в сосуде производится с таким расчетом, что набухающая сепарация создает достаточное давление, препятствующее сползанию активной массы отрицательного электрода.
Следует отметить, что целлофановая пленка не отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым к сепарации серебряно-цинковых аккумуляторов. При определенных условиях дендриты цинка могут прорастать через целлофан за счет восстановления цинка в толще сепарации, замыкая пластины аккумулятора - основная причина малого срока аккумулятора.
Постепенное химическое разрушение сепаратной пленки за счет окисления является другой причиной, ограничивающей в настоящее время срок службы серебряно-цинковых аккумуляторов.
2.5. Сосуды для аккумуляторов (рис.1.1,поз.I), в которых размещаются пакеты электродов, и крышки (рис.1.1,поз.2) изготавливаются из полистирола или полиамида методом штамповки или литья под давлением. 2.6. В аккумуляторе имеются в крышке отверстие для заливки электролита и вентиляции, заливочное отверстие закрывается газоотводной пробкой (см. рис.1.1, поз. 4). В пробке предусматривается отверстие с клапаном для выпуска скопившихся газов. Пробки водонепроницаемы и открываются только при определенном | Рис.1.1. Внешний вид аккумулятора |
избыточном давлении внутри аккумуляторного сосуда.
2.7. Сборка аккумуляторного блока (рис.1.2) производится следующим образом: две отрицательные пластины 1 заворачиваются в целлофановую пленку 2, а затем сгибаются по линии а-б. Между ними помещается положительный электрод, на который надет капроновый мешок.
2.6. Основные рабочие характеристики серебряно-цинкового аккумулятора:
а) приведение в действие. Для этого необходимо выполнить три операции:
заливку и пропитку его электролитом, формирование электродов, рабочий заряд. Процесс формирования электродов серебряно-цинковых аккумуляторов сложен и занимает длительное время ~ от 70 до 100 часов, поэтому в последние годы разработаны и выпускаются сухозаряженные аккумуляторы, способные работать непосредственно после заливки электролитом и пропитки им сепарации и электродов;
б) заряд (заряжаются аккумуляторы номинальным током. Для всех серебряно-цинковых аккумуляторов им является ток 10-20 часового заряда).