Особенности конденсации пара
В конденсаторах поверхностного типа пар конденсируется не в паровом пространстве, а на поверхности охлаждения, и в зависимости от условий процесса конденсации различают: капельную и плёночную.
Капельная конденсация возможна на несмачиваемых поверхностях и при низких паровых нагрузках. В судовом конденсаторе таких условий нет, т.к. их рассчитывают для действия с высокими паровыми нагрузками. Например, для конденсаторов ГТЗА – 30÷40 кг пара в час на квадратный метр площади охлаждения. При этом трубки конденсатора покрываются плёнкой конденсата. На плёнку конденсата действуют сила тяжести и сила трения паровоздушной смеси. Под действием указанных сил, плёнки смываются на тыльную часть трубок, обрываются и стекают в сборник конденсата. Характерной особенностью конденсации пара в конденсаторах паровых двигателей является присутствие воздуха, который поступает в конденсатор с паром и через неплотности соединений, если конденсатор вакуумный. Воздух в смеси понижает парциальное давления пара. Отсюда следует понижение температуры конденсации и, как следствие, переохлаждение конденсата.
Давление в паровом пространстве конденсатора, допуская погрешность на движение паровоздушной смеси, в соответствии с законом Дальтона можно представить в виде суммы:
,
где:
– давление в любой точке парового пространства,
– порциальные давления пара и воздуха.
Используя уравнения состояния пара и воздуха, получаем:
– массовые расходы пара и воздуха,
– объёмные расходы пара и воздуха.
Величины и в составе паровоздушной смеси взаимообусловлены, а выражение, характеризующее зависимость между величиной этих параметров получают в результате совместного решения выражений для этих параметров.В результате деления левых и правых частей в выражении для и , получаем:
,
и – т.к. пар и воздух в конденсаторе имеют одинаковый объём.
Учитывая, что , и принимая, что – относительное содержание воздуха, получаем:
.
Подставляя в выражения для , получаем:
.
Отсюда парциальное давления имеет вид:
.
Следовательно, величина в любой точке пространства конденсатора зависит от давления смеси в этой точке и относительного содержания воздуха в этой точке. Величина при движении пара (смеси) от горловины к сборнику конденсата понижается, т.к. часть энергии расходуется на преодолении сопротивления трения. В результате при выходе из трубного пучка:
,
где: – паровое сопротивления конденсатора.
При движении паровоздушной смеси и выходе из трубного пучка, пар конденсируется и его масса уменьшается, а масса воздуха остаётся неизменной или увеличивается за счёт подсосов. В результате, при выходе из трубного пучка . В соответствии с указанными изменениями изменяется (уменьшается) и температура конденсации.
Разность
– переохлаждение конденсата,
– температура конденсата.
Причины переохлаждения конденсата:
1. паровое сопротивления конденсатора ,
2. присутствие воздуха.
При переохлаждении увеличивается расход тепла на подогрев воды, и повышается интенсивность кислородной коррозии конденсационных магистралей и паровых котлов. При совместном отводе конденсата и воздуха (вспомогательные конденсаторы). . При раздельном отводе конденсата и воздуха .В регенеративных конденсаторах с раздельным отводом конденсата и воздуха .
Теплообмен в конденсаторах
Теплообмен – процесс передачи тепла от отработавшего пара через поверхность охлаждения охлаждающей воде. Осуществляется конвективным путём и характеризуется тремя выражениями конвективного теплообмена:
1. уравнение баланса тепла по паровой стороне.
2. уравнение теплопередачи.
3. уравнение баланса тепла по водяной стороне.
(1) Выражение баланса по паровой стороне характеризует количество теплоты, переданное паром поверхности охлаждения.
,
где:
– количество теплоты, переданное паром и воздухом.
– величина несущественная, поэтому ею пренебрегаем.
.
– расход пара через конденсатор.
– энтальпия пара на входе и воды на выходе.
Выражение характеристик количества теплоты, переданное через поверхность охлаждения:
(*) ,
(2) , где
– коэффициент, который учитывает влияния кривизны поверхностей охлаждения, которые изготавливаются из труб малого диаметра.
Выражение количества теплоты, переданного поверхностью охлаждения охлаждающей воде:
,
где: – расход воды, – теплоёмкость,
– температуры охлаждающей воды при выходе и входе в конденсатор,
, .
Теплообменные аппараты
Теплообменный аппарат – устройство, предназначенное для подогрева или охлаждения жидкости и воздуха. Существует 3 вида теплообменных аппаратов:
- рекуперативные,
- регенеративные,
- смесительные.
На морских судах используются рекуперативные теплообменные аппараты, в которых теплообмен осуществляется через теплообменную поверхность (нагрева или охлаждения).
Существует 2 типа рекуперативных теплообменных аппаратов:
- трубчатые,
- пластинчатые.
В соответствии с назначением делятся на подогреватели и охладители. Трубчатые теплообменные аппараты могут быть прямотрубные, U-образные, змеевиковые. Характерной особенностью трубчатых теплообменных аппаратов является наличие прочного корпуса (кожуха) – кожухотрубные. Общим достоинством таких теплообменных аппаратов является возможность использования при любых необходимых давлениях и температурах теплообменивающих сред. Недостаток – большая масса.